Главная » Адаптация детей



Актуальность адаптации детей с точки зрения родителей

ЖурналАрхив

Адаптация к детскому саду: точка зрения врача

Адаптация ребенка к детскому саду или школе – вопрос, актуальный не только для родителей, но и для врачей педиатров. Детский сад – это своеобразный стресс: малышам сложно перестроиться на новый жизненный уклад, спать, есть и гулять по расписанию, находиться в новом коллективе и в условиях постоянно меняющийся микрофлоры.

Адаптация - какая она бывает?

Вопросами адаптации интересуется не только педиатры, но и психологи, которые давно установили связь между стрессом и возникновением многих заболеваний. Адаптация к детскому саду у малышей происходит по-разному: некоторые уже за пару дней чувствуют себя отлично, другие не могут адаптироваться на протяжении долгих месяцев и даже лет.

Согласно этим наблюдениям, существует определенная классификация адаптации, которая отражает степени тяжести ее течения (легкая, средняя, тяжелая). Для оценки тяжести адаптации врачи и педагоги учитывают множество факторов: сон ребенка, аппетит, настроение, негативные нотки в общении со сверстниками, развитие речи, страхи и многое другое.

Практически всегда у ребенка при поступлении в школу или садик, существуют те или иные проблемы. Если при легкой степени тяжести адаптации у малыша эти параметры приходят в норму примерно за 10-20 дней, то при средней степени тяжести - спустя только 20-40 дней. Тяжелая степень адаптации к детскому саду или школе условно разделяется на две категории: для подгруппы «А» адаптация растягивается на 60 дней, а для подгруппы «Б» процесс может занять больше 2 месяцев.

Так что происходит с малышом?

Процесс адаптации оказывает выраженное влияние на организм ребенка и способен спровоцировать увеличение частоты заболеваемости, особенно острыми респираторными заболеваниями. При легкой степени тяжести адаптации длительность заболевания увеличивается до 10 дней. При средней степени тяжести сроки заболевания примерно такие же, но повышается вероятность повторных заболеваний.

Наиболее сложно протекают болезни при тяжелой степени адаптации. При тяжелой группе «А» заболевания протекают более 10 дней, возможны повторные и длительные ОРЗ, нередко с осложнениями. При «Б» группе развиваются выраженные невротические реакции и длительные болезни, и таких деток обычно относят в группу «несадиковских ».

Наличие болезней - это не единственные характеристики, которые характерны для адаптации. Так, при легкой степени тяжести показатели массы тела не изменяются, темпы роста не страдают, а вот при средней степени тяжести происходит временная потеря массы тела сроком примерно на 30 – 40 дней. При тяжелой степени адаптации наблюдается замедление темпов роста и прибавки в весе примерно на полгода.

Поведение малыша также претерпевает свои изменения. При легкой степени тяжести поведенческие отклонения могут наблюдаться в течение 20-30 дней, может наблюдаться незначительное снижение аппетита, обычно постепенное. Но в течение месяца все приходит в норму. Сон малыша в условиях дошкольного учреждения, нормализуется в течение 7-10 дней, а в домашних условиях сон ребенка не нарушается вовсе. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность нормализуются в течение 15-20 дней. Заболевания в период адаптации обычно не возникают или протекают в легкой форме.

Средняя степень тяжести обычно характерна для малышей любого возраста, которые имеют отклонения в состоянии здоровья (недоношенные детки, аллергики и т.д.). При средней степени тяжести все поведенческие нарушения ярко выражены, и нормализуются они только спустя 20-30 дней. Обычно для детей характерно неустойчивое эмоциональное состояние и задержка развития двигательной активности в течение 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Характерны для этой степени тяжести респираторные заболевания, у которых иногда могут возникать осложнения.

Для тяжелой степени адаптации характерны длительные заболевания на протяжении 2-6 месяцев с выраженными осложнениями и снижение иммунной защиты малыша. Малыши обычно заболевают в течение 10 дней после поступления в учреждение, а в течение года болеют не менее 4-8 раз. Частота заболеваний снижается только на втором году пребывания ребенка в учреждении, и только после этого детки начинают адекватно реагировать на обстановку и регулярно посещать детский сад.

Как смягчить адаптацию к детскому саду?


Подготовку к садику необходимо начинать еще до фактического поступления ребенка в садик, лучше всего в теплое время года (именно в это время процессы адаптации будет протекать спокойнее).

В течение первой недели ребенок должен находится в группе в течение неполного дня (2-3 часа), и только постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается – это называется «ступенчатая адаптация». В течение 2 недель для малыша сохраняются привычные для него приемы воспитания, а в идеале в течение первых дней к ребенку может допускаться мама, которая играет с малышом и находится в поле его зрения.

В период адаптации ребенка не рекомендовано начинать закаливающие процедуры, проводить вакцинацию. Об этом стоит позаботиться заранее, так как в принципе в период адаптации запрещены любые травмирующие манипуляции. За каждым ребенком в период адаптации ведется наблюдение и заполняется дневник адаптации, в котором отмечаются поведение, сон, аппетит ребенка и т.д.
Только при наличии адекватного поведения, спокойного, глубокого сна, хорошего аппетита и нормальной активности ребенка можно говорить о состоянии адаптированности.

Юлия Лапушкина, детский врач

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. (В.А. Сухомлинский)

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
неумение занять себя игрушкой;
несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

С точки зрения детей

Подведение итогов собрания -консилиума

С точки зрения детей. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Слайд 10 из презентации «Адаптация 5-х классов». Размер архива с презентацией 110 КБ.

Педагогика 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Классный час СНГ» - В 2006 году численность людей, официально проживающих в Москве, составила 10 миллионов 400 тысяч. Какие страны входят в состав СНГ? Подписанное всеми странами соглашение распространялось на 12 стран СНГ. Население Москвы растет с каждым годом, поэтому увеличивается и площадь города. Какой город самый большой в СНГ? Презентация к классному часу для 5 класса Разработала Горбачёва И.С.

«Адаптация в 5 классе» - Первая группа. (Адаптация детей в пятом классе). 3 класс. Длительность приблизительно 5-6 недель. Отсутствие контроля. Изменение требований. Состояние здоровья; Социальные факторы; Функциональная готовность. Вторая группа. % Не усвоения знаний. Первый этап. Автор: Кузиванова Людмила Михайловна педагог - психолог.

«Адаптация 5-х классов» - Мониторинговая карта здоровья учащихся 5 класса. Надо заметить, Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. С точки зрения родителей. Как быть? Подростковый возраст (10-15 лет)период бурного роста и развития организма. С точки зрения детей. Подведение итогов собрания -консилиума. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.

«Школьная адаптация» - Уметь предвидеть последствия собственных действий делать безопасный правильный выбор. Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Чем можно помочь пятикласснику? Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Ориентировочное распределение видов деятельности пятиклассника в сутки:

«Классный час про космос» - Классный час «космическое путешествие». Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Максимальная высота полета: 327 км. Продукты не должны отягощать организм пилота. Протяженность полета первого космонавта: 40 868 км. Полет проходил в автоматическом режиме и длился 1 ч 48 мин. Космонавт должен обладать следующими качествами: Юрию Гагарину. Подготовила: кл.руководитель 5-6 классов Михарева Л.И. 2010/2011 уч.г.

«Пятиклассник» - Что вызывает стресс у пятиклассников? Что испытывают ученики 5 б класса к школе? К каким предметам дети равнодушны? В школе у меня обычно хорошее настроение. Тревожность в условиях образовательного процесса. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? Родительское собрание: По классу составляет - 61%.

Источники: http://mamuski.ru/deti/2-4-goda/detskiy-sad/3397/, http://detsadsu.ru/?p=1559, http://5klass.net/pedagogika-5-klass/Adaptatsija-5-kh-klassov/010-S-tochki-zrenija-detej.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Каждому ребенку интересно стать

Мотивация детей -как задать стимул далее...

Можно ли детям орехи

Когда можно давать детям орехи источник далее...

Гомеопатическое противовирусное средство детей

Противовирусное средство для детей. Лечение гриппа Как бы мы далее...

Популярные статьи