Главная » Адаптация детей



Адаптация ребенка школе первый класс

Первый раз в первый класс: помогаем ребенку адаптироваться в школе

Праздничная линейка, громкий звонок, море цветов и улыбок! Вчерашний малыш делает такой важный шаг во взрослую жизнь. Первый класс — сложный и стрессовый период для любого ребёнка. Весь его мир кардинально меняется. Помочь маленькому ученику адаптироваться — главная задача родителей.

Начинать подготовку к школе нужно заранее. Хорошо, если есть опыт посещения детского сада или занятий по развитию в психологическом детском центре. Подобные учреждения формируют первичные навыки общения в большом коллективе, знакомят с правилами поведения и учат взаимодействовать с малознакомыми старшими. Все это способствует безболезненному привыканию к школьной среде.

Социальная адаптация детей -в данном случае первоклассников -условно делится на физиологическую и социально-психологическую.

Связана со сменой режима, изменениями в двигательной активности, возрастающими физическими нагрузкам. Самые сложные первые 2—3 недели. Данный период в психологии принято называть «физиологической бурей». Непривычный жёсткий распорядок, смена ведущей деятельности с игровой на учебную, новая обстановка. Все это стрессовые факторы, вызывающие острые физические реакции: переутомление, усталость, вялость, раздражительность, нервное перенапряжение.
В конце первого месяца наступает период неустойчивого приспособления, который характеризуется поиском и выработкой новых поведенческих реакций. После 2—3 месяцев обучения начинается последний этап — относительно устойчивое приспособление. Происходит закрепление и отшлифовка новых поведенческих реакций. В целом физиологическая адаптация завершается через 6 месяцев, но вполне может продолжаться и весь первый учебный год.

1. Режим дня. Обязательно: дневной сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе, перерыв между школой и домашним заданием не менее 3 часов.
2. Полноценное питание. Здоровая, богатая на витамины, полезная еда — залог энергии и активности.
3. Отдых. Семейные выходные на свежем воздухе: даче, парке, лесу. Пешие и велосипедные прогулки, футбол, любимые подвижные игры помогут снять напряжение.

Новый детский коллектив, незнакомые преподаватели и умственная нагрузка — факторы психоэмоционального стресса. Первоклассник вынужден одновременно приспосабливаться к школьным правилам, искать своё место в классе и общий язык с учителем. Психологическое привыкание или адаптация первоклассника занимает от 3 до 6 месяцев. Его успех и скорость во многом зависят от особенностей самого ребёнка.

1. Внимание. Уделяйте больше внимания и любви своему чаду. В этот период он остро нуждается в понимании и принятии.

2. Похвала. Хвалите малыша каждый день, его старания должны быть оценены по достоинству. Так, у первоклассника формируется и интерес к обучению.

3. Личный опыт. Делитесь собственными школьными воспоминаниями, переживаниями. Расскажите какие трудности были у вас в его возрасте и как вы их преодолели.

4. Мотивация. Почаще говорите ребёнку о том, как гордитесь, что он стал таким взрослым и самостоятельным. Подкрепляйте успехи в обучении и поведении маленькими сюрпризами, ласковыми словами.

5. Интересуйтесь. Возьмите за правило ежедневно расспрашивать о школьном дне. Внимательно выслушивайте ребёнка. Откликайтесь на его просьбы, помогайте, старайтесь всегда быть в курсе проблем.

Следуя этим несложным советам, вы сделаете адаптацию к школе максимально безболезненной.

Читайте также статью Адаптация ребенка после смены школы

Поделиться в соц. сетях

Один комментарий на Первый раз в первый класс: помогаем ребенку адаптироваться в школе

Ребенок пошел в школу- это стресс для маленького человека. Неплохо, когда в школе есть психолог, который поможет первокласснику разобраться с его проблемами. Но, как показывает практика, помогать школьнику будут родители. Очень правильно отмечено автором, что первачку необходим режим дня. Но его соблюдение зависит от того работает мамочка или нет. Многие родители записывают первоклашку в продленку, а это весь день в школе. Конечно, там тоже соблюдается некоторый режим дня: дети спят, гуляют и делают уроки. Но бывшему детсадовцу трудно в первое время даже высидеть 30 минут урока, а уж провести почти весь день в школе еще труднее. Конечно, в выходной день тоже можно многое сделать: расспросить о школе, учителях, посмотреть тетради, прогуляться по парку, но это не исключает каждодневные разговоры с ребенком о его школьной жизни. Первоклассник должен понимать, что родители его любят и всегда помогут.

Добавить комментарий Отменить ответ

Адаптация детей к школе

Многим детям в этом году впервые предстоит пойти в школу в первый раз. Одновременно с детьми, в школу «пойдут» и мамы.

И для того, что бы это не превратилось из просто стресса, местами даже положительного, в дистресс, необходимо владеть ситуацией. А что бы владеть ситуацией вам, как родителям, нужна информация.

Что такое вообще адаптация к школе и чем она отличается от адаптации ребенка в саду: Ответ очень простой – всем. Когда ребенок идет в сад, даже если вам удалось оттянуть этот момент как минимум до трех лет, а то и дольше, он еще ребенок – основные функции психики, такие как память и речь, воображение и фантазия, еще не развиты, ребенок просто, с тем или иным успехом, вливается в тот коллектив, который ему предложат. Когда ваш ребенок идет в школу, его личность уже практически полностью созрела: да, он еще ребенок и не может жить взрослой жизнью, но характер, привычки, нормы реакции на различные события, у вашего ребенка уже заложены и доведены до автоматизма. И с этим набором он попадает в новую, принципиально отличающуюся среду. В этой среде ребенка впервые, несмотря на распространенный запрет на оценки в первом классе, будут по-настоящему, по-взрослому, а не только в игре, оценивать. Кстати, в шесть-семь лет ребенок в этом уже нуждается: не оценивая своего ребенка и не позволяя делать это отцу (наш ребенок всем хорош), вы подкладываете своему растущему чаду большую свинью – не формируете у него мотивацию на успех. Но, впрочем, это отдельная тема и о ней как-нибудь в другой раз.

Итак, школа: новая среда, новые требования, новые люди, новые нагрузки. Во всем этом ребенок теряется и иногда это приводит даже к полной дезадаптации, так называемой школьной дезадаптацией (не путать с дезадаптацией личности!). Школьная дезадаптация включает в себя хроническую и устойчивую неуспеваемость ребенка в школе, неприятие школьных требований, неприятие авторитета учителя и так далее. Все это приводит к утрате здоровья, при чем не только морального, но и физического, а в результате, сказывается на формировании устойчивого негативного отношения к школе. На все последующие годы.

Специалисты выделяют три уровня адаптации ребенка к школе: высокий, средний и низкий.

О низком уровне школьной адаптации говорят при отрицательном или всёравношном отношении ребенка к школе, частых жалобах на здоровье, школьный материал усваивается фрагментарно, настроение подавленное, а то и плаксивое, самостоятельная работа игнорируется или затруднена, школьные приятели и друзья отсутствуют.

При среднем уровне школьной адаптации ребенок в целом положительно относится к школе, посещает ее иногда даже и с удовольствием, понимает учебный материал, если он изложен просто, наглядно и доступно, самостоятельно выполняет типовые задания, внимателен при выполнении заданий взрослого. но только при постоянном контроле, приятельствует с одноклассниками.

Высокий уровень школьной адаптации характеризуется положительным отношением к школе, адекватным восприятием требований учителя и взрослых, учебный материал усваивает легко, полностью, глубоко, понимает связь между предметами из разных дисциплин, слушает указания и объяснения, проявляет интерес к самостоятельной работе.

Во многом способность к адаптации зависит от самого ребенка, но еще в большей степени от родителей. Если вы поддерживаете ребенка и не бросаете его на произвол судьбы, интересуетесь его успехами и неудачами, приглашаете в дом гостей и приятелей из школы, помогаете ребенку в усвоении материала, проводите дополнительные занятия в игровой форме – ваш ребенок будет иметь больше шансов к успешной адаптации в школе.

17.01 Первоклассные домашние задания
В первые недели обучения, когда ваш малыш еще только пытается приспособиться к новым требованиям и режиму дня, домашние задания редки и несложны. Как правило, ребенок с удовольствием справляется с ними сам.

20.08 Первоклассный профессор
К школе ваш ребенок готов – в этом вы даже не сомневаетесь. Вы для этого сделали все. Да и какие сомнения, если шестилетка бегло читает, считает, умеет писать и чуть ли Шопенгауэра не цитирует. Самое время задуматься: а как ему будет в школе?

01.05 Знакомство с учителем
Как правило, первая встреча с первой учительницей вашего ребенка или классным руководителем проходит задолго до 1 сентября. Родители приглашаются на общее собрание и экскурсию по школе.

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап. Добро пожаловать!

1 сентября 2015

Адаптация ребенка к первому классу школы

Когда дошкольник становится первоклассником – это важное событие для всей семьи и, особенно, для самого малыша. Ведь в жизни маленького человека должно поменяться буквально все: режим дня, одежда, питание, круг общения. Кроме того, у него появятся новые обязанности и ответственность за них.

Учителя и родители предъявляют к шести-семилетке совершенно новые требования. К примеру, спокойно сидеть на уроке, учить материал, делать домашние задания. Такая нагрузка по силам не всем детям. Практически все малыши должны привыкнуть к этим новшествам, другими словами – адаптироваться к школе. Как проходит этот процесс и чем можно помочь ребенку, рассказывает психолог БО Иная Ольга Мельницкая.

Существует ли легкая адаптация к школе?

В первый класс каждый ребенок приходит со своим мировоззрением, а также багажом знаний и социальных навыков. Кроме этого у каждого малыша существует определенный уровень зрелости нервной системы. Если одному школьнику не составляет труда просидеть спокойно весь урок, то другому будет очень дискомфортно от невозможности двигаться.

Кроме этого некоторые дети не могут удерживать внимание больше 10-15 минут, не знают, как попроситься в туалет, не могут понять, зачем им нужно соблюдать тишину. Если малыш перед школой посещал детский сад или ходил на курсы подготовки к школе, то ему будет гораздо легче принять правила класса и привыкнуть к ним.

Такой малыш уже научен сидеть за партой, он знаком с учительницей и почти со всеми одноклассниками. Домашний же ребенок может испытывать сильный стресс, оставшись среди незнакомых детей, не зная, как ему себя вести. Поэтому ему будет сложнее привыкнуть к новому режиму.

Кроме этого дети с хорошими коммуникативными навыками легче заведут друзей и вольются в коллектив, чем интроверты. Вообще, минимальная адаптация даже в самом идеальном случае все равно будет длиться не меньше месяца-двух.

На процесс привыкания к школе очень влияет и поведение родителей. Если они ждут от первоклассника грандиозных успехов и постоянно говорят про это – то ответственность давит на ребенка и может вызвать у него невроз. Если же родители слишком озабочены дисциплиной или, наоборот, вообще считают, что малыш теперь уже большой и должен решать все свои школьные вопросы самостоятельно – эта нагрузка также может негативно сказываться на поведении ребенка в школе.

Какие есть признаки того, что первоклассник тяжело адаптируется?

Про это говорит поведение ребенка в школе и дома. Все дети проявляют дезадаптивное поведение по-своему, но психологи выделяют несколько основных моментов.

На уроках ребенок может быть слишком возбужден, может разговаривать с одноклассниками, выкрикивать с места, ходить по классу без разрешения. На переменах такой малыш обычно агрессивен и раздражен. Учителя жалуются, что он неуправляем. При этом дома он может вести себя как обычно и даже с интересом готовиться к школе.

Ребенок полностью погружен в себя – он ведет себя тихо, но не слушает учителя, на переменах не общается с одноклассниками. Все его силы уходят не на учебу, а что бы пережить это тяжелое школьное время и дождаться родителей. Дома он может капризничать, отказывается от еды и всячески требовать внимания.

В школе и дома малыш ведет себя в рамках требований, но у него может быть нарушение сна, аппетита, внимания и частыми ОРЗ и ОРВИ. Такие дети очень стараются быть хорошими, но организм, не справляясь с нагрузкой, дает сбои.

Ребенок хорошо вливается в коллектив и не нарушает дисциплину, но при этом у него совершенно не идет учебный процесс, учителя говорят, что он ленивый. Дома он отказывается заниматься, мотивируя тем, что ничего не понимает, не хочет или ему скучно.

Как помочь ребенку адаптироваться?

В первую очередь родители должны понимать, что первые месяцы в школе для их чада – очень трудное время. Поэтому ожидать, что он будет идеальным учеником, не стоит. Наладьте ребенку режим дня. Утром обязательно покормите, сделайте с ним зарядку. После школы нужен активный отдых или даже дневной сон.

Кружки, секции и другие дополнительные нагрузки в первые школьные месяцы лучше отменить. Уроки лучше всего делать в одно и то же время, но не больше двух часов. К девяти вечера первокласснику лучше уже лечь спать. Такой режим будет благоприятно сказываться на его нервной системе.

Меньше ругайте и наказывайте своего школьника. Порванные и потерянные вещи – это следствие его волнения. Поверьте – легче купить новый дневник и штаны, чем потом лечить невроз у малыша.

Плохое поведение дома и на уроках – тоже имеет свои причины. Обсуждайте то, что происходит в школе с ребенком, спрашивайте, как бы он хотел это изменить, что конкретно ему мешает вести себя адекватно. Уделяйте ему в это время максимум внимания.

Кроме этого нужно наладить контакт с учителем, который может идти на уступки в первое время. Например, разрешать гиперактивному малышу пройтись молча по классу посреди урока, чтобы снять напряжение.

Помогайте делать домашнее задание, но не впадайте в отчаянье, если не получается сделать все. Лучше хвалить даже за минимальные успехи, чем добиваться идеальных оценок. Сравнивайте малыша только с ним. Например, вчера у него был неуд за поведение, а сегодня – нет. Вчера он не мог выучить стих, а сегодня запомнил уже четыре строчки. Так вы дадите ему уверенность в том, что он на правильном пути и вселите успех в его силах.

Если ребенок не может наладить контакт с одноклассниками, можно договориться с другими родителями совершать совместные прогулки или поездки. В неформальной обстановке дети смогут сдружиться быстрее.

И помните – все дети очень разные, но все рано или поздно адаптируются к школе. Задача учителей и родителей – помогать им в этом.

Была ли эта статья полезна для тебя?

Источники: http://www.helpinadaption.ru/pervyiy-raz-v-pervyiy-klass-pomogaem-rebenku-adaptirovatsya-v-shkole/, http://www.predkam.ru/articles/art_9758/, http://svitmam.ua/themes/adaptacija-rebenka-k-pervomu-klassu-shkoly

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли гулять при ларингите детям

Можно ли гулять при ларингите детям и далее...

Препараты педикулеза детей цена

Как избавиться от вшей и гнид Педикулез далее...

Психические отклонения у детей симптомы

Главная Детское здоровье Психические расстройства у детей: симптомы, причины далее...

Популярные статьи