Главная » Адаптация детей



Ухудшение поведения ребенка на втором этапе адаптации

Особенность периода адаптации ребенка к школе

Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации - это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца - это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период - вхождение ребенка в коллектив (детский сад). Четвертый период - обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз - в детском саду, 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи и т.д.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Человек, который вписывается в эту систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая .

Физиологическая адаптация. Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

1) Первые 2-3 недели обучения получили название физиологической бури . В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Дети, имеющие постоянные трудности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

Если наблюдаются такие признаки у ребенка к концу первой четверти, это повод обратиться за помощью к профессионалам – педагогам, врачам и психологам.

Психологическая адаптация представляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в ситуациях, отличаются значительной новизной и значимости. Это процесс взаимодействия личности ребенка и со средой, при котором ребенок должен учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее нужд, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в пище, сне, отдыхе в др.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии.

Социальная адаптация - это процесс, с помощью которого ребенок или детская группа достигают состояния социального равновесия при отсутствии переживания конфликта с окружающими людьми. Социальную адаптацию рассматривают как заключительный, итоговый этап адаптации в целом, что обеспечивает как физиологическое и психологическое, так и социальное благополучие личности.

Социальная адаптация проходит четыре основных стадии:

- уравновешивания - установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга;

- псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

- приспособления - признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки;

- уподобление - психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации

Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса и связано это именно с трудностями адаптационного периода.

Признаки успешной адаптации первоклассников к школе. К концу первой четверти ребенок полностью адаптируется к школе. Признаками успешного завершения этого процесса служат:

· установление неформальных контактов с одноклассниками;

· положительный контакт с учителем;

· адекватное поведение в стенах учебного учреждения;

· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.

Задание 50.Подберите психолого-педагогические ситуации по проблеме адаптации первоклассников в школе для решения в группе. Рекомендуемая литература: Волков Б.С. Возрастная психология (Часть1, Раздел 7).

2 этап. «Уже не гость». Синдром «посттравмирующей ситуации».

Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

Установление коммуникативных связей с ребёнком на этом этапе способствует его желанию остаться в этой семье, но, одновременно приводит к появлению у ребёнка боязни возвращаться в систему государственного воспитания: «А вы меня не отдадите?». Появление у ребёнка чувства страха связанно с любым упоминанием о приюте: он не хочет ходить на праздники в Центр, встречаться с детьми, боится, что его там оставят. И здесь особое значение приобретает удовлетворение потребностей ребёнка в безопасности.

Задачи второго этапа:
  • создание условий для возможности эмоционального отреагирования страхов у ребёнка
  • повышение самооценки и уверенности в себе.
Рекомендации родителям.
  • На втором этапе очень важно, чтобы у ребёнка появилась любимая игрушка, любимый уголок.
  • Необходимо поощрять стремление ребёнка делиться своими чувствами, переживаниями.
  • Удовлетворение потребности ребёнка в безопасности может реализоваться при помощи как невербальных методов (контакт «глаза в глаза», текстильные поглаживания, улыбка и др.), так и вербальных (беседа, вопросы, обсуждения).
  • Учитывая недостаточность развития коммуникативной сферы детей, взятых на воспитание, лучше всего использовать игры как основной способ общения с ребёнком.
  • Не стоит терять самообладание. Кризис отношений — это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.
  • Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.
  • Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.
  • Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

Гостевая книга

Вакансии

You are here: Главная

Copyright 2016 SC-G17. All rights reserved.

начинается с момента знакомства с приемными родителями . Привыкание в новой семье, в новой обстановке состоит из четырех основных этапов:

1. так назывемый «Медовый месяц».
2. «Уже не гость».
3. «Вживание и кризис привыкания».
4. «Новая семейная жизнь, стабилизация отношений».

Первый этап начинается с первых визитов ребенка в гости в новую семью. Отношения еще не носят характер серьезной ответственности. Во время «медового месяца» каждая из сторон – семья и приемный ребенок, имеют свои ожидания.

Эти ожидания. как правило, очень идеализированы. Все стараются показать свои лучшие качества и понравиться друг другу. Ребенок наслаждается новой ситуацией: новые впечатления, уютная квартира, игрушки, подарки, внимание.

Не следует торопиться претендовать на родительские права, называть сразу ребенка сыном или дочерью. После момента потери кровной семьи, через проживание на нейтральной территории в детском учреждении и обретения новой семьи, ребенок может чувствовать себя предателем по отношению к кровным родителям.

Следует поддержать и успокоить его чувства. У ребенка могут быть частые смены настроения, может нарушаться сон . аппетит. Чтобы помочь ребенку привыкнуть и справиться со своими новыми ощущениями, хорошо, если новые родители возьмут отпуск.

Следует научить ребенка многим бытовым мелочам. Сначала нужно изучить дом, быт, затем следует познавать вместе с ребенком двор, улицу. Но, следите за тем, чтобы не перегрузить психику ребенка впечатлениями и большим количеством новой информации.

С момента входа в новую семью до ощущения себя полноправным и полноценным членом вашей семьи у ребенка проходит немало времени. Привыкание и приспособление в новой семье у всех детей проходит по-разному. Иногда этот сложный процесс может длиться более года.

На втором этапе адаптации. как закономерность, отношения усложняются. Поведение ребенка ухудшается, а родители приходят в отчаяние. Возникают сомнения в правильности решения создания семьи с приемным ребенком. Это нормальная ситуация. Придется выяснять причины и находить способы для преодоления возникающих проблем совместного проживания.

Каковы основные причины кризиса этого периода? Ухудшение поведения ребенка принято считать хорошим признаком приспособления в новой среде. Это правило «пружины». Долго сдерживать эмоции, привычки и характер невозможно. Ребенок перестает стараться изо всех сил быть правильным. Он становится самим собой, потому что начинает доверять своим новым родителям. Ребенок уже знает – его не прогонят!

На третьем этапе возникает кризис взаимоотношений. В кризисной ситуации могут быть виноваты сами родители, которые ждут от ребенка слишком много. Ребенок бастует, доказывая, что он не настолько умен и талантлив, как он от него ожидают.

Следует быть чуткими с ребенком. так как он по-прежнему имеет достаточно много эмоционально-интеллектуальных проблем. Не забывайте, что ребенку сложнее, чем взрослым, справляться с трудностями. Родителям также может помочь социальный работник. При успешном разрешении проблем кризиса во взаимоотношениях в семье, ребенок начинает чувствовать уверенность, теряет тревожность, повышается его самооценка.

На четвертом этапе адаптации вместе со стабилизацией взаимоотношений меняется внешность ребенка, его выражение лица. Ребенок успокаивается. Родителей удовлетворяет построение семейных планов, как в обычной семье. Решаются проблемы между кровными и приемными детьми.

Но родителям также следует помнить об адаптации их самих во все эти периоды: о своих чувствах и о своем психическом здоровье. С этим следует также обращаться в службы психологической поддержки для приемных семей.
Вглядитесь в детские лица. Каждый из ребятишек ждет своих приемных мам и пап. Ждут очень долго и терпеливо. Ведь у них нет другого выхода -есть только надежда. Надежда, что когда-нибудь их заметят мама и папа. И, может быть, выберут
Страница группы В Контакте
.

Еще похожие статьи:

Как приучить ребенка к горшку?

Источники: http://studopedia.ru/17_29740_osobennost-perioda-adaptatsii-rebenka-k-shkole.html, http://nashideti66.ru/index.php?option=com_contenttask=viewid=88, http://deti-detki.ru/adaptaciya-rebenka-v-priemnoj-seme.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Как можно определить пол ребенка без узи

Как определить пол ребенка без далее...

Можно ли водить ребенка сад

Можно ли водить ребёнка далее...

Интересные рассказы для детей 5 6 лет

Читаем детям 5-6 лет: рассказы, сказки и далее...

Популярные статьи