Главная » Адаптация детей



Социальная адаптация детей с нарушениями в развитии

Статья на тему:
Общая характеристика социальной адаптации детей с проблемами в развитии.

Предварительный просмотр:

Общая характеристика социальной адаптации детей с проблемами в развитии.

Социальная адаптация - это: постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса.

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития. Однако обеспечить ее сможет только тот медик, который сам обладает минимальной психологической подготовкой. В этой связи каждый работающий с такой семьей, будь то педиатр, невролог или психиатр, должен быть знаком в этом контексте с основами семейной психологии, чтобы суметь смягчить стресс семьи в связи с принятием умственно отсталого ребенка, а также помочь организовать адекватное его отставанию стимулирующее воспитание.

У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям.

Очень важную роль для формирования активной жизненной позиции детей имеет детский коллектив. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Также очень важно подготавливать умственно отсталых детей к самостоятельной жизни. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненных планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.

Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих. В противном случае в будущем умственно отсталые дети не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носят вторичный характер.

При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия, многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.

В процессе формирования социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта должны решаться следующие задачи:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация - как итог всей работы.

Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГРУППА ,
  • ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ,
  • ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ,
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Цветкова Ирина Владимировна

В статье говорится о психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием, реализованной на базе дошкольного учреждения (ДОУ) в группе интегрированного воспитания и обучения города Краснодара. О необходимости создания эффективных условий для нормализации и развития вербального общения при включении ребенка с особыми образовательными потребностями в интегрированную группу (ДОУ), в коллектив здоровых сверстников, высказывая суждение о том, что дошкольные образовательные учреждения располагают сегодня значительными возможностями для организации и проведения развивающе-коррекционной работы с детьми.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Цветкова Ирина Владимировна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 07.07).

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Теория и практика общественного развития (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 07.07).

Цветкова Ирина Владимировна (2011). Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. №1 С.168-170.

Цветкова Ирина Владимировна Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада Теория и практика общественного развития (2011).

Цветкова Ирина Владимировна (2011). Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада. Теория и практика общественного развития

Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.

В нашей стране создаются специальные дет­ские сады, подготовительные классы школ для глухих детей. В настоящее время в России уже существует система специальных школ для де­тей с различными нарушениями развития. Спе­циальные коррекционные образовательные учреждения—школы-интернаты для глухихдетей — относятся кIвиду, а школы-интернаты для сла­бослышащих и позднооглохших детей — коIIвиду общей классификации.

Для детей и подростков с серьезными нару­шениями слуха уже в процессе обучения и вос­питания дается четкая профориентационнаянаправленность. Как правило, подростку с не­достатками слуха трудно самому сделать выбор интересующей его сферы деятельности. По­мощь оказывают квалифицированные специа­листы — психологи и педагоги. Так как нередко наличие физического недостатка становится причиной психологической травмы, осознание неполноценности может привести к заниженной самооценке и тяжелому депрессивному состоя­нию. Именно поэтому с детьми с раннего возраста начинают работать психологи, помогающие най­ти себе в будущем работу по возможностям и по интересу.

В каждой школе для глухонемых детей обяза­тельно существуют мастерские, где дети обу­чаются производственным специальностям. Пос­ле окончания школы они могут продолжить свое среднеспециальных, так и высших.

Адаптироваться к нормальной жизни глухо­немым помогают специальные общества глухо­немых (ВОГ), в распоряжении которых находят­ся клубы, дома культуры, театральные студии, спортивные учреждения и библиотеки.

Законодательством предусмотрен особый режим труда и сокращенный рабочий день на предприятиях, где трудятся люди с поражением слуха. В настоящее время для трудоустройства этих людей созданы специальные компьютер­ные системы и программы, с помощью которых оказывается помощь в профориентации и диаг­ностике профессиональной пригодности. Эти программы позволяют быстро и эффективно определить возможности и способности че­ловека, сделавшего запрос, и организовать довольно быстрое трудоустройство. В компью­терной системе службы профориентации содер­жится перечень различных профессий, а также их кодирование по степени трудовых ограниче­ний. Происходит соотнесение возможностей обратившегося с параметрами конкретного ра­бочего места. Эта система постоянно попол­няется новой информацией о наличии вакантных мест. '

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха являются инженерно-тех­нические, реже — экономические, медицинские и педагогические.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Известно, что под влиянием воспитания при­родные задатки развиваются и совершенст­вуются, претерпевают существенные изменения. Это касается и детей с нарушениями слуха. С такими детьми постоянно ведется работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха.

Большое внимание уделяется произношению и беглому чтению с губ.

При анализе структуры способностей у глухих детей особую роль играет отдельный аспект рас­ смотрения интеллектуальных способностей вопрос о видах мышления и средствах, с по­мощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Сурдопсихологи установили, что интеллек­туальные возможности глухого ребенка могут существенно различаться в зависимости от вида мышления, необходимого в данных усло­виях.

Наблюдающееся у глухих детей замедленное овладение, словесной речью как средством мыслительной деятельности ведет к тому, что в развитии их умственных способностей в ка­честве средств мышления особое значение приобретают естественные жесты, предметные действия, а затем и мимико-жестовая речь.

Широко используются и дидактические ма­териалы, воздействующие на зрительное восприятие ребенка.

Для формирования понятийного мыш­ления глухих детей применяются следующие методы:

легкие задания по конструированию: построе­ние домика из кубиков и призм сначала по черно-белому чертежу, затем по цветному;

воссоздание целого из частей; очень хорошо подходят мозаики-пазлы;

геометрические головоломки: последова­тельно составлять, руководствуясь образца­ми, семь фигур из двух треугольников;

задания для развития речи: раздаются кар­тинки с предметами, следует называть то, что изображено на картинках;

картинки с изображениями действий — раз­витие фразовой речи ребенка;

составление рассказа по картинке;

7)счет по картинкам с изображением цифр. Дети с нарушениями слуха с удовольст­вием решают новые, необычные для них задачи, с радостью проявляют свои творческие спо­собности.

Кроме конструирования, положительный эф­фект при развитии мыслительных способностей и восприятия окружающего мира дают занятия по рисованию. Глухие дети, как правило, отстают от слышащих при изображении сложных объектов, но при правильном подходе начинают рисовать ничуть не хуже.

У глухих детей успех в усвоении новых данных зависит от структуры формирующихся способ­ностей, от того, насколько недостаток в разви­тии одних компонентов способностей воспол­няется развитием других.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/11/01/obshchaya-harakteristika-sotsialnoy-adaptatsii, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-i-adaptatsiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-integrirovannoy-gruppy-detskogo-sada, http://www.studfiles.ru/preview/6013752/page:8/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Конфликтность детей младшего школьного возраста

Возрастные особенности детей младшего далее...

Мультфильмы детей года животные

Мультфильмы про животных смотреть онлайн Мир далее...

Жаропонижающие препараты для детей 7 лет

Жаропонижающие средства для детей Какая мама далее...

Популярные статьи