Главная » Адаптация детей



Проблема адаптации ребенка к школе

Проблема адаптации ребенка к школе

Кризисы свойственны не только взрослым людям, они возникают и в детском возрасте, когда преодолевая их, ребенок переходит на следующий жизненный этап. Школа относится к наиболее значительным кризисам. Данное учреждение учит подрастающего человека быть самостоятельным и независимым в суждениях и поступках. То есть, адаптация ребенка к школьной жизни это подготовка к вхождению его во взрослое общество. Известно, что как все коллективы, школа несет в себе не только позитивные моменты. Нередко у школьника появляются проблемы, с которыми ему просто невозможно справиться самостоятельно. Родители должны заметить это, и помочь ребенку преодолеть трудности.

Среди наиболее распространенных проблем в современной школе является такой фактор, как непризнание ребенка детским коллективом. Это вовсе не значит, что подобное относится лишь к новичкам. Причиной может быть и несоответствующее, по мнению других детей, поведение, особенности внешнего вида, и даже сказанные вскользь слова могут являться той точкой, с которой начинается неприятие всего коллектива. При этом важную роль играет родительская поддержка, помогающая наладить ему контакт с одноклассниками. Но прежде, чем оказывать помощь, проблему необходимо выявить. Первым признаком является отказ идти в школу, ребенок начинает придумывать причины, чтобы остаться дома, а если не удается, то он просто прогуливает школу.

В данном случае, необходима беседа хотя бы с одним из родителей, доверие ребенка. Если проблемы в школе у него возникают из-за внешности, то конечно следует, принимая во внимание желание школьника, постараться ее изменить. Например, не следует покупать одежду, не спросив ребенка, возьмите его с собой в магазин. Пусть он сам сделает выбор. Может быть, вы одеваете его не модно, а прическа слишком консервативна, и давно устарела. Следует помнить, что дети очень жестоки, они настойчивы, категоричны, и любят принимать решения самостоятельно, поэтому иногда контакт со сверстниками не налаживается. В этом случае, родители могут посоветовать ребенку обратить более пристальное внимание на других детей, которые тоже застенчивы, и подружиться с ними.

Родители должны вмешиваться своевременно

Школьные проблемы ребенка не должны быть оставлены без внимания, особенно если он влезает в драки, или пришел домой с синяками. Нужно побеседовать с классным руководителем, или непосредственно с директором школы. Также следует обратиться к руководству, если ребенок рассказывает о том, что учитель относится к нему с личной неприязнью, выставляет несправедливые требования или унижает. Следует принимать во внимание, что своевременно преодоленные трудности в школе помогут ребенку в то время, когда он станет взрослым человеком. В любом случае, на этом этапе возникновение проблем должны заметить родители, так как сами дети далеко не всегда склонны обсуждать эти вопросы.

Во время школьного обучения существует три момента, являющиеся переломными. Первое – это поступление в школу, в первый класс, далее кризис может поджидать при переходе в среднюю школу, это пятый класс. И завершающим этапом является переход в старшую школу, в десятый класс. Для первоклассников адаптация продолжается в среднем от нескольких недель до шести месяцев, и это обусловлено многими факторами. Имеют значение и индивидуальные свойства характера, взаимоотношения с окружающими. Особенно влияет тип данного учебного заведения, который определяется уровнем сложности обучающей программы. К тому же, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно, он должен иметь подготовку к школе, иметь определенные знания.

Взрослые в лице родителей и других родственников должны оказывать ребенку поддержку. Установлено, что чем внимательнее они относятся к новой жизни ребенка, тем успешнее проходит адаптация ребенка к школе. Часто родители недовольны тем, что ребенок задерживается в школе, ему часто звонят одноклассники по пустякам, и прочее. Но следует учитывать, в этот период первоклассник устанавливает контакты, занимает свое место в детском коллективе, поэтому не надо ему препятствовать. Весь период его школьного обучения зависит от того, какая социальная роль ему достанется в самом начале. Подросткам очень сложно избавиться от репутации жадины или зазнайки, если он когда-то не смог проявить себя.

Влияние учителей на адаптацию

Не все родители понимают, что первая учительница ребенка является важным человеком в жизни семьи. И будет правильно, если вы сразу найдете с ней общий язык, будете принимать во внимание ее советы, активно принимать участие в подготовке школьных праздников и других мероприятий. Знайте, что ребенку пойдет это на пользу, он будет горд родителями, и это добавит ему авторитета в глазах одноклассников. Все ваши требования к школьнику должны быть согласованы с педагогом, чтобы не возникло разногласий, и ребенок от этого не пострадал. Возможно, вам не нравится используемая методика обучения, или же вы ее просто не понимаете. В этом случае можно выяснить у учителя ее плюсы перед другими методами обучения.

Обычно учителя охотно это делают, ведь им выгодно видеть в родителях своих соратников, а не критиков. Для начальной школы важно, какой сосед окажется с ребенком за одной партой. От этого во многом зависит адаптация первоклассника. Родители должны проявить интерес, как относятся друг к другу дети, сидящие вместе. Может быть, кто-то мешает вашему ребенку на уроке, а может, он сам является нарушителем. Не стоит особенно беспокоиться, если дети не сразу осваивают нормы поведения. Первокласснику трудно просидеть, не отвлекаясь, целых тридцать минут. Постарайтесь объяснить школьнику, что нужно уважать других, когда они заняты работой. Если ребенок проявил усидчивость, выдержав испытание, то обязательно его хвалите. При успешной адаптации дети ходят в школу с интересом, они ничего не боятся, и прекрасно усваивают знания.

Похожие посты:

Статья Проблема адаптации ребенка к школе

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это - серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Ведущая деятельность дошкольника – игра. Она является добровольным занятием. Переступив порог школы, ребёнок должен перейти к деятельности учения, изменяющей мотивы поведения. Эта деятельность, по сравнению с игровой, предъявляет новые требования к развитию ребёнка, новый тип его отношений как в семье, так и в школе.

Начало обучения в школе совпадает и с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление.

Таким образом, поступая в первый класс, ребёнок начинает новую жизнь. Теперь у него появляется новый социальный статус – он ученик. Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, а главное - здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих

легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Педагогические науки / 3.Методические основы воспитательного про­цесса

(науч. рук. Зайцева Л.А. – кандидат педагогических наук, доцент)

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия

Основные проблемы адаптации ребенка к школе

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, условия жизни и деятельно­сти ребенка, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. Каждый учитель, работающий в первом классе, сталкивается с такими ситуациями.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, мы выделили основные проблемы, встречающиеся при работе с первоклассниками:

А) Дисциплина. Главная трудность, с которой встречаются дети в школе – это требования определенной дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Уроки в основном идут по 40 минут, но для ребенка это достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. (В данном случае речь идет о традиционной системе обучения.)

На наш взгляд, для того, чтобы выработать дисциплину и усидчивость, в учебный процесс следует включать занятия, которые позволяют одновременно поработать и поиграть с ребенком, но в тоже время это уже не подвижная игра, а интеллектуальная, приучающая ребенка к некоторой выдержке, дисциплине, вырабатывает умение спокойно сидеть на месте. [2]

Б) Развитие ответственности. Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Нет сомнений, что начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, можно заложить фундамент зрелой личности. Существует два типа ответственности:

- Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.

- Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей – родителей, учителей или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе. [2]

Понятно, что ответственность невозможно развить у ребенка за первый месяц обучения в школе. Необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни все зависит только от него; таким образом, он обретет уверенность в себе.

Очевидно, что учитель должен предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если педагог будет все решать за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности тесно связаны между собой, из этого вытекает необходимость как можно чаще предоставлять ребенку свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на ответственность за свои поступки. Ребенок также должен видеть, что безответственность ведет к негативным последствиям.

Закономерно встает вопрос расширения зоны самостоятельности индивида и роли педагога в этом процессе. Решение этого вопроса кроется в анализе «ведущих видов деятельности». [1] Младший школьник проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Он выбирает игру, определяет ее условия, подбирает себе партнеров, контролирует ход ее течения и оценивает конечный результат. Если абстрагироваться от конкретики игровой деятельности, в перечисленных действиях можно заметить зачатки сложившихся мыслительных операций, которые будут затем развернуты в учебной, общественной и других видах человеческой деятельности.

В) Следующей проблемой принято считать речевое и эмоциональное общение. Но на наш взгляд, речевое и эмоциональное общение следует отмечать, говоря об ответственности, так как в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. [3]

Для успешного решения этих проблем учителю необходимо постоянно создавать ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками, а руководство деятельностью детей первого года обучения в школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М. Педагогика, 1991. – 480 с.

2. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. – М. Прогресс,1991. – 184 с.

3. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе издание, дополненное и переработанное. – М. Изд-во «Совершенство», 1998. – 432 с.

Источники: http://www.psyportal.net/7492/problema-adaptatsii-rebenka-k-shkole/, http://infourok.ru/statya-problema-adaptacii-rebenka-k-shkole-519072.html, http://www.rusnauka.com/9_DN_2010/Pedagogica/61567.doc.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Противомикробное средство при простуде для ребенка 2лет

Противовирусные средства при гриппе и простуде Самое лучшее средство борьбы далее...

Средства от энуреза у детей

Энурез у детей -лечение Дети больше всего подвержены различным далее...

Бактерии в моче у ребенка

Бактерии в моче (бактериурия) у ребенка Если далее...

Популярные статьи