Главная » Адаптация детей



Социально педагогическая адаптация ребенка

Педагогические условия социальной адаптация неслышащих детей с задержкой психического развития


Полученные в ходе исследования результаты позволили нам сделать следующие выводы :

- понятие социальная адаптация детей с недостатком слуха со сложным дефектом в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения должно отражать специфические психолого-медико-педагогические особенности данной категории детей, поэтому реабилитационные услуги должны включать в себя сочетание различных видов помощи: медицинской, психолого-педагогической, и социальной;

- социальная адаптация представляет собой целенаправленный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

- система помощи, должна быть направлена на развитие потенциальных возможностей детей и, способствовать самореализации личности;

- выявленные нами психолого- медико-педагогические условия включают в себя методологическую, теоретическую и практическую подготовку педагогического персонала образовательного учреждения;

- реабилитационные и коррекционные программы, как органичные части комплексной психолого-медико-педагогической программы, способствуют эффективности социальной адаптации детей исследуемой нами категории;

- программа позволила создать благоприятную комфортную педагогическую сре­ду для каждого воспитанника с учетом своеобразия его личности, индивиду­альных возможностей и потребностей, связанных с особенностями его психо­физического развития.

Результаты эксперимента подтвердили, что разработанная и реализованная комплексная Программа актуальна и обеспечивает достижение современных целей в области специального образования.

В заключении обобщены результаты проведенного исследования, подведены итоги, представлены общие выводы и намечены возможные пути дальнейшей разработки проблемы.

^ В приложениях содержатся материалы по организации деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, программа спецкурса для педагогов, схемы, анкеты.

Основное содержание исследования изложено в следующих публикациях автора :

1. Бабиева Л.Г. Аномальный ребенок в семье: проблема адаптации к дефекту// Теория и практика обучения и воспитания. Вып.III. Владикавказ: СОГУ,2004. С.9-14.

2.Бабиева Л.Г. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-педагогической деятельности // Теория и практика обучения и воспитания. Вып.V. Владикавказ: СОГУ, 2005.С. 18-24.

3. Бабиева Л.Г. Особенности психического развития глухих детей с задержкой психического развития// Теория и практика обучения и воспитания. Вып.V. Владикавказ: СОГУ, 2005.С. 165-173.

4. Бабиева Л.Г. Организация психолого-медико-педагогической службы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха// Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: Тез.докл.науч.- практич. конф.10-11 октября 2005г. - Москва, 2005.- С.13-18.

5. Бабиева Л.Г. Педагогические условия социальной адаптации неслышащих детей с задержкой психического развития// Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» №7.,Ростов-на-Дону:РГПУ, 2006. С.134-139.

6. Бабиева Л.Г. Социокультурные проблемы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.// Теория и практика обучения и воспитания. Вып.VII. Владикавказ: СОГУ, 2007.с.3-8.

7. Бабиева Л.Г. Проблемы повышения эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения. // Теория и практика обучения и воспитания. Вып.VII. Владикавказ: СОГУ, 2007.с.8-11.

8. Бабиева Л.Г. Социальная стратегия в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.// Теория и практика обучения и воспитания. Вып.VII. Владикавказ: СОГУ, 2007.с.11-16.

Виды деятельности

Медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация

В осуществлении реабилитационных мероприятий участвуют врачи (педиатры, неврологи, физиотерапевт, ортопед, отоларинголог, врач ЛФК, психиатр), педагоги (воспитатели, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель), медицинские сестры (по массажу, физиотерапии, процедурные, палатные), младшие медицинские сестры.

В реабилитации детей в условиях дома ребенка помимо медикаментозного лечения широко применяются методы физиотерапии(гальванизация и электрофорез лекарственных средств, амплипульс-терапия, ультразвук и фонофарез, магнитотерапия, электросон, дарсонвализация, ультратон-терапия, УВЧ-терапия, УФО, лазеротерапия, ДЭНС-терапия, парафинолечение, грязевые аппликации, водолечение, аэрозольтерапия, рефлексотерапия, «солевая дорожка»); лечебная гимнастика (индивидуальная и малогрупповая); лечение положением с использованием ортопедических укладок, отводящих шин, гипсовых лонгет, позиционного оборудования; массаж (в т.ч. вибромассаж; криомассаж); элементы иппотерапии. С учетом сложной сочетанной патологии (неврологической, ортопедической, соматической), диагностируемой у детей, эти методы лечения в ряде случаев являются основными, а порой и единственными. Учитывая трудности в самообслуживании детей, страдающих детским церебральным параличом, большое внимание специалисты службы ЛФК и массажа, педагоги уделяют развитию и активизации ручной умелости и закреплению социальных и трудовых навыков у воспитанников. Опыт применения медицинских воздействий, используемых в комплексной реабилитации в условиях дома ребенка, оформлен врачами в виде печатных работ, опубликованных в различных медицинских источниках.

Неотъемлемой частью комплексной реабилитации являются методы педагогического воздействия. Учителя-дефектологи, работающие в доме ребенка, имеют большой опыт работы с детьми на доречевом этапе развития малышей. Для воспитания и обучения воспитанников имеется набор игровых и обучающих пособий, игрушек, игр, оборудования по различным направлениям коррекционно-педагогической работы. Используются педагогические технологии: музыкотерапия; игротерапия; куклотерапия; арттерапия; элементы методики М. Монтессори и Джеки Кука, агротерапия, изотерапия, сказкотерапия с элементами театрализованной деятельности.

Показатели развития воспитанников, отражающие последовательность и возрастные сроки формирования умений и навыков представляются на медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка, которая осуществляет комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения, разрабатывает индивидуальную комплексную программу реабилитации, лечения, социальной адаптации, проводит оценку состояния здоровья, дает рекомендации по устройству детей в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также при передаче детей на воспитание в семьи.

Коррекционно-педагогическая работа, проводимая в сотрудничестве с персоналом педиатрической, неврологической, физиотерапевтической службы, службы ЛФК, ежегодно обеспечивает положительную динамику в развитии детей с глубокой задержкой психофизического развития. В результате проводимой работы удается в течение года улучшить психофизическое развитие воспитанников на 1-3 эпикризных срока. Отмечается преемственность в работе медицинского и педагогического персонала. Опыт коррекционно-педагогической работы специалистов дома ребенка систематически представляется на методических объединениях логопедов, учителей-дефектологов, старших воспитателей системы образования и здравоохранения Амурской области.

Результатом проведения комплексной реабилитации воспитанников дома ребенка является снижение процента детей с выходом в ДЦП (с 31 в 1991 году до 9 в 2010 году), снижение процента детей, переводимых в учреждения социальной защиты (с 35 в 1990 году до 6 в 2009 году), а также рост доли детей, переданных на воспитание в семьи (более 50%).

Комплексная диагностика

В доме ребенка создана медико-психолого-педагогическая комиссия, которая осуществляет: комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения; оценку динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию; разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка; оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и дает рекомендацию по их устройству в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-правовая защита

Показателем деятельности учреждения является количество детей (из числа оставшихся без попечения родителей), выбывших из учреждения на воспитание в семьи (возврат в родную семью, усыновление, опека, приемная семья). Безусловно, приоритетными формами устройства ребенка в семью является возврат в семью и усыновление. Поэтому очень важна работа социально-правовой службы по своевременному решению вопроса по утверждению статуса ребенка как оставшегося без попечения родителей, который дает ему право на устройство в новую семью.

Из статистики дома ребенка: за 62 года поступило 4108 детей, в т.ч. 1405 детей с 1988г по 2009г. Передан на воспитание в семьи 581 ребенок, в т.ч. 556 детей (97%) за период с 1988 по 2009 гг. что свидетельствует об эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых в условиях дома ребенка.

2012 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Дом ребенка специализированный

Адрес:
г.Благовещенск, ул.Воронкова. 28
Телефон:
(4162) 36-50-26, (4162) 36-27-06

Источники: http://geum.ru/next/art-156729.php, http://domrebenkaamur.ru/activities/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Как защитить ребенка от ветрянки

Как обезопасить ребенка от ветрянки Практически все дети в далее...

Повышенные лейкоциты в моче у годовалого ребенка

Повышенные лейкоциты в моче у ребенка Лейкоциты являются группой далее...

Тошнота рвота головокружение слабость причины у детей

Главная Детское здоровье Головокружение у ребенка. Причины головокружения Головокружение у далее...

Популярные статьи