Главная » Адаптация детей



Социально бытовая адаптация умственно отсталых детей

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №6 г.Ленинск-Кузнецкий

Каталог статей

Социально-бытовая адаптация умственно отсталого школьника.

Школа готовит воспитанников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У уч-ся формируются необходимые понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития в конечном счёте создает предпосылки соц.адаптации воспитанников спецшколы 8 вида. Соц. адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Соц.ад. – это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

УО дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у школьников, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни мало.

В связи с этим большую роль играет целенаправленное воспитание в школе. Прежде всего, это должна быть единая система. Её составляют спец.занятия по СБО. Накопление СБ знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность СБО, вариативность её содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей уч-ся. Курс по СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду.

Учитель должен поставить перед собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовлением пищи, содержанием в чистоте жилища, научиться пользоваться бытовыми приборами. Бытовой труд требует умения анализировать предстоящую работу, планировать её, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу коррекционной школы- коррекцию недостатков умственной деятельности обучающихся. Занятия по СБО не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Организация условий, побуждающих учащихся обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать. Работу по СБО следует начинать с первых шагов пребывания в школе. Необходима подготовительная работа, проводимая в 1-4 классах. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по СБО.

Трудовое обучение в школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Проводимая в неурочное время воспитательная работа не копирует занятия по СБО. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Главное условие успешности представленных задач – ежедневная разнообразная практическая деятельность обучающихся. Большое место должны занимать экскурсии в магазины, на предприятия службы быта. Цель экскурсий в закреплении экономических знаний (о стоимости продовольственных и промышленных товаров, о видах услуг предприятий бытового обслуживания.

Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно бытовую деятельность.

Успеху работы способствует заранее спланированная совместная деятельность учителя, воспитателя, родителей.

Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей QUESTIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN Текст научной статьи по специальности Медицина и здравоохранение

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ,
  • ДЕТИ ,
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • ФАКТОРЫ ,
  • MENTALLY RETARDED ,
  • CHILDREN ,
  • SOCIAL ADAPTATION ,
  • FACTORS

Аннотация
научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Серобян Н. Н. Солоненко А. В.

Нами установлено, что на социальную адаптацию умственно отсталых детей влияют социально-бытовые факторы (место проживания, категория жилья, условия проживания, материальный уровень), семейные факторы (количество детей в семье, наличие неполной семьи, развод родителей, проживание с отчимом или другими родственниками, особенности отношений в семье, нарушение социального поведения членов семьи), факторы здоровья и поведения индивидуума (уровень интеллекта, состояние соматического и психического здоровья, особенности досуга и социального поведения ребенка). Полученные нами данные помогут правильно оценить степень влияния отдельных факторов социальной адаптации умственно отсталых детей с целью ее улучшения и коррекции.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 14.00.00, author — Serobyan N. N. Solonenko A. V.

Thus, social adaptation of mentally retarded children is influenced by social factors (a residing place, a category of habitation, a residing condition, material level), family factors (quantity of children in a family, presence of an incomplete family, divorce of parents, residing with the stepfather or other relatives, features of relations in a family, infringement of social behaviour of members of a family), factors of health and behaviour of an individual (I.Q. a condition of somatic and mental health, feature of leisure and social behaviour of the child). The data obtained by us, will help to estimate correctly degree of influence of separate factors of social adaptation of mentally retarded children for the purpose of its improvement and correction.

Научная статья по специальности Медицина и здравоохранение из научного журнала Кубанский научный медицинский вестник , Серобян Н. Н. Солоненко А. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Серобян Н. Н. Солоненко А. В. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnoy-adaptatsii-umstvenno-otstalyh-detey (дата обращения: 07.07).

Серобян Н. Н. et al. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей Кубанский научный медицинский вестник (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnoy-adaptatsii-umstvenno-otstalyh-detey (дата обращения: 07.07).

Серобян Н. Н. Солоненко А. В. (2009). Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей. Кубанский научный медицинский вестник URL: http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnoy-adaptatsii-umstvenno-otstalyh-detey (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Серобян Н. Н. Солоненко А. В. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. №3 С.109-113.

Серобян Н. Н. et al. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей Кубанский научный медицинский вестник (2009).

Серобян Н. Н. Солоненко А. В. (2009). Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей. Кубанский научный медицинский вестник

Социальная адаптация умственно отсталых детей

Наряду с перечисленными отклонениями нервно-психического характера особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества. Однако же умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию.

При особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под влияние взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов.

Слабоумие детей, являясь одной из психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, тем не менее само нередко оказывается порожденным социальным фактором, в частности, алкоголизмом.

Проведенное исследование Н.Зарубиной по проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей показало, что из 660 учащихся Тюменской вспомогательной школы у 43% родители злоупотребляют алкоголем, 25% имеют наследственную олигофреническую отягощенность, 27% учащихся являются умственно отсталыми в результате неблагоприятной беременности и черепно-мозговых травм, полученных при рождении и в раннем детстве, и у 5% причины олигофрении установить не удалось.

Исследование ценностно-нормативных представлений учащихся подросткового возраста вспомогательной школы, проведенное методом проблемных ситуаций, показало, что 71 % обследуемых продемонстрировали нормативно приемлемые ответы, из них 40% проявили способность самостоятельно ориентироваться в ситуациях, требующих определенного морального выбора и принятия решения, а 31 % ориентированы в таких случаях на мнение старших, родителей, учителей, 14% опрошенных затруднялись с ответом, и 15% продемонстрировали нормативно неодобряемые ответы. Вместе с этим, изучение трудоустройства и последующей профессиональной деятельности десяти выпусков учащихся вспомогательных школ показало, что более 90% из общего числа выпускников, которое за десять лет составило 604 человека, успешно трудятся в сфере обслуживания и материального производства.

Эти цифры свидетельствуют о том, что правильно ориентированная система обучения и воспитания детей с отставанием в умственном развитии, в основе которой в первую очередь лежит ориентация на посильную трудовую деятельность, ранняя выработка профессиональных автоматизмов и навыков, а также организация системы гуманизированных коллективных связей в процессе трудовой, учебной, общественной деятельности позволяют довольно успешно осуществлять адаптацию детей-олигофренов .

Таким образом, профилактика правонарушений среди этой категории детей и подростков прежде всего предполагает решение проблемы их социальной адаптации, подготовки к полезной профессиональной деятельности в условиях специального обучения, а также создание условий для усвоения необходимых норм морали и права, позволяющих самостоятельно осуществлять соответствующую социально-бытовую ориентировку в несложных жизненных ситуациях. Для этой цели в настоящее время в вспомогательных школах введен специальный курс социально-бытовой ориентации, который должен выполнять функции социальной адаптации умственно отсталых детей в системе отношений «человек - общество».

Однако программа этого курса и методика проведения уроков требуют своего совершенствования и серьезного внимания со стороны специалистов-патопсихологов. Важную роль в социальной адаптации детей-олигофренов, а также выпускников специальных школ должна сыграть служба социальной реабилитации инвалидов.

Источники: http://shkola6lnk.ucoz.ru/publ/socialno_bytovaja_adaptacija_umstvenno_otstalogo_shkolnika/1-1-0-16, http://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnoy-adaptatsii-umstvenno-otstalyh-detey, http://www.webpolyglot.ru/knowledge/correction09/08.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Сухой давящий кашель у ребенка

Что такое сухой кашель у ребенка Кашель у далее...

Проект социальное воспитание детей дошкольного возраста

02.07 Какую пищу далее...

Подвижная игра мама дети

Подвижные игры для детей и взрослых далее...

Популярные статьи