Главная » Адаптация детей



Адаптация ребенка школе битянова м р

Адаптация к школе. Анкета для родителей.

Сегодня я предлагаю анкету для родителей, которая поможет оценить, как протекает адаптация вашего ребёнка к школе.

Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.

Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.

Длиться адаптация может до нескольких месяцев.

Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе.

Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца.

Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию?

Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился на новый лад.

Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.

Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача -особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

· в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

· скорее нет, чем да (ДА)

· в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

· довольно часто (А)

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

· в основном отрицательные впечатления (ДА)

· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

· в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

· довольно часто (ДА)

· не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

· перед трудностями сразу пасует (ДА)

· обращается за помощью (ВДА)

· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

· настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

· сам этого сделать не может (ДА)

· иногда может (ДА)

· может, если его побудить к этому (А)

· как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

· довольно часто (ДА)

· бывает, но редко (ВДА)

· такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

· скорее нет, чем да (ВДА)

· скорее да, чем нет (А)

А -адаптация; ВДА -возможная дезадаптация; ДА -дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М. Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997

Диагностика уровня психосоциальной зрелости ребенка (автор Банков С. А.).
  • Какой цвет выбирает ваш ребёнок при рисовании?
  • Стратегии семейного воспитания.Тест для родителей.

    Битянова М.Р. Книги онлайн

    Битянова Марина Ростиславовна— кандидат психологических наук.

    Ведущий научный сотрудник лаборатории психологического мониторинга МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ , специалист вобласти психологии образования исоциальной психологии.

    Автор четырех монографий, учебника посоциальной психологии, учебно-методических инаучно-методических пособий для студентов, психологов-практиков, педагогов, втом числе книг Организация психологической работы вшколе и Практикум попсихологическим играм сдетьми иподростками .

    Автор иглавный организатор известных образовательных проектов Большая психологическая игра и Всероссийская Неделя школьной психологии , атакже других психолого-педагогических проектов, ориентированных наобъединение всех специалистов школы всоздании развивающей образовательной среды, внедрение вшколах идей антропологического подхода.

    Книги

    Организация психологической работы в школе

    Вкниге излагается целостная авторская модель организации психологической службы вшколе.

    Издание знакомит читателя сосхемой планирования работы школьного психолога втечение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной идр.

    Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога спедагогами, детским сообществом, школьной администрацией. Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций иметодистам.

    Социальная психология

    Впособии рассматриваются важнейшие социально-психологические проблемы, имеющие непосредственное отношение кпрактике общения сдетьми ишкольниками различных возрастов.

    Социально-психологические знания, навыки социально-психологического анализа ситуации имеют колоссальное значение для педагога или школьного психолога.

    Содной стороны, они помогают взрослому лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего Я : социальные установки, стереотипы, стратегии поведения ивзаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать иадекватно понимать других людей.

    Сдругой стороны, они позволяют лучше понять детей, создать такую ситуацию общения сним, которая наиболее плодотворно отражаласьбы наихвнутреннем психическом состоянии, давалабы детям чувство социальной защищенности, способствовала ихтворческому развитию.

    Практикум по психологическим играм с детьми и подростками

    Книга представляет собой методическое пособие, содержащее около 30сценариев психологических игр для школьников ивзрослых.

    Впяти главах книги последовательно представлены виды больших игр: игровые оболочки , игры-проживания, игры-драмы, деловые игры ипсихологические акции .

    Кроме того, описаны технологии проведения таких игр, даны подробные рекомендации поихсозданию, представлены вспомогательные материалы для ведущего иконкретный игровой материал. Все игры, включенные впособие, представляют собой авторские разработки, созданные пооригинальным сюжетам сиспользованием авторских методических средств.

    Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности

    Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку.

    Адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

    2) результат этого процесса. [26]

    Психологический словарь трактует адаптацию личности как процесс активного приспособления к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом (А.А. Алдашева, Ф.Б. Березин, Н.Г. Колызаева).

    Особое значение имеет адаптация ребенка к школе, как процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и взаимодействия ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

    Понятие адаптация к школе рассматривается Г.Р. Дичевым, Б.Т. Гурусбековым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [31].

    По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе - значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. [8]

    Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Образовательная среда, которую организуют педагоги и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок, с другой стороны, из его отношения к этим правилам, деятельностям, с третьей - из отношения ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоциональные самоощущения в ней [46].

    Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:

    - освоение нового школьного пространства;

    - выработка нового режима дня;

    Социальная ситуация: сущность, типология
    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эколо.

    Лояльность нового персонала
    Эффективность компании – первоочередная задача менеджмента и условие инвестирования в человеческие ресурсы организации. Такие инвестиции ведут к более высокой удовлетворенности персонала организации и как следствие — к улучшению качества.

    Факторы способствующие возникновению ЗПР
    Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые.

  • Источники: http://l-pankova.ru/adaptaciya-rebyonka-k-shkole-anketa-dlya-roditelej/, http://www.koob.ru/bityanova/, http://www.pclever.ru/goncs-572-1.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Аллергия ребенка народные методы

    Народные средства лечения аллергии у детей Опубликовано 20.11 | далее...

    Животные на ферме видео для детей

    Животные на далее...

    Противовирусные препараты при мононуклеозе у ребенка

    Мононуклеоз у детей далее...

    Популярные статьи