Главная » Адаптация детей



Период адаптации ребенка школе

Статья (1 класс) по теме:
Период адаптации ребёнка в школе.

Предварительный просмотр:

Период адаптации ребёнка в школе.

С приходом ребёнка в школу изменяется весь его образ жизни и деятельности. Первый год обучения является одним из существенных периодов в жизни ребёнка, ведь от того, как пойдёт приспособление (адаптация) к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учёбы в начальной школе и в последующие годы.

Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Ребёнка окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и учителями. Не все дети готовы к этому. Некоторые не умеют принимать помощь учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязанности, связанные с учебной работой.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Нередко бывает тошнота, рвота, снижается аппетит. Появляется чувство страха, отрицательное отношение к школе, к учёбе, к учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Такие изменения в организме детей, связанные с началом обучения в школе, учёные называют «школьным шоком» или «школьным стрессом»

В этот трудный для ребёнка период необходимо окружить его вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. И тогда неблагоприятные явления проходят: нормализуется сон, аппетит, исчезают жалобы на усталость, улучшается самочуствие ребёнка.

Сроки адаптации могут быть различными. Обычно устойчивая приспособленность к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда тот процесс не завершается на протяжении всего первого класса.

Что же затрудняет процесс адаптации к школе? Чаще всего это отклонения в состоянии здоровья, перенёсшие тяжёлые инфекционные заболевания, задержка умственного или физического развития.

Большое значение оказывает на детей условия семейного воспитания. Особенно неблагоприятному воздействию они подвергаются в тех семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, постоянно конфликтуют между собой. Тяжёлые психические переживания приводят к формированию у ребёнка таких нежелательных особенностей, как скрытность, злобность, агрессивность. повышенная напряжённость и т. Д. которые затрудняют взаимоотношения с другими детьми в классе и с учителем. Такие дети невнимательны на уроках, т.к. полностью сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Постоянная нагрузка на нервную систему быстро приводит ребёнка к утомлению и может вызвать заболевание.

Но даже и в благополучных семьях не всегда складываются правильные взаимоотношения родителей с детьми. Нередко создаётся культ ребёнка, воспитывается сознание исключительной личности, или же имеет место неровное отношение к ребёнку, несогласованность воспитательных действий родителей.

Правильное, доброжелательное отношение родителей к ребёнку, понимание его внутреннего мира оказывает положительное влияние на формирование личности, предупреждает появление нарушений в характере ребёнка, которые затрудняют его взаимоотношения в классе с другими детьми, жизнь и учёбу в коллективе. Родители могут и должны помочь учителю выработать у ребёнка правильное отношение к школе, к учителю, к труду. Нужно постараться внушить ему мысль, что школа уже не игра, а серьёзная работа. Однако здесь родителей подстерегает опасность запугать ребёнка, отбить у него охоту к труду, учёбе. Это происходит от одной навязчивой привычки у родителей постоянно сравнивать своих детей с другими: «Посмотри, как Лёша хорошо рисует, а ты…» Или: «Эх ты, Серёжа уже читает, а ты ещё букв не знаешь! Плохо будешь учиться!».

Только добрая помощь, терпение дадут нужный результат. «Подожди, вот ещё постараешься, потренируешься, будет лучше. В следующий раз всё получится» - вот фраза, которые нужны ребёнку, особенно в первом классе.

Период адаптации ребенка к школе

Период адаптации ребенка к школе может занять от двух месяцев до полугода. В течение этого времени ребенок, в зависимости от темперамента, от 5 до 500 раз объявит тебе, что больше в школу ни ногой! Что одноклассники – самые ужасные люди на свете. И что главная задача учителя – обижать твое маленькое солнышко . Попробуем разобраться в причинах конфликтов.

Основные психологические проблемы могут возникнуть у первоклассника из-за того, что он физически не готов к обучению. Что это значит? К 6-7 годам у ребенка заканчивает формироваться кора головного мозга. Пока она не сформировалась, ребенок мыслит наглядно-образно: он воспринимает информацию из окружающей среды, анализирует ее, но у него отсутствует функция произвольного внимания. То есть по факту ребенок не может заставить себя долго удерживать внимание на той или иной задаче. Его внимание с удовольствием перескакивает с одной игрушки на другую. И зачем принуждать себя к концентрации на прописях, если они неинтересны?

После того как кора головного мозга сформирована, ребенок приобретает навык осознанно фокусировать внимание и достаточно долго удерживать его на объекте. Именно тогда обучение становится возможным. Как правило, каждой маме хочется, чтобы ее малыш пораньше пошел учиться. Но далеко не каждому ребенку полезно раннее погружение в школьный мир. Если малыш физически не дозрел до школьного обучения, он будет чувствовать себя неудачником на фоне одноклассников. И ничего не сможет с этим сделать. Потому что требования учителя сосредоточиться и высидеть на одном месте 40 минут для него просто невыполнимы.

Чтобы определить степень готовности к школе, школьный психолог или будущий учитель проводит серию тестов. Ребенка просят составить историю по картинке, классифицировать предметы - это проверка на логику. Перечислить на память только что произнесенные слова - тест памяти. По команде учителя вести линию по листочку в клеточку: две клеточки направо, одну вверх, три налево и т.д. В рамках этого теста проверяется умение ориентироваться в пространстве и усидчивость.

По идее, если ребенок прошел все тесты во время периода адаптации успешно, его зачисляют в школу. Но часто бывает, что и не прошедших малышей берут учиться - или по настоянию родителей, или просто по возрасту пора (у нас же обязательное образование!), или психолог оказался некомпетентным. В некоторых школах учителя, набирающие младшие классы, ограничиваются собеседованием - без тестов.

В рамках собеседования в период адаптации, ребенок может вести себя идеально: отлично говорит, шутит, отвечает на сложные вопросы. Но из-за того, что значительную часть жизни он общался со взрослыми, он мог не набрать базовых навыков - той самой способности классификации, логики, памяти и т.д. А без тестов этого не определить. Если у тебя есть сомнения, отдавать малыша в школу в этом году или дать погулять до следующего, попробуй обратиться к профессиональному независимому психологу за консультацией.

Даже самый подготовленный ребенок в первые недели посещения школы может столкнуться с непреодолимыми для его возраста препятствиями. Психологическое отторжение школы может в дальнейшем выразиться в головных болях, рвоте и даже ночном недержании. Поэтому на первых порах маме придется максимально чутко отслеживать настроение первоклассника. Вот основные причины, по которым ребенок может испытывать дискомфорт в школе. Хочу к маме! Как правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие другого опыта вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников. Все – незнакомые. Непонятные. Иногда агрессивные. И некуда спрятаться. Мамочка! Конечно, мама не может ходить с ребенком на занятия. Некоторые особо трепетные мамы пытаются стоять рядом с классом или нервно прогуливаются у школы, чтобы в случае неприятности спасти своего малыша.

Если одноклассники твоего зайчика будут видеть его все время с мамой, зайчик может стать в классе изгоем. Вместо того чтобы бегать за ребенком, лучше договориться с родителями одноклассников и устроить у себя дома детский праздник. На своей территории ребенок будет чувствовать себя более уверенно и быстро заведет друзей. Возможно, хождение друг к другу в гости со временем станет традицией. Надо помнить, что учителям в первом классе законодательно запрещено ставить оценки в период адаптации – чтобы не травмировать психологически неокрепших детишек. Ведь их, маленьких и беззащитных, впервые в жизни начинают сравнивать между собой, чтоб подтолкнуть к стремлению учиться, самоутверждаться, бороться за место под солнцем. И этот процесс должен идти плавно и аккуратно. Учитель может указывать ребенку на его успехи и неудачи. На примере одноклассников показывать, что можно сделать то или иное задание лучше. Но, ни в коем случае не давить на ребенка и не сталкивать его со сверстниками в лоб: вот Катя может писать букву о ровно, а тебе не дано.

Если ребенок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками, оценивает и кричит на него, значит, это повод поговорить с учителем. Конечно же, не вступать в конфликт, а просто объяснить учителю, что ребенку дискомфортно. Вероятнее всего, учитель сбавит обороты – ведь ему с вами еще 3 года вместе работать. Возможен и обратный вариант: ребенок считает учителя злым просто потому, что учитель требователен. Если у малыша никогда не было никаких авторитетов, кроме родителей, он может воспринять учителя как назойливое недоразумение. Во взрослой интерпретации претензия ребенка к учителю может звучать так: кто ты такой, чтобы заставлять меня писать букву о ? В таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителя. Придется объяснить малышу, что слушаться надо не только маму, но и учителя, который желает ребенку только добра. Причем, вероятнее всего, объяснять это придется не день и не два. Мне скучно! Все более распространенной становится ситуация, когда ребенок приходит в школу, а ему там неинтересно.

Особенность периода адаптации ребенка к школе

Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации - это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца - это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период - вхождение ребенка в коллектив (детский сад). Четвертый период - обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз - в детском саду, 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи и т.д.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Человек, который вписывается в эту систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая .

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название физиологической бури . В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Дети, имеющие постоянные трудности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Если наблюдаются такие признаки у ребенка к концу первой четверти, это повод обратиться за помощью к профессионалам – педагогам, врачам и психологам.

Психологическая адаптация представляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в ситуациях, отличаются значительной новизной и значимости. Это процесс взаимодействия личности ребенка и со средой, при котором ребенок должен учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее нужд, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в пище, сне, отдыхе в др.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии.

Социальная адаптация - это процесс, с помощью которого ребенок или детская группа достигают состояния социального равновесия при отсутствии переживания конфликта с окружающими людьми. Социальную адаптацию рассматривают как заключительный, итоговый этап адаптации в целом, что обеспечивает как физиологическое и психологическое, так и социальное благополучие личности.

Социальная адаптация проходит четыре основных стадии:

- уравновешивания - установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга;

- псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

- приспособления - признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки;

- уподобление - психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации

Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса и связано это именно с трудностями адаптационного периода.

Признаки успешной адаптации первоклассников к школе. К концу первой четверти ребенок полностью адаптируется к школе. Признаками успешного завершения этого процесса служат:

· установление неформальных контактов с одноклассниками;

· положительный контакт с учителем;

· адекватное поведение в стенах учебного учреждения;

· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.

Задание 50.Подберите психолого-педагогические ситуации по проблеме адаптации первоклассников в школе для решения в группе. Рекомендуемая литература: Волков Б.С. Возрастная психология (Часть1, Раздел 7).

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/06/18/period-adaptatsii-rebyonka-v-shkole, http://www.vashaibolit.ru/3483-period-adaptacii-rebenka-k-shkole.html, http://sdamzavas.net/2-34416.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Семьи животных для детей

Животные картинки для детей Гусь картинка для детей Следуя методике далее...

Утренняя гимнастика детей игровой форме

Утренняя гимнастика для детей Утренняя гимнастика для детей далее...

Березовый деготь дерматите ребенка

Главная / Атопический дерматит / Народное лечение далее...

Популярные статьи