Главная » Адаптация детей



Понятие адаптации обучению школе

Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Defining the principles of the notion «sociocultural adaptation» in the aspect of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • АДАПТАЦИЯ ,
  • МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ,
  • SOCIOCULTURAL ADAPTATION ,
  • ADAPTATION ,
  • PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Жукова Ольга Геннадьевна

В статье актуализируется необходимость обращения к выявлению признаков понятия «социокультурная адаптация»; выделяются и аргументируются на основе психологических, социологических, педагогических, культурологических исследований признаки исследуемого понятия; делаются выводы о перспективах адаптации младших школьников к обучению в основной школе с учетом выявленных признаков.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Zhukova Olga Gennadievna

The article actualize necessity of applying to identification of the attributes of the notion “sociocultural adaptation”; on the basis of psychological, sociological, pedagogical, culturological researches it emphasizes and reasons the attributes of the researched notion; it makes conclusions about the perspectives of adaptation of primary schoolchildren to studying at high school taking into consideration the emphasized attributes.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Жукова Ольга Геннадьевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Жукова Ольга Геннадьевна Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Вестник ЧГПУ. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-priznakov-ponyatiya-sotsiokulturnaya-adaptatsiya-v-aspekte-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 07.07).

Жукова Ольга Геннадьевна Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-priznakov-ponyatiya-sotsiokulturnaya-adaptatsiya-v-aspekte-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 07.07).

Жукова Ольга Геннадьевна (2013). Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-priznakov-ponyatiya-sotsiokulturnaya-adaptatsiya-v-aspekte-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Жукова Ольга Геннадьевна Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе // Вестник ЧГПУ. 2013. №9 С.53-60.

Жукова Ольга Геннадьевна Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2013).

Жукова Ольга Геннадьевна (2013). Определение признаков понятия «Социокультурная адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

  • Разрешение конфликтов

Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д.

  • Самооценка личности

    Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика.

  • Симпатия и эмпатия

    Существует немало различных интерпретаций, что индивид ищет общество себе подобных.

    Навигация

    Адаптация, понятие и структура

    Адаптивная потребность – это такое состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. / «Дополнительное образование», 2003, № 5, с.13-16/

    Понятие «адаптация» обозначает «приспособление». Первоначально данное понятие, заимствованное из биологических наук, обозначало приспособление живого организма к среде обитания. В настоящее время философское осмысление процессов приспособления позволяет считать адаптацию всеобщим свойством живой материи, в том числе и человека. Дальнейшее развитие наук привело к тому, что это понятие стали широко использовать в психологии и социологии, обозначая двумя терминами «адаптация» (adaptation) и «приспособление» (adjustment). Причем, первый означает приспособление в широком смысле, второй – в более узком – «приспосабливать, приспособиться» и, по существу, выражает ситуативное приспособление. Термин «adjustment» более широко используется учеными на Западе, которые понимают его, как пассивное приспособление личности к окружающей среде.

    Адаптация – составная часть приспособительных реакций психобиологической системы на изменение условий среды существования.

    При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменения среды.

    Компенсация же направлена на сохранение функции системы в случае нарушения деятельности функционального элемента. То есть адаптация направлена на изменение функций и структуры, а компенсация – на сохранение функций и структуры. (Воложин, Субботин, 1988) это два полюса реакций организма на возмущение среды, два полюса одного континуума.

    Основой адаптации как приспособления является изменчивость психосоматических признаков в результате воздействия на них внешних сил.

    Когда ребенок пребывает в младенчестве, он подчинен законам природы своего тела и психики, своего естества, в нем заложено и стремление к здоровью. По мере взросления ему приходится учиться «игнорировать» или «нарушать» эти законы, сдерживать удовлетворение потребностей, запросов тела и психики, что в свою очередь ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма. Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации».

    «Норма адаптации» - это пределы изменения структуры (или элемента ) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы. ( Воложин, Субботин, 1987). Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако форма психической адаптации формируется благодаря научению, т.е. является приобретенным фактором.

    Нет единства в интерпретации понятия «социальная адаптация».

    В.С.Олейников понимает под адаптацией личности процесс овладения опытом социальной жизни, что близко к понятию «социализация личности».

    Д.А.Андреева считает, что социальная адаптация – это процесс выработки, по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач. Такое состояние достигается превращением внешних условий жизнедеятельности, переживаемых как новые, непривычные, в «свои условия», в результате адаптации человек действует естественно, непринужденно. Б.Рубин и Ю.Колесникова под адаптацией понимают процесс «вхождения личности» в совокупность ролей и форм деятельности.

    Данные определения адаптации сводятся к пониманию её, как процесса, в ходе которого личность направляет усилия не на создание новых форм деятельности, а на уравновешивание личности с наличествующими формами социальной практики и общения.

    Концепция Л.С. Выготского
    Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л.С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изме.

    Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
    Подростковый возраст - период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональней, поведенчески.

    Характеристика юношеского возраста
    Период характеризуется завершением физического развития организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно -сосудистая система, замедляется темп роста тела, нарастает мышечная масса, повышается ее ра.

    Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Термин дезадаптация обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие школьная дезадаптация – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

    Критерии школьной дезадаптации:
    • неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
    • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
    • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм ).
    • Готовность к обучению в средней школе

      Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

      Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие готовность к обучению в средней школе . Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
      • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
      • новообразования младшего школьного возраста:
      • произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
      • рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний;
      • мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
      • способность к саморегуляции;
    • качественно иной тип взаимоотношений (более взрослый ) с учителями и одноклассниками;
    • ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
    • Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников

      В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием Пятиклассник (приложение), осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.

      В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов школы и игру Дорога в 5-й класс с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.

      Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослаб­ленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми группы риска , предлагают тематику классных часов на тему Учись учиться , проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.

      В течение сентября педагог-психолог ведет наблюдение за пятиклассниками во время и вне учебных занятий. В ноябре педагог-психолог проводит изучение социальной адаптации пятиклассников. Оно осуществляется по следующим методикам: тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает; методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой; методика определения уровня самооценки Г.Н. Казанцевой; методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено. Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методического объединения Пятиклассник , родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей. Повторная психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.

      Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-priznakov-ponyatiya-sotsiokulturnaya-adaptatsiya-v-aspekte-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole, http://www.pguides.ru/gcms-487-1.html, http://syasschool2.ucoz.ru/index/adaptacija_pjatiklassnikov_k_predmetnomu_obucheniju/0-389

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      МЕНЮ

      Избранные статьи

      Дерматит на локтях у ребенка лечение

      Сыпь на локтях у ребенка Сыпь на локтях у ребенка далее...

      Каланхоэ от насморка у грудного ребенка

      Каланхоэ -отлично помогает от насморка детям Насморк появляется чаще далее...

      Определение пола ребенка по анализу крови киров

      Методы анализа на определение далее...

      Популярные статьи