Главная » Адаптация детей



Программа социальной адаптации детей ограниченными возможностями

Программа социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

Необходимости социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены многочисленные исследования, написано много статей. Заинтересованность в этой тематике вряд ли когда-нибудь сойдет на нет. Данная программа не является исключением и в целом направленна на восстановление чувства доверия к себе, к другим, к окружающему миру.

В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей-инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.

Снижение количества детей с инвалидностью стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2014 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья умения и навыки адаптации в социум является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс социализации наряду со здоровыми детьми.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей.

Таким образом, разработанная программа является необходимым условием в создании адаптивной среды, позволяющая обеспечить личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленные в программе игры и упражнения позволяющие снизить уровень напряжения у детей в связи с новой социальной ситуацией развития.

Цели программы.
  • восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;
  • создание новой когнетивной модели жизнедеятельности;
  • формирование положительной «Я-концепции»;
  • углубление самопонимания, самопознания.
Задачи программы:
  • овладение способами позитивного мышления и общения;
  • развитие чувства собственного достоинства;
  • повышение уверенности в себе;
  • реализация себя в поведении и деятельности;
  • утверждение своих прав и собственных ценностей.

Кроме основных задач, на каждом занятии реализуются задачи по созданию положительного контакта в группе, здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

Специфика и структура организации занятий

На занятиях используются следующие приемы:

Тренинговые упражнения и ролевые игры способствуют формированию положительной «Я-концепции», углублению самопонимания, самосознания.
Метод игротерапии поможет в овладении способами позитивного мышления и общения, позволит повысить уверенность в себе.
Арт-приемы, сказкотерапия и когнетивно-поведенческая терапия помогут раскрыть свои сильные стороны и восстановить чувства доверия к себе, к другим, к миру.
Курс состоит из 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в день, длительностью от 1.5 до 2 часов.
Подростков в группе должно быть не менее 7 человек, но не более 12.
Занятие удобно проводить совместно с другим психологом.

Схема проведения занятия

Занятие состоит из 3 этапов:
1 этап – установление контакта в группе.
Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, создание положительной мотивации к предстоящему занятию, углубление процессов самораскрытия.
2 этап – основные упражнения, направленные на развитие умений и навыков самоанализа, укрепление самооценки, познание себя при помощи группы.
3 этап – рефлексия.
Цель: активизация процесса самопознания, научиться находить в себе главные индивидуальные особенности.

Тематическое планирование и содержание программы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:
  • Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.
    дипломная работа [57.5 K], добавлена 20.11

    Сущность, содержание, цели социальной реабилитационной деятельности. Технологии и средства социальной реабилитации детей, программа реабилитации детей с ограниченными возможностями. Процесс психической реабилитации, индивидуальная программа реабилитации.
    курсовая работа [61.7 K], добавлена 25.10

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ Подсолнух . Исследование Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности .
    дипломная работа [2.1 M], добавлена 30.08

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
    курсовая работа [40.1 K], добавлена 15.10

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.
    курсовая работа [59.7 K], добавлена 23.04

    Характеристика теоретических аспектов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Понятие и специфика детской инвалидности. Выбор и методы обоснования разновидностей реабилитационной работы с детьми-инвалидами на современном этапе.
    дипломная работа [78.0 K], добавлена 25.10

    Содержание понятий инвалидность , реабилитация . Роль социальных работников в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формы и методы решения их социальных проблем. Проблема социальной реабилитации инвалидов, основные пути её решения.
    курсовая работа [65.8 K], добавлена 11.01

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.
    курсовая работа [85.8 K], добавлена 18.05

    Анализ молодых инвалидов как объекта социальной работы. Изучение основных направлений, форм, методов социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями. Обзор опыта работы Курганского областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов.
    дипломная работа [150.5 K], добавлена 17.12

    Социальная работа в семьях с детьми с ограниченными возможностями. Основные концепции инвалидности. Организация и содержание социальной работы в России. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (БУ КЦСОН Пенаты ).
    дипломная работа [199.3 K], добавлена 02.01

    Роль и место физического воспитания в социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Исследование отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями, путей оказания помощи инвалидам по выходу из изоляции и адаптации в обществе.
    курсовая работа [1.3 M], добавлена 07.12

    Нормативно-правовое обеспечение основных направлений социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России. Характеристика Управления социальной защиты населения Миасского городского округа. Совершенствование организации социальной защиты детей.
    дипломная работа [1.6 M], добавлена 18.09

    Характеристика системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Исследование задач семейного воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды. Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
    реферат [43.9 K], добавлена 05.12

    Психофизические особенности, диагностика проблем и кризисных ситуаций в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы, анализ и интерпретация результатов исследования.
    дипломная работа [225.4 K], добавлена 15.03

    Изучение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб. Опыт работы Комплексного центра социального обслуживания населения .
    дипломная работа [3.3 M], добавлена 26.10

    Основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основные социальные и психологические проблемы детей с ОВЗ и их семей. Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ как средство социальной поддержки.
    дипломная работа [78.5 K], добавлена 21.07

    Изучение проблем и социально-демографических характеристик семей, имеющих детей с ограничениями в здоровье. Роль семьи в процессе социальной адаптации ребенка-инвалида. Организация социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
    курсовая работа [142.0 K], добавлена 18.12

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Причины, приводящие к инвалидности. Направления семей с детьми-инвалидами, социальная реабилитация. Задачи семейного воспитания, состыковка нисходящих и восходящих программ реабилитации.
    курсовая работа [33.9 K], добавлена 17.06

    Обзор теоретических аспектов осуществления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате. Исследование индивидуальных потребностей клиентов Климковского интерната в рамках программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
    дипломная работа [76.4 K], добавлена 23.10

    Понятие социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Инновационные технологии работы. Исследование социальной адаптации инвалидов. Методика определения отношения общества к людям с ограниченными способностями. Социальная фрустрированность.
    дипломная работа [128.0 K], добавлена 11.07

    Другие работы из коллекции:

    Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере The Problem of the Social Adaptation of Children with Disabilities in Educational Sphere Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ,
    • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
    • ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ,
    • БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ,
    • ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ ,
    • CHILDREN WITH DISABILITIES ,
    • SOCIAL ADAPTATION ,
    • INCLUSIVE EDUCATION ,
    • BARRIER-FREE ENVIRONMENT ,
    • DEVELOPMENTAL PEDAGOGY
    • Аннотация
      научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич

      В статье рассматривается проблема организации обучения детей с ограниченными возможностями развития, показана необходимость их всемерной социальной адаптации посредством практики образовательной интеграции, раскрываются психологические и педагогические условия построения данной практики.

      Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Sitarov Vyacheslav Alekseevich

      The article considers the problem of the organization of the teaching process for children with disabilities, shows the need for their full social adaptation through the practice of educational integration, and reveals the psychological and pedagogical conditions for the development of this practice.

      Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Знание. Понимание. Умение , Ситаров Вячеслав Алексеевич

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере // ЗПУ. 2013. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya-v-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 07.07).

      Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере Знание. Понимание. Умение (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya-v-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 07.07).

      Ситаров Вячеслав Алексеевич (2013). Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере. Знание. Понимание. Умение URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya-v-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 07.07).

      Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

      Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере // ЗПУ. 2013. №3 С.243-248.

      Ситаров Вячеслав Алексеевич Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере Знание. Понимание. Умение (2013).

      Ситаров Вячеслав Алексеевич (2013). Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями развития в образовательной сфере. Знание. Понимание. Умение

      Источники: http://festival.1september.ru/articles/652609/, http://referats.allbest.ru/sociology/9000083225.html, http://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya-v-obrazovatelnoy-sfere

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения

      МЕНЮ

      Избранные статьи

      Снижены нейтрофилы в крови у ребенка

      Норма нейтрофилов в далее...

      Белок моче ребенка 3 месяца

      Белок в моче у далее...

      Компетенции детей дошкольного возраста

      Значение формирования коммуникативной компетенции у детей далее...

      Популярные статьи