Главная » Адаптация детей



Виды адаптации детей дошкольного возраста

Особенности адаптационного периода детей дошкольного возраста

23 сентября 2015

Почти для каждого ребенка, первое посещение детского сада является первым сильным психологическим стрессом. Родители начинают замечать, что привыкание проходит достаточно продолжительное время и несет в себе бурные характеристики. Однако, есть дети, которые привыкают к детскому саду в очень короткие сроки и без видимых изменений в поведении.

Поступая в детский сад, жизнь ребенка претерпевает большое количество изменений – отсутствие родителей, упорядоченный режим дня, новое помещение, новые взрослые, постоянный контакт со сверстниками, другие нормы общения и поведения. Все новое, по мнению психологов, у большинства детей ассоциируется со страхом, оно способно создавать для ребенка стрессовую ситуацию, которая без вмешательства педагогов и родителей может привести к невротическим проявлениям – капризы, упрямство, отказ от еды, частые простудные заболевания, психологический дискомфорт.

Вопрос о продолжительности адаптации остается открытым на сегодняшний момент, опытные психологи и педагоги не могут прийти к общему мнению относительно нормальной протяженности адаптационного периода, одни утверждают, что нормальная адаптация проходит в течение 7-10 дней, другие называют – месяц, иные – год. Несмотря на эти разногласия, существует общее мнение о зависимости адаптационного периода от возрастных особенностей, проще говоря, чем старше ребенок, тем длительнее будет проходить у него адаптация к дошкольному учреждению.

На длительность адаптации влияет также уровень развития малыша. Ежедневные занятия в домашней обстановке и активная речевая среда способны оказать положительное влияние на налаживание контакта с воспитателем и сверстниками.

Что же представляет собой адаптация?

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым для него условиям. Адаптация, практически всегда протекает сложно и последовательно.

Выделяют четыре вида адаптации.

Активная адаптация – ребенок очень активно реагирует на уход родителей, он крайне нервничает и переживает с первого дня в детском саду, часто плачет, отказывается от еды и, иногда, общения со сверстниками. Такая бурная реакция может протекать две недели, постепенно уменьшаясь с каждым днем.

Отложенная адаптация – малыш радостно посещает детский сад в первые дни, позже начинает отказываться идти в садик. В последующем начинается адаптация, как у других детей с первых дней. Такой адаптационный период протекает от трех дней до трех недель.

Пассивная адаптация – проходит в скрытой форме в детском саду за счет психических особенностей ребенка, в то время как дома начинаются проблемы аппетитом, с засыпанием, утомляемость, капризность и нервозность.

Проваленная адаптация – нагрузка на ребенка больше, чем возможность его организма подстроиться к изменениям, в таком случае наблюдается ухудшение состояния ребенка через полтора-два месяца после посещения детского сада, необходима помощь специалистов.

Независимо от видов адаптации, необходимо уменьшать нагрузку на нервную систему ребенка в данный период.

В связи с этим, необходимо:

  • Сократить время просмотра телевизора,
  • Побольше читать книг ребенку,
  • Играть в совместные спокойные игры,
  • Как можно чаще обнимать и целовать ребенка.

Крайне нежелательно в этот период:

  • Ругать ребенка за изменения в поведении,
  • Посещать шумные мероприятия,
  • Ходить в зоопарк, цирк, кафе,
  • Плохо отзываться о детском саде в присутствии ребенка,
  • Наказывать ребенка методом «забрать последним из сада».

Автор: Симонова Елена Ивановна, МБДОУ №2 Теремок г. Коломна, Московская область,Россия.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН
проведения конкурсов для педагогов
на 2015 год

План конкурсов
для детей на 2015 год

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации ?

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ

1 Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста

1.1 Специфика адаптации детей к ДОУ

1.2 Эмоциональные состояния детей в условиях ДОУ

2 Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ

2.1 Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста

2.2 Художественная деятельность детей младшей группы

Глава 2. Изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ

1 Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента

2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ

3 Заключительное исследование

Список использованных источников

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Е. Смирнова пишет: Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе - только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней - и получают от этого несказанное удовольствие [1, 34].

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Гипотеза - использование воспитателем изобразительной деятельности построенной по выявлению организационно педагогических критерий обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Объект исследования - дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Цель работы - изучение влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.

1.Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации дошкольников к ДОУ и их эмоциональных состояний в этот период в психологии и педагогике.

2.Проанализировать педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

Доказать воздействие занятий рисованием на процесс адаптации детей к ДОУ на основании теоретического и практического исследования вопроса

В исследовании приняли участие 14 детей 2,5 - 3 лет, которые недавно поступили в 2 первые младшие группы детского сада №16 г. Абакана.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к ДОУ

1.1Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста

1.1.1Специфика адаптации детей к ДОУ

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). [2, 6].

Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую [3, 23]. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий:

б) ролевую ориентацию;

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности [4, 45].

Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нор�

КазНПУ имени Абая, г.Алматы Казахстан

Магистрант 2-го года обучения специальности 6М010100 -Дошкольное обучение и воспитание

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ма#1179;ала мектепке дейінгі білімні#1187; ма#1187;ызды м#1241;селелеріне, ерте жасты#1171;ы балалармен ж#1201;мыс #1199;шін педагогикалы#1179; кадрларды#1187; дайынды#1171;ыны#1187; ж#1199;йелі т#1199;рде дамуы мен ізденіс жолдарына арналады.

Мектепке дейінгі білім беруді#1187; бір м#1241;селесіне сауапты т#1199;рде то#1179;талу #1179;ажет, ол баларарды#1187; бейімделу м#1241;селесі. Т#1241;рбиешілер мен ата – аналарды#1187; жалпы тапсырмасы - баланы балаба#1179;ша #1257;міріне кедергісіз #1199;йренуі. Б#1201;л #1199;шін отбасы жа#1171;дайында дайынды#1179; ж#1201;мыстарын ж#1199;ргізу #1179;ажет.

Бала т#1241;ртібіне біры#1187;#1171;ай талаптарды#1179; туыпдауы, #1199;йдегі ж#1241;не балаба#1179;шада#1171;ы #1179;олайлы #1241;сері – баланы#1187; бейімделуіні#1187; же#1187;ілуететін ма#1187;ызды жа#1171;дайы болып табылады.

The article devoted to actual problem of nusery education and search of way improving and developing of system preparation pedagogical frames, for work with children. It s necessary know that one of the problem pre-school education is adaptation kids.

Common problem of teachers and parents as for as possible help to child get in to the habit to the life of kinder garden. It s need to preparate kids in their family.

Working out of unified conditions to kids behave our, ordination in fluences to him at home and in the kinder garden are important stipulation of relief his adaptation.

Современная система национального дошкольного образования в Казахстане строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов организаций для детей, разнообразием педагогических услуг.

Закон РК «Об образовании» закрепил право дошкольных организаций работать по разнообразным программам, способствующих адаптации детей к условиям дошкольной организации [1].

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольной организацией достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать успешной адаптации детей к условиям дошкольной организации.

На сегодняшний день в республике Казахстан разработаны и внедрены действующие программы: «Балбобек» [2], «Самопознание» [3], «Карлыгаш» [4], «Ал#1171;аш#1179;ы#1179;адам» (от года до 3 лет) [5], «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) [6]. « Бізмектепкебарамыз» (от 5 до 6 лет) [7]. Среди факторов, влияющих на эф­ фективность и качество образова ния и воспитания детей раннего возраста, а также на его адаптацию в новых для него условиях, является программа «Ал#1171;аш#1179;ы#1179;адам».

Для избежания стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного образования – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Адаптация (от лат.Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольной организации, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

В дошкольной организации существуют следующие виды адаптации:

Таблица 1 - Виды адаптации ребенка в условиях дошкольной организации

Источники: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/osobennosti-adaptacionnogo-perioda-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.studsell.com/view/6609, http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Pedagogica/3_206279.doc.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Поведение в младшем школьном возрасте

Сексуальное поведение дошкольный возраст. Ранний дошкольный возраст (примерно третий — далее...

Выпадают волосы у ребенка 7 лет лечение

Выпадение волос у детей: что делать? Выпадение волос у ребенка далее...

Дать ребенку запора 6 лет

Как избавить ребенка от далее...

Популярные статьи