Главная » Адаптация детей



Программа адаптации пятиклассников к школе по фгос

Программа по адаптации в 5 классе

Краткое описание
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю

Описание
ПРОГРАММА
помощи в адаптации ученикам 5-го класса

Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности. Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя пятых классов, учителя-предметники, работающие в 5-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.

Задачи. стоящие перед коллективом школы:
  • создание максимально благоприятных условий для адаптации пятиклассников к школе;
  • оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
  • формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
  • развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;

Цель программы.
  • Организация учебно-воспитательного процесса пятиклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
  • Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5-ого класса
  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5-ый класс

Планируемый результат. создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации пятиклассников.

Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса .
1.Организационная работа

Анализ достаточности учебно-методического обеспечения

Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей

Администрация, учителя, Кл.рук.

Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры)

Адаптация 5-классников

Физиологические проблемы пятиклассников

«Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».

Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки; быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме; изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий; наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима; предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук; обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

Забота родителей о закаливании ребенка

максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. Д.; Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка; воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как глав­ных условий сохранения здоровья.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе

«Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе».

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе; повышение уровня тревожности самого ребенка; зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение; зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника

его желание вступать в учебные и внеучебные контакты; состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе; влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Условие школьного успеха пятиклассника

Рекомендации для родителей:

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться; обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня; обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы; недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

Исключение таких мер наказания, как физические и психические

наказания; учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость); предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью; поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка); развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Внутренние изменения

1. Новое понимание себя, других, того чем он занимается

Одно решение для школы и семьи Учение должно стать осмысленным

2. Сверстники очень важны, потребность в признании

1. Увлечение ребенка учебой (поиск ответа на. почему это важно)

3. Изменения в организме

Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе + неготовность в начальной школе + неудовлетворение потребностей

Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе + неготовность в начальной школе + неудовлетворение потребностей

Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе + неготовность в начальной школе + неудовлетворение потребностей

Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе + неготовность в начальной школе + неудовлетворение потребностей

Тревога, напряжение, снижение работоспособности, оценок, снижение интереса к школе + неготовность в начальной школе + неудовлетворение потребностей

2. Развитие познавательного интереса (расширение кругозора, задавать и отвечать на ?)

4. Потребность в познании нового, поиск источников

3. Переживание успеха (опираться на сильное в ребенке)

4. Помощь в самоорганизации (научить делать Д/З самому)

1. Учителей становится больше

5. Открытость в общении

2. У них разные требования и стиль общения

6. Безусловная любовь и поддержка

3. Учебный материал усложняется

7. Сотрудничество с учителями, психологом

7. Сотрудничество с учителями, психологом

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы


Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше). Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.

Программа коррекционных занятий по адаптации пятиклассников к средней школе.

Обоснование программы: по итогам первичной диагностики в начале учебного года по методикам:

1.Тест школьной тревожности Филлипса.

2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

3.«Цветные письма» - определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

4. Методика С.В. Левченко «Чувства в школе». Было выявлено, что у пятиклассников присутствует повышенная школьная тревожность, отмечается преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерно беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

Были выделены учащиеся с дезадаптацией и частичной адаптацией.

Была составлена программа коррекционных занятий, которая будет проводиться с ребятами на протяжении 3-ей четверти.

Цель программы. способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

Задачи программы:
формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
формирование устойчивой учебной мотивации детей;
создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
освоение детьми школьных правил;
выработка норм и правил жизни класса;
формирование адекватных форм поведения в новых
школьных ситуациях;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Критериями эффективности занятий выступают. снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия.
4. Моделирование образцов поведения.

5. Метафорические истории и притчи.
Организация занятий:
В данной программе представлены 10 тем, по одному занятию в неделю. Организационные моменты:
· на занятии дети сидят за столами (кабинет психолога №303)

· занятие длится столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь).

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе.
Тематический план:

Источники: http://www.uchmet.ru/library/material/133964/, http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/adaptatsija-5-klassnikov/adaptatsija-5-klassnikov.html, http://docs.likenul.com/docs/index-1016.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ванны атопическом дерматите детей

Лавровый лист от дерматита Величественное дерево лавр служит символом далее...

Младший школьный возраст курсовая

Младший школьный возраст 3.1 Устная и письменная речь 3.2 далее...

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей

Консультативно-лечебный центр патологии речи основан в 1999 далее...

Популярные статьи