Главная » Адаптация детей



Уровни социальной адаптации детей

Диагностика уровней социальной адаптации старших дошкольников

Формирование социально адаптированной личности является одной из актуальных задач современности. Работу по социальной адаптации личности следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности (А.Г. Харчев). Большую роль в формировании социально адаптированной личности играет образовательная среда дошкольных учреждений.

Проблема адаптации является объектом междисциплинарного исследования. Философско-социологический анализ адаптационных процессов в обществе представлен в работах А.И. Берга, Т.Г. Дичева, Э.С. Маркаряна. Физиологические проявления адаптации человека и животных изучены А.В. Георгиевским, В.П. Казначеевым, И.И. Шмальгаузеном. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, А.А. Реана. Проблема социальной адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и др. Однако проблема исследования уровней социальной адаптации старших дошкольников практически не исследовалась.

Целенаправленная работа по социальной адаптации старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения начинается с диагностирования. Диагностирование уровней социальной адаптации - это проводимое педагогом и психологом учреждения исследование, которое дает им информацию о социальной адаптации группы детей и каждого воспитанника в отдельности.

Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить четыре критерия и совокупность показателей, которые нам дали возможность определить уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников.

1. Интеллектуально-познавательное развитие.

2. Эмоциональное благополучие.

3. Успешность социальных действий (контактов).

4. Усвоение норм поведения.

По данным ученых психологов В.С. Мухиной, Ж. Пиаже, Е.О. Смирновой, В.Д. Шадрикова и других, интеллектуальное развитие старших дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социальной адаптации. Следовательно, особую важность в процессе социальной адаптации приобретает вводимый нами критерий интеллектуально-познавательного развития. Эмоциональное благополучие находится в прямой зависимости от успеха выполнения социальных действий, общения с окружающими. Для того, чтобы проследить динамику адаптационного процесса, мы считаем целесообразным введение восьми показателей, отражающих различные стороны социальной адаптации.

Первый критерий - интеллектуально-познавательное развитие определяется по следующим показателям: 1) развитие познавательных процессов; 2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру).

Второй критерий - эмоциональное благополучие оценивается показателем эмоции (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки Тревожность , проективная методика Я, мама, детский сад И.В. Дубровиной).

Третий критерий - успешность социальных действий оценивается показателями: 1) социальный статус в группе; 2) самооценка; 3) уровень общительности (методика Р.А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).

Четвертый критерий - усвоение норм поведения по показателям 1) поведение на занятиях, 2) творческий характер действий (фрустрационный тест С. Розенцвейга).

Наряду с психодиагностикой для контроля промежуточных результатов применялось педагогическое тестирование уровня обученности дошкольников (метод экспертных оценок).

Следует отметить, что данная схема изучения личности старшего дошкольника в процессе социальной адаптации позволяет, на наш взгляд, увидеть динамику адаптационных возможностей как группы в целом, так и каждого ребенка в отдельности.

Резванова Инна Юрьевна

Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи

Люда Голубчикова
Социальная адаптация детей с общим недоразвитием речи

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает проблема их социальной адаптации в обществе.

Исходя из специфики развития детей данной категории в отечественной дефектологии сложилась традиция комплексного их изучения для разработки коррекционно-обучающих программ и методик. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребенка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества [2]. Фундаментальной стратегической задачей при работе с ребенком, имеющим проблемы развития, является адаптация его к социальным условиям. При этом важно исходить из потенциальных биологических и психических возможностей каждого отдельно взятого индивида.

В настоящее время недостаточно научно обоснованных программ по развитию социальных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья, основанных на изучении особенностей этих функций. В частности, это относится и к детям с общим недоразвитием речи. Особый интерес вызывает вопрос об особенностях и специфике социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Рассмотрев ряд работ различных ученых по вопросам изучения особенностей социальной адаптации детей с нарушениями речи (Л. С. Волкова, А. И. Захарова, В. В. Лебединский, П. А. Мясоед, Г. А. Репина, Л. М. Шипицина, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме социальной адаптации детей описываемой категории, накопленные к настоящему времени данные в этой области, к сожалению, фрагментарны.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, «позволяющий личности активно включаться в структурные элементы социальной среды, то есть посильно участвовать в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни общества» [3]. По отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация выступает как приведение индивидуального и группового поведения детей с особым типом развития в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с ОНР затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении [4].

Большинство исследователей указывают на трудности социальной адаптации у детей с речевой патологией. Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей с ОНР обусловлена трудностями поведения (О. К. Агавелян, Г. Г. Запрягаев, М. А. Малинаускене, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения (В. А. Вяренен, В. И. Лубовский, Р. К. Луцкина, В. Г. Петрова, П. О. Омарова, особенностями самовосприятия и самооценки (Ч. Б. Кожалиева, Ж. И. Намазбаева, Н. Л. Коломинский, особенностями восприятия и понимания личности других людей (О. К. Агавелян, П. О. Омарова) .

При своевременном коррекционно-логопедическом воздействии большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и состояние речи ребенка не оказывает существенного влияния на его вхождение в самостоятельную жизнь, как профессиональную, так и семейную [1].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальное изучение проводилось в апреле 2013 года на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 12 детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте 5-6 лет, а также их родители и воспитатели группы.

Уровень социальной адаптации детей с ОНР определялся методами диагностики личностных особенностей детей и личностных отношений между детьми.

1. Определение социальной адаптации детей через проблемные ситуации: «Мостик», «Ступеньки», «Две гири», «Туча», «Отрицательная ветвь».

2. Изучение личностных особенностей детей: методика «Какой я? ».

3. Изучение межличностных отношений: методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми? » и «Выбор в действии».

Проведенное исследование позволило нам прийти к следующим выводам.

Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки. У детей были выявлены внутренние проблемы, вызванные особенностью психического развития детей дошкольного возраста (приоритет внешнего вида, «моральный реализм», низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников, а также внешние по отношению к детям проблемы (приоритет мнения родителей, недостаточные знания у детей о правилах поведения в общественных местах) .

Все это указывает на необходимость разработки коррекционно-развивающих программ по повышению уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста исследуемой категории.

1. Бережная О. Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации: автореф. дис… канд. пед. наук. - Ставрополь – 2005. – 28 с.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - Изд-е 3-е. - СПб. Союз, 2006.-220 с.

3. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. - 2003. - № 5. - 107-115.

4. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.

5. Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М. Издательство: Айрис-Пресс, 2005. – 204 с.

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Анализ результатов формирования социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

На заключительном этапе исследования нами был проведен количественный и качественный анализ полученных данных.

После проведения коррекционно-развивающей работы по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, была проведена повторная диагностика по тем же методикам: «Карта наблюдений», «Социограмма» и «Анкета для определения Социально-бытовых навыков», результаты которых приведены в Приложении IV. Они так же были унифицированы по шкале «20 – 80».

Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, можно представить графически в виде диаграммы (Рис. 2):

Показатели уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна на контрольном этапе исследования.

– уровень социальной приспособленности (мет. «Социограмма»)

II – уровень социально-бытовых навыков (мет. «Анкета для определения социально-бытовых навыков»)

III– уровень сформированности социальной адаптации (мет. «Карта наблюдений»)

1 – уровень сформированности представлений о себе

2 – уровень социально-бытового ориентирования

3 – уровень коммуникативности

IV– развитие уровня сформированности самообслуживания (мет. «Социограмма» и мет. «Карта наблюдений»)

V – уровень развития социальной адаптации в целом

Проведя анализ данных, полученных при повторной диагностике, следует отметить, что уровень социальной адаптации группы детей 4-5 лет повысился. Дети, которые не ели самостоятельно, начали делать первые попытки держать ложку и подносить ее ко рту. Дети самостоятельно ходят на горшок или просят помощи у взрослых. Двое детей научились самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. У всех испытуемых в процессе систематических занятий появился интерес к общению со взрослыми и сверстниками, понимание ситуации занятия. Трое детей к концу эксперимента научились различать основные части тела. Они стали лучше ориентироваться в окружающей бытовой обстановке, более активны в игре. Один ребенок принимает на себя и предлагает другим роли в игре.

После анализа результатов и их графического представлерия сравнить результаты исследования и расположить на одной координатной плоскости.

Рис. 3. Сравнительная диаграмма уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

– уровень социальной приспособленности (мет. «Социограмма»)

II – уровень социально-бытовых навыков (мет. «Анкета для определения социально-бытовых навыков»)

III– уровень сформированности социальной адаптации (мет. «Карта наблюдений»)

1 – уровень сформированности представлений о себе

2 – уровень социально-бытового ориентирования

3 – уровень коммуникативности

IV– развитие уровня сформированности самообслуживания (мет. «Социограмма» и мет. «Карта наблюдений»)

V – уровень развития социальной адаптации в целом

На сравнительной диаграмме уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна (рис. 3.) мы видим, что уровень каждого из критериев вырос примерно на 2 %. Сопоставление результатов исследования показывает, что уровень социальной адаптации повысился после проведения коррекционно-развивающей работы. Низкий процент, по нашему предположению, связан с глубиной дефекта всех детей, отсутствием педагогической работы до начала нашего эксперимента, воспитанием в семь и не посещением дошкольных учреждений, изолированностью детей от общения со сверстниками.

Далее необходимо определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Для этого нами был применен метод Т-критерия Вилкоксона.

Данный метод применим для одной группы для сравнения показателей помещенных в разные условия, а так же к показателям, измеряемым, по крайней мере, в шкале порядка и на выборке от 5 до 50 человек.

Т-критерий вычисляется по формуле 4:

Т = #8721;(Rr), где (4)

Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Приведем пример вычисления Т-критерия для социальной адаптации в целом.

Вспомогательная таблица для вычисления Т-критерия по социальной адаптации

Источники: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4510, http://www.maam.ru/detskijsad/socialnaja-adaptacija-detei-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html, http://www.pedagogyflow.ru/flowens-500-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ребенку полтора месяца сопли

Ребенок давится соплями Ирина далее...

Океаны интересные факты для детей

20 интересных фактов об океанах Океаны покрывают около далее...

Развитие левого полушария мозга детей

Как развить оба полушария мозга Постоянные умственные нагрузки -путь далее...

Популярные статьи