Главная » Адаптация детей



Социальная адаптация детей с нарушением зрения средствами

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения в школе

Глаза – удивительный дар природы. В них отражается всё, что, мы видим, чувствуем. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья.

Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал сегодня из-за возрастающего влияния компьютеров на глаза. Посчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем только благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Это привело к возникновению различных глазных патологий. В том числе увеличилось и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими более тяжёлыми нарушениями. Ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, в занятиях спортом и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. Это перегружает зрение и в свою очередь, усугубляет близорукость. Опасность ухудшения зрения особенно велика в первые годы обучения, при резком увеличении нагрузок на весь организм в целом и на глаза в частности. Именно в этот сложный период адаптации детей к школе им особенно важно внимание родителей и учителей. И прежде всего это касается тех, кто имеет предрасположенность к нарушениям зрения, или уже страдает от них. Кроме того, необходимо смягчить процесс адаптации ребенка к изменению нагрузок, режима дня, и проч. Нередко неуспеваемость детей в школе бывает напрямую связана именно с плохим зрением. Во всяком случае, этот фактор играет не последнюю роль в развитии личности ребёнка, его самоощущения в классе.

В гимназии № 5 г. Новосибирска, начиная с 1999 года, осуществляется комплексная оздоровительная программа. Большое внимание в этой программе уделяется профилактике близорукости у детей начальных классов.

Расположенный недалеко от школы детский сад № 320 работает как дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. В нем созданы все условия для воспитания, обучения и реабилитации детей с аномалиями в развитии. Но, как показано специалистами, в первые месяцы школьного обучения у выпускников сада зрение ухудшается на 45–60%, что связано не только с увеличением нагрузки, но и с тем, что формирование зрительного анализатора продолжается до 10–12 лет.

Большинство детей из детского сада поступают в нашу гимназию. Удобное местоположение детского сада и гимназии, заинтересованность руководителей учреждений и родителей детей привели к плодотворному сотрудничеству и созданию на базе гимназии офтальмологических классов в начальной школе, а на базе детского сада – групп продленного дня с лечебно-коррекционной деятельностью. Необходимость продолжения лечения зрения детей после пребывания в детском саду подтверждена многолетней практикой научных наблюдений. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Таким образом, концептуальными основами организации учебно-воспитательного комплекса (сад – начальная школа) является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процесса являются:
  • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • Модификация учебных планов и программ, изменение темпа их прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
  • Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
  • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;
  • Обеспечение гимназического стандарта во время обучения в начальной школе;
  • Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;
  • Создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребёнка;
  • Обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2 до 10–11 лет;
  • Системность, гуманность, нетрадиционность подходов к организации единого процесса реабилитации здоровья и психофизического развития детей с нарушением зрения является основным содержанием деятельности учебно-воспитательного комплекса. Организационная структура сад-школа обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение целей, задач, средств, форм и методов единого медико-психолого-педагогического процесса.

Вариативность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность при подходе к лечению не только зрения, но и общего оздоровления организма ребенка, создают стройную единую модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Данная модель сад – школа позволяет решить проблему профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий, общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

В учебно-воспитательном процессе вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, присмотре видеоинформации и др.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система двигательной активности ребёнка, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Конечной целью совместной работы детский сад – гимназия является стабилизация результатов лечения зрения и всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в школу и общество сверстников. Первыми итогами работы по программе явилось улучшение зрения у 60% детей и стабилизация его у остальных.

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения

  • Файл формата zip
  • размером 95,21 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Наталья. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 19.12 20:12
  • Скачан 97 пользователями

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Плаксиной – М. 1995.

Содержание.
Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания.
Зрительное восприятие.
Слуховое восприятие.
Осязательное восприятие.
Коррекция зрительного восприятия слабовидящих детей.
Компенсация слабовидения в процессе сенсорного развития детей.
Дидактические игры как средство коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения.
Разработка рекомендаций по офтальмологическому обеспечению школьного учебного процесса.
Врач-офтальмолог.
Офтальмологическая медицинская сестра.
Школьный врач-педиатр и педиатрическая медицинская сестра.
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с использованием сохранных анализаторов.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с применением схем.
Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.
Игры и упражнения на микроориентировку.
Нравственнное воспитание умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Своеобразие формирования личности умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Основные направления нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе школы слепых и слабовидящих детей.
Источники нравственного просвещения умственно отсталых слепых и слабовидящих детей.
Роль внеклассной работы в формировании нравственных понятий.
Структура беседы.
Соотношение между знанием норм поведения и их реализацией в поступках.
Формирование моральной оценки.
Устранение разрыва между нравственными понятиями и нравственным поведением.
Формирование правильного отношения к дефекту.
Литература.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

М. «Просвещение», 1978 год Содержание: Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения. Григорян Л. А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Филькина Л. П. Режим дня и планирование работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Керпал И. Бреденфельд.

  • 157,49 КБ
  • скачан 260 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 15.09 13:01
  • будет удален через 14 дней

Методические рекомендации. — Челябинск. АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с. Рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, разделу «Развитие ориентировки в пространстве». Пособие включает апробированные материалы примерного тематического планирования по годам обучения, предусмотренным программой, программные.

  • 3,57 МБ
  • скачан 312 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.07 13:05
  • будет удален через 14 дней

Методические рекомендации. — Челябинск. АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с. В данном пособии подробно представлены методика работы с детьми с нарушениями зрения по реализации программы социально-бытовой ориентировки, содержание требований программы, примерное тематическое планирование, конспекты занятий (4 года обучения).

  • 185,50 КБ
  • скачан 277 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 16.10 02:25
  • будет удален через 14 дней

— М. Издательство Экзамен, 2006. В предлагаемом исследовании рассматриваются рациональные и эффективные пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Данная проблема рассматривается во взаимосвязи коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы, проводимой с учетом.

  • 349,88 КБ
  • скачан 339 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.12 13:44
  • будет удален через 14 дней

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. —М. Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с. Авторы программ: Белъмер В. А. Григорьева Л. П. Денискина В. 3. Кручинин В. А. Максютова Р. Д. Новичкова И. В. Плаксина Л. И.

  • 180,17 КБ
  • скачан 378 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.12 22:04
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4588 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья является неоспоримым фактом. Причинами могут быть различные факторы: вредные привычки родителей (курение, алкоголизм, наркомания), инфекции в пренатальном периоде и травмы в натальном, ухудшение экологии. Однако важнейшей задачей любого коррекционно-педагогического процесса является не только выявление причин, но и своевременное составление индивидуального плана работы с ребенком в зависимости от имеющейся патологии.

В связи с увеличением влияния инклюзии, широкие слои масс относятся к людям с ОВЗ более лояльно, чем раньше, но некоторые проблемы остаются.

Выготский говорил, что при возникновении ограничения здоровья, третичный дефект проявляется в заниженной самооценке, неуверенности, подавленности.

Процесс развития ребенка с нарушением зрения интересует различных ученых (Назарова Н.М. Плаксина Л.И. Феоктисова В.А. Каплан А.И. СеченовИ.М. Ананьев Б.Г.), которые отмечали, что именно посредством зрения происходит ознакомление с окружающим миром. При невозможности восприятия среды появляется сложность в выборе методов взаимодействия, что выражается в замкнутости, скрытности, тревожности, агрессии [5, с. 17].

Основной задачей тифлопедагогики является изучение развития слабовидящих и незрячих детей, особенностей становления их личности, характера, индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей, что позволит преодолеть отрицательные проявления их черт и помочь в успешной социализации.

Фактор социальной депривации неблагоприятно сказывается на развитии ребенка: ограниченный круг общения с окружающим миром и людьми сказывается на познавательной, эмоциональной и личностной сферах [5, с. 2]. Усвоение социальных норм так же затруднено в следствие принятие лишь некоторых социальных ролей. Если же родители воспитывают ребенка с нарушениями зрения в условиях гиперопеки, то на ранних этапах развития проявляется несамостоятельность, замкнутость, а в подростковом возрасте – агрессивность, эгоцентризм.

Возможность адаптации зависит и от компенсаторных возможностей ребенка (была ли слепота врожденной или приобретенной, в каком возрасте она появилась, на какие психические функции повлияла), от знания этих особенностей строится коррекционная работа [4, с. 367].

Основной задачей специалиста является получение доверия ребенка, которое на первом этапе знакомства достигается путем игры. В процессе ознакомления с ребенком, необходимо выяснить, что именно его тревожит, в

Если в семье есть какие-либо разногласия, их устранения важно для создания благоприятной обстановки в доме, что позволит ребенку чувствовать себя защищенным. Социальная адаптация строится на понимании ребенком социальных ролей, которые он перенимает от родителей, поэтому полноценность и стабильность семейных отношений очень важна.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает вследствие недопонимания со стороны окружающих, поэтому единственная реакция ребенка с особенностями проявляется в отрицательных эмоциональных всплесках. Поэтому задачами успешной социализации является:

Установление благоприятного климата со сверстниками, участие в общих играх и внеклассных мероприятиях;

Правильное отношение родителей к особенностям ребенка, постоянный эмоциональный контакт и поддержка с их стороны, дружеские отношения не только с ребенком, но и между родителями;

Комплексная помощь специалистов, которые должны проводить консультации, объясняющие особенности ребенка с нарушениями зрения, показывающие его похожесть на остальных детей;

Снятие тревожности, чувства вины, повышение самооценки посредством тренингов как для родителей, так и для сверстников.

Дети с нарушением зрения являются такими же полноправными членами общества, как и все остальные, потому ранняя комплексная помощь, обеспечивающая их адаптацию в обществе необходима. Наблюдение со стороны специалистов, правильное отношение окружающих, повышение самооценки ребенка, все это необходимо для его социализации.

1. Коган Б. М. Яковлева А. В.Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 67 – 72.

2. Конюхова Е.Ю. Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 1. – С. 76 – 79.

3. Малкова Т.П. Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. - № 4. – С. 106 – 108.

5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М. Изд-во АСАDEMА, 2000. – 519 с.

5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М. РАОИКП, 1999. - 54 с.

6. Феоктистова В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения. - С-Петербург: Образование , 1995. - 147 с.

Перейти к обсуждению работы

Источники: http://festival.1september.ru/articles/103751/, http://www.twirpx.com/file/327571/, http://www.scienceforum.ru/2015/856/12953

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Пленум о воспитании детей

Текущее состояние редакций не известно! ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА ТУРКМЕНИСТАНА от далее...

Чем объяснить повышенную потребность детей в углеводах

Потребность в углеводах у детей далее...

Интересные факты морях детей

Интересные факты о море Человек практически полностью далее...

Популярные статьи