Главная » Адаптация детей



Адаптация ребенка социальной среде

Социальная адаптация ребенка

2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

3 Социальная адаптация ребенка к школе

В современной науке термин адаптация выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Цель данной работы изучить социальную адаптацию ребенка.

Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

  1. Дать понятие социальной адаптации.
  2. Проанализировать особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.
  3. Рассмотреть особенности социальной адаптации ребенка к школе.

Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком, что соответствует поставленным цели и задачам.

1 Понятиесоциальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин адаптация означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания рыбы живут в воде, птицы в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином биологическая адаптация), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в �

Социальная адаптация ребенка. Проблемы перехода подростка к взрослой жизни.

Каждому этапу человеческой жизни присущи свои, определенные черты. Человек растет, взрослеет, совершенствуются его психология и физиология. Любой период жизни человека важен, но возраст между 12 и 15 годами признается наиболее трудным в становлении личности. У физиологов существует такое понятие, как адаптация. Оно характеризует способность организма приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация – это свойство всех живых организмов, присуще оно и человеку. Постепенно этот термин стал использоваться более широко. В психологии появилось определение социально-психологической адаптации. Этот термин означает способность к преодолению воздействия социальной среды на личность индивидуума. У подростков социальная адаптация играет важную роль в формировании характера и воспитании личности.

Известно несколько типов социальной адаптации, они различаются по способам разрешения проблемной ситуации:

- человек устраняет или преодолевает проблемную ситуацию (например, конфликтную),

- человек уходит от решения проблемной ситуации,

- человек не решает проблему, но приспосабливается к ней.

Понятно, что второй и третий случаи не способствуют дальнейшему развитию личности, адаптации в социуме, а иногда ведут к проблемам с психическим здоровьем человека. Тогда как в первом случае подросток может получить положительный опыт адаптации в социальной среде и не навредить своему психологическому состоянию.

Известно, что в нашем обществе существует проблема сохранения психологического здоровья подростка, растет количество психических отклонений и подростковых преступлений. Эта проблема изучается психологами, формулируются определения, вырабатываются различные методики. Педагоги обучают подростков, проводят различные тренинги. Родители пытаются наладить контакт с ребенком, понять его. Но до решения проблемы еще далеко.

К подростковому возрасту ребенок приобретает определенные поведенческие нормы и усваивает правила от окружающих его людей, из книг и фильмов, а также конкретных жизненных реалий. И часто в среде его сверстников господствуют совсем не те правила и ценности, которые усвоены ребенком. Авторитет подростковой среды часто перевешивает авторитет родителей и педагогов. Личный опыт менее ценен для ребенка. У подростка появляется стремление к неоправданному риску и нарушению законов и общепринятых норм. Подросток начинает активно отстаивать свой индивидуализм, часто отрицая типовой социальный опыт. Нередко присутствует экстравагантность в одежде, стремление к сильным эмоциям. Проблему можно решить только комплексным подходом, но деликатно и внимательно. Родители и педагоги должны своими знаниями, примером и опытом помочь ребенку адаптироваться к взрослой жизни, сохранив психологическое здоровье. Необходимо сохранить контакт с подростком, не допустить его отдаления, быть готовыми помочь в любой момент.

Адаптация рассматривается как проявление, процесс и результат.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По поведению человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Социальная адаптация понимается двояко. С одной стороны, как постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. С другой стороны, социальная адаптация это результат такого процесса.

Социальная адаптация, как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды. С одной стороны, происходит формирование собственной природы человека, с другой – создание среды.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых и обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Т.В. Азаровой, Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, и др.

По М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [74, с. 382].

Что такое контроль сознания?
Сначала многие люди представляют себе контроль сознания как неясный мистический процесс, который нельзя охарактеризовать в конкретных терминах. В действительности термин «контроль сознания» связан с определенным набором методов и методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышлен.

Осмысленное восприятие
Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего.

Исследования отечественной школы
Целью ряда экспериментальных исследований Критской В.П. Мелешко Т.К. и Полякова Ю.Ф. реализовывавших направление синдромального психопатологического подхода к изучению шизофрении, был поиск закономерностей психопатологических нарушений, лежащих в основе негативных проявлений шизофренического дефекта. Причиной такого выбора было предст.

Источники: http://www.studsell.com/view/165550, http://www.rastut-goda.ru/teenager/4898-sotsialnaja-adaptatsija-rebenka-problemy-perehoda-podrostka-k-vzrosloj-zhizni.html, http://www.solidpsyholog.ru/sops-868-2.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ветрянка у детей уход и лечение

Ветрянка у детей - лечение Ветрянка относится к острым вирусным далее...

У ребенка второй день температура 39

11.07.11 16:38 у ребенка далее...

Капли алоэ детей года

Сок алоэ при насморке детям: правила приготовления и применения Насморк далее...

Популярные статьи