Главная » Адаптация детей



Адаптация детей сирот обществе

Буторина Н. А. Корнеев К. Д. Хакимов Р. Н. Литуновская А.С.

Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета, Россия

Адаптация детей-сирот как способ формирования человеческого капитала общества

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё социальных условий или социальной среды. Каждый из нас проходит через социальную адаптацию на протяжении всей своей жизни, становясь человеческим капиталом общества, его качество будет определяться качеством жизни и уровнем образования детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная адаптация - это фундамент, на котором строится успешность человеческого капитала.

В настоящее время проблема адаптации детей-сирот является особенно актуальной. Воспитанники детских домов, как и дети из семей, являются будущим страны и, следовательно, основой человеческого капитала. Их благополучие и социальная адаптация напрямую определяют их будущее место в жизни, их жизненную позицию, от этого зависит качество человеческого капитала страны. Воспитанники детских домов не получают необходимых практических, бытовых, социальных навыков взаимодействия с обществом, получаемых в обычной семье и нужных для успешной социализации. В стенах детского дома ребёнок не способен полностью адаптироваться к реальной жизни. Именно поэтому важно, чтобы дети получили практический опыт взаимодействия с учреждениями социального, муниципального характера в виде экскурсионных занятий, ознакомления с деятельностью и функциями учреждений. Все это необходимо для успешной социализации, повышения уровня своей гражданской позиции и социальной ответственности.

Объектом нашей работы является группа детей-сирот, являющихся воспитанниками КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского». Предметом является социальная адаптация детей-сирот в КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского» как один из эффективных факторов формирования человеческого капитала.

Целью нашей работы является решение проблемы адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме после выхода из дома-интерната путём знакомства воспитанников с общественными учреждениями города, что в дальнейшем приведет к их успешному становлению как личностей и полноценных членов общества, которые смогут стать основой человеческого капитала.

В соответствии с поставленной целью выделяется ряд определённых задач, необходимых для достижения цели:

1. Разработка мероприятий в рамках реализации проекта;

2. Ознакомление воспитанников детского дома с деятельностью различных общественных городских учреждений;

3. Разработка буклетов, информирующих о специфике работы городских учреждений;

4. Выработка рекомендаций по профилактике социальной дезадаптации детей-сирот.

Методами сбора информации об уровне адаптированности детей-сирот в нашей работе являлись анкетный опрос и индивидуальные беседы в форме интервью. Для исследования социальной адаптации детей-сирот был проведен социологический опрос, в котором приняли участие воспитанники дома-интерната в возрасте от 12 до 17 лет. Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод о том, что большинство воспитанников из опрошенных нами не видят дальнейшей самостоятельной жизни в нашем городе, стремятся выбраться из провинции в крупные города в надежде добиться большего, при этом не имея реальных социальных и жизненных навыков для жизни вне стен дома-интерната. Таким образом, выпускники оказываются недостаточно адаптированы для жизни за стенами дома-интерната, уровень их социальной ответственности крайне низкий, что создает опасность неполноценного вхождения в общество и они не могут стать достойной основой для человеческого капитала.

На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации по эффективной работе с воспитанниками дома-интерната, направленные на более успешную их адаптацию в современном обществе:

1. Разработать программы занятий с воспитанниками детского дома, на которых будет представлена информация о деятельности общественных учреждений города;

2. Провести экскурсии в общественные учреждения города с привлечением специалистов данных учреждений;

3. Продиагностировать уровень адаптации воспитанников детского дома посредством проведения регулярных анкетных опросов;

4. Усовершенствовать интернет-ресурс (сайт) детского дома http :// ldd. ucoz. ru.

Как известно, одним из важнейших факторов формирования человеческого капитала является успешная социализация и адаптация в обществе. Именно поэтому данные рекомендации позволят усовершенствовать работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и довести уровень их социальной ответственности и осознания общественности значимости до уровня детей, воспитывающихся в семьях.

1. Социальная работа: история, теория и практика [Текст]. учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. – М. Издательство Юрайт, 2011. – с. 514-580.

2. Сайт КГКОУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ldd.ucoz.ru.

Адаптация и профориентация для детей-сирот

Проблема профориентации детей-сирот в настоящее время становится все более актуальной. С каждым годом темпы развития рыночных отношений все ускоряются, соответственно растет конкуренция, что в конечном итоге приводит к ослаблению социальной защищенности многих категорий населения, и, конечно же, особенно тяжело это для детей-сирот и детей-инвалидов. Дети-сироты с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление. В детском доме или интернате создается искусственная среда, в которой ребенок растет и получает воспитание. И эта среда ощутимо отличается от жизни в обычном социуме. Именно поэтому качественная организация профориентации детей-сирот может во многом определить их успешное вливание в общество в будущем.

По статистике число детей-сирот, выпускников детских домов, нормально адаптировавшихся в обществе и постоянно трудоустроенных, составляет ничтожно малую цифру в 10 %. Остальные 90 % не справляются с социальной адаптацией из-за отсутствия сформированных навыков самостоятельной жизни, примера родителей, осознания необходимости саморазвития и профессионального совершенствования. По этой причине перед выпускником детского дома встает вопрос выбора профессии. Детям-сиротам очень сложно определиться в какое образовательное учреждение поступить и определить род занятий на будущее, именно потому, что они не осознают необходимость образования. Более того, даже поступив в образовательное учреждения и проходя обучение, часто выбирают низкоквалифицированный труд, вместо работы по профессии из-за страха, что недостаточно компетентны и страха увольнения.

Именно поэтому работа по профориентации детей-сирот играет немаловажную роль в их будущей жизни. Для обучения детей-сирот различным профессиональным навыкам в детских домах организуют мастерские, залы социально-бытовой ориентировки. Это помогает ребенку заранее сформировать отношение к труду и выработать желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий, о работе современной экономики и бизнеса. В свою очередь общество и организации должны участвовать в трудоустройстве детей-сирот, предлагая вакансии и помогая сироте адаптироваться на новом месте.

ДЕТСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС, СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ВИКТОРИЯ ЛАПУНОВА, 14 ЛЕТ

Проснувшись рано, я окно открою
И с восхищением во двор свой посмотрю.
Я улыбнусь в эту минуту, вспомнив,
Как это время я люблю.
Все деревья, как невесты, нарядились
В жемчужный белый-белый снег.
Вот уже зима настала со снегом первым,
И будет радоваться каждый человек.

Особенности постинтернатной адаптации сирот

У детей, не лишенных родительского внимания и заботы, осознание себя в мире и мира в себе происходит одним образом, а у сирот совершенно иначе. Ребенок вынужден адаптироваться в социуме. Постинтернатная аптация детей-сирот имеет свои особенности.

Развитие самосознания, через которое проходит каждый, специфично: мы познаем, испытываем эмоции. у нас формируется стиль поведения.

Для детей-сирот характерно ситуативное, мгновенное проживание жизни. Это приводит к тому, что те чувства, которые ребенок испытывал за этот период времени, не фиксируются в его психологическом опыте: когда он будет вспоминать об этом, то не будет испытывать полноты чувств. А это состояние замедляет развитие самооценки и уровня притязаний.

Что такое постинтернатная адаптация

У детей, живущих в детских домах, развивается синдром нарушения ролевой идентификации. У них нет представлений о таких понятиях, как партнер, супруг, родители.

Когда дети-сироты начинают осваивать социальные роли, то у них возникают определенные проблемы, которые называются трудностями социального воспитания, или постинтернатной адаптации.

Причины проблем с постинтернатной адаптацией

Трудности постинтернатной адаптации детей, живущих без родителей, связаны с ограниченной информативностью некоторых источников социализации.

  • У сирот нет возможности принять и освоить социальный опыт родителей,бабушек и дедушек, то есть они не могут подражать им, брать с них пример, разрешать какие-то ситуации так, как решили бы их близкие, либо они делают это, но так, что их действия носят несовместимый с законами социума характер.
  • Для проживания в детском доме или школе-интернате характерно крайне малое число социальных контактов, так как все регламентировано. При этом ребенок-сирота не может черпать представление о том, какова полнота социально-ролевых отношений в том обществе, которое существует за пределами его приюта. У лишенного родителей ребенка формируется лишь одна позиция по отношению к полноценному миру – позиция отщепенца, сироты. Одобрения и поддержки в этой среде ему почувствовать не дано.
  • Ранний опыт ребенка-сироты формирует один из самых серьезных феноменов сиротства: ребенок теряет доверие к реальному миру. Проявляется это в неприспособленности к жизни в незнакомой среде, агрессивности и подозрительности.
  • Приостанавливается процесс саморегуляции. Наружный контроль поведения вытесняется самоконтролем. Это возникает из-за специфики организации жизни сироты в детском доме, где функция самоконтроля отсутствует, так как контроль за ребенком полностью лежит на плечах воспитателей.

Постинтернатная адаптация: методы разрешения проблемы

Основные задачи воспитания детей-сирот — адаптация к жизни в социуме, которая обеспечивает полноценное участие во всех областях социального бытия: духовной, экономической и политической.

При этом взаимоотношения учащегося ребенка с людьми, социумом, государством и миром должны быть построены на основе сформированных направлений личности.

Педагоги, работающие с детьми-сиротами, должны понимать их неординарность. В плане постинтернатной адаптации необходимо делать акцент на формировании независимой, уверенной в себе личности.

Сирота вполне может реализовать свои жизненные цели с опорой на общество. Учителя должны развивать и совершенствовать черты характера ребенка, на основе которых реализуется его индивидуальность (имеется в виду интеллектуальный, волевой, мотивационный, предметно-практический и эмоциональный аспект саморегуляции).

Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию .

Источники: http://www.rusnauka.com/9_NND_2014/Psihologia/5_163399.doc.htm, http://assistancerussia.org/article/adaptaciya_i_proforientaciya_dlya_deteysirot, http://vitaportal.ru/glavnaya/osobennosti-postinternatnoj-adaptatsii-sirot-5125.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Играть игры для самых маленьких мальчиков

Бесплатные игры для малышей онлайн Давно прошли те времена, далее...

Прыщи без температуры у ребенка

Сыпь на животе и спине у ребенка без далее...

Развивающие настольные игры для детей 7 лет

Развивающие игры для детей 5-7 лет В возрасте 5-7 далее...

Популярные статьи