Главная » Адаптация детей



Адаптация ребенка замещающей семьи

Особым детям особенно нужна семья

Новости

01.07 Региональные общественные палаты формируют экспертные советы для проведения проверок детских домов по всей стране. Об этом рассказали в Общественной палате России (ОП РФ).
  • 30.05 БФ «Измени одну жизнь» приглашает принять участие в вебинаре «Сексуализированное поведение приемного ребенка».
  • 29.05 31 мая с 11 до 16 часов ГБУ ЦССВ Вера. Надежда. Любовь совместно с партнерскими образовательными организациями проведет вебинар.
    • Все новости
    • Автор: Мария Пичугина (Капилина).

      Дети, разлученные с кровной семьей и помещенные в приемную семью, сталкиваются с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

      Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии:

      Первую стадию можно было бы назвать «Идеализированные ожидания», - как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты» - которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.

      Достаточно часто в первые дни после размещения дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть» - потребность в безопасности), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. Обычно мы советуем родителям уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить подумать до утра, а утром сказать ему, что «теперь твой дом – здесь, и мы хотим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем». Если ребенок маленький, достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никуда не отдадим, а в детский дом мысъездим в гости через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои новые фотографии».

      «Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже, и возникают только по значительным поводам. Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

      - Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда они провоцируют воспитателей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережилив своем опыте.

      - Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.

      - Вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться.

      - Дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести.

      - Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохомповедении, сохраняя принятие со стороны взрослых.

      У таких детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребенку. Поэтому очень важно для воспитателя:

      - Не ждать быстрых «результатов»;

      - Сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их;

      - Обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам, не боясь показаться «некомпетентными».

      Необходимо сказать, что, в отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его, и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей (или семейной группой), уже не думает всерьез об уходе, и больше доверяет воспитателям. Ощущение контакта с ребенком, взаимное понимание и теплые чувства – все это появляется по мере решения проблем.

      Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

      Таким образом, наступает некое «Равновесие », которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее – «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была», и т.п. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и т.п. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний. Обычно дети с большим интересом и благодарностью воспринимают составление такой «Книги жизни», и это укрепляет их положительные отношения с воспитателями.

      Устройство и социальная адаптация детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

      Слайд №1 В последние годы проблема сиротства в России стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Слайд №2 Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, изменением социального состава сиротства, увеличением среды сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

      Слайд №3 Растет скрытое социальное сиротство, обусловленное ухудшением отношения в семьях к детям, вплоть до их полного вытеснения из них. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути.

      Слайд №4 У него формируются специфические черты личности: отчужденность от мира взрослых, негативизм, неспособность к самоутверждению в труде, неумение планировать свою деятельность, инфантилизм.

      Слайд №5 Альтернативной формой воспитания детей-сирот является замещающая семья. Замещающая семья в отношении приемного ребенка выполняет многообразные функции (развивающую, обучающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников.

      Интеграция ребенка-сироты в замещающую семью порождает множество проблем. Практически все проблемы возникают на этапе адаптации ребенка к условиям замещающей семьи .

      Слайд №6 Адаптация - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Социальная адаптация ребенка-сироты к условиям замещающей семьи затрудняется тем, что, во-первых, ребенок уже имеет сформированный стиль поведения, свои взгляды и ценности, во-вторых, замещающая семья как система имеет свои границы, ценности, нормы и правила поведения в семье, которые уже устоялись, в-третьих, негативное отношение социального окружения к детям-сиротам и в итоге к замещающей семье, что тоже затрудняет процесс социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу.

      Слайд №7 Администрация школы проводит определенную работа по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Замещающая семья передает ребенку жизненный опыт, которым он может руководствоваться на протяжении всей своей жизни. Школа реализует образовательные программы, а также проводит работу по профориентации и психолого-педагогическим вопросам.

      Слайд №8 Инспектор по охране детства на основе собранной информации о ребенке составляет учетную карточку, индивидуальную программу сопровождения, предусматривает оказание помощи детям из замещающих семей при решении наиболее актуальных вопросов, посещает детей на дому, проводит беседы с опекунами и приемными родителями.

      Слайд №9 Профессиональное сопровождение замещающей семьи включает в себя:

      - регулярный контакт с семьей и ребенком;

      - анализ процесса адаптации ребенка в семье;

      - оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;

      - консультирование по запросу;

      - мониторинг развития ребенка.

      Слайд №10 В школе 2 ребенка находятся под опекой и 3воспитываются в приемной семье.

      Слайд №11 Приёмная семья образуется на основании договора между приемным родителем и органом опеки и попечительства. На воспитание передается ребенок на срок, указанный в договоре.

      Слайд №12 Приемная семья Бобровых воспитывается троих детей. У каждого из них своя грустная история, все они разного возраста, с разными характерами и попали в семью в разное время и в разном возрасте. Но, не смотря на такое отличие, всех их любят одинаково.

      Слайд №13 Приёмные родители стараются помочь детям встать на ноги, быть жизнеспособными и жизнерадостными, учат их строить отношения с людьми. Катя Фабрис пришла к нам в 4 класс, была замкнутым и обособленным ребенком, программный материал усваивала слабо.

      Слайд №14 Каждый день учитель начальных классов Терешкина Т.С. своей добротой и любовью старалась смягчить в ребенке всё плохое, что она уже получила от жизни и научить хорошему. Ежедневно проводились дополнительные занятия по основным предметам. Кате была оказана помощь и психологом школы. И наша Катюша растаяла, сейчас она учится в 8 классе, хорошистка, участница всех классных и школьных мероприятий.

      Слайд №15 В этом учебном году стали первоклассниками еще 2 детей из приемной семьи Бобровых. Каждую перемену Катя старается уделить внимание своим братьям.

      Слайд №16 Вопросы охраны детства рассматриваются на заседаниях педагогического совета, на совещаниях при директоре, на родительских собраниях и заседаниях общешкольного родительского комитета.

      Постоянно поддерживаем связь с опекунами и приемными родителями. Деньги, полученные на детей, расходуются по назначению. В семьях благополучная обстановка, осуществляется за детьми контроль, дети окружены заботой и вниманием.

      Слайд №17 Летом дети отдыхали в оздоровительном лагере Радуга при школе. а Усачева Люда и Кулагин Денис - учащиеся кадетского класса по профилю МЧС- в палаточном лагере Патриот .

      В 2011-2012 учебном году все дети заняты в кружках, За прошедший учебный год дети, находящиеся под опекой, занятия в школе без уважительной причины не пропускали.

      Слайд №18 Таким образом, в семьях для приемных детей созданы все необходимые условия для общего развития, коррекции недостатков, реабилитации. Во взаимоотношениях замещающих родителей и их неродных детей превалируют чуткость, доброжелательность, искренность, уважение к личности, бережное отношение к ребенку, терпимость к его неудачам и нежелательному поведению, справедливость, любовь и забота. Самая трудная работа - это работа с людьми, а работа с детьми, обиженными судьбой или родителями в самом начале жизни, требует особого душевного таланта.

      Адаптация ребёнка в замещающей семье

      Адаптация ребёнка в замещающей семье

      Адаптация – это приспособление, привыкание к определённым условиям внешней среды.

      Адаптация в замещающей семье, т.е. семье, воспитывающей детей – сирот или детей, лишенных родительского попечения, – это не только привыкание ребёнка к тому, где что в доме лежит, как кого зовут и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания новой модели отношений. В этот период ребенку требуется установить границы дозволенного и свой статус в семье; проверить срабатывают ли старые модели поведения и общения, и если нет, то выработать новые. Но главное, ребёнку надлежит убедиться в надёжности семьи и дома, в том, что его не предадут в очередной раз; установить новые доверительные отношения с новыми родителями и другими членами семьи.

      Продолжительность адаптации во многом зависит от возраста ребёнка, его психического склада, опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических проблем. Ситуация проще, если ребёнок маленький – до двух лет, был рано изъят из семьи и не испытывал частых перемещений из одного места в другое, пробыл в учреждении несколько месяцев. Тогда адаптация короче и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребенку больше 7 лет, в этом случае адаптация длится от 5 месяцев до 1 года.

      Человеку, принявшему ребёнка в семью, необходимо знать, что период адаптации условно делится на три стадии. «идеализированные ожидания». «вживание» и «равновесие».

      Самый психологически трудный период, как у ребёнка, так и у членов замещающей семьи – это первая стадия «идеализированные ожидания». когда каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают надежды на бесконфликтное существование, и наступает первый кризис. Сохраняется привязанность приемного ребёнка к системе старых отношений, а новые требования и правила вызывают у него протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребёнка друг к другу. Достаточно часто в первые дни после приема в семью дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом или на прежнее место жительства. Учёные выяснили, что подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств: это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть»), и, наконец, ребёнок может просто соскучиться по людям, которые заботились о нем.

      В период наступления второй стадии «вживания». или собственно адаптации, происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь место, но происходят они гораздо реже.
      Поэтому научитесь не ждать быстрых «результатов»; сосредотачиваться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их. Не стесняйтесь обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам, не бойтесь, что вас сочтут «некомпетентными». Необходимо сказать, что в стадии «вживания» вы уже больше будете знать ребенка, начнёте лучше его понимать, а значит, чувствовать себя более уверенно. Ребенок в свою очередь начнёт дорожить семьей, больше доверять замещающим родителям.

      Ощущение контакта с ребёнком, взаимное понимание и теплые чувства, возникшие по мере освоения проблем, приведут к наступлению «равновесия». которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. У членов семьи появляется взаимное доверие и ощущение постоянства отношений.
      Практически адаптация закончена. Однако помните, что трудности реальных отношений хоть и смягчатся, но всё-таки останутся, как в обычной семье.

      Храмченко А.П. - кандидат педагогических наук, психолог отделения семейного устройства и сопровождения замещающих семей УСО ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»
      Официальный сайт Администрации города Сургута - www.admsurgut.ru

      Новость опубликована 30.04

      Источники: http://detivokrug.org/priemnym-roditelyam/125-prijomnoj-seme/adaptacija/152-adaptacija-rebenka-v-zamezhshajushzhej-semje, http://festival.1september.ru/articles/620584/, http://detkino.ru/node/5520

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      МЕНЮ

      Избранные статьи

      Концепции дошкольного воспитания россии

      5Legko.ru - Сайт для далее...

      Ребенка сопли осип голос

      У ребенка осип далее...

      Ребенок спит температура 38

      Ребенок спит, а температура 38, далее...

      Популярные статьи