Главная » Дети дошкольного возраста



Детей старшего дошкольного возраста актуальность

Статья (старшая группа) по теме:
Актуальность применения исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Актуальность применения исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Процесс преобразования системы образования, который протекает уже много лет, ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании, следовательно, происходят некоторые изменения во многих образовательных процессах. Усложняется содержание образования, при этом акцент педагогов ставится на развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Происходит коррекция двигательной и эмоционально-волевой сфер. Приходят активные педагогические технологии в дошкольном образовании на смену традиционным. Они направлены на активизацию развития познания ребенка. В этих быстро меняющихся условиях педагог дошкольного образования должен уметь ориентироваться в многообразии подходов к развитию ребенка, в огромном выборе современных технологий.

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются сложные формы восприятия, творческого воображения, наглядно-образного мышления, которые необходимы не только дошкольнику, но и школьнику в его учебной деятельности, а также взрослому человеку в различных видах физического и умственного труда. Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается ни как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста методом проекта

Данная статья посвещена работе педагогов методом проекта.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности вдетском саду.

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и.

Проблемные ситуации на занятиях по окружающему миру как средство развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе Об образовании говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр.

Самообразование воспитателя по теме Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации

Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов.

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В современной системе дошкольного воспитания – на начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного интегрированного образования дошкольников. На данный момент, в системе дошкольного образования сложилась такая ситуация, что глубина разработки методик разных видов деятельности не одинакова. В методическом кабинете любого детского сада имеется большое количество пособий по всем видам деятельности, но комплекса интегрированных занятий по познавательной деятельности нет, либо имеется, но очень скудный материал.

Таким образом, мы выявили проблему: недостаточно разработан и систематизирован методический комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя, из актуальности мы определили цель: разработать и апробировать комплекс интегрированных занятий по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, мы выделили задачи:

1. Ознакомление с содержанием и структурой учебно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; анализ форм организации исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

2. Составление алгоритма составления интегрированных занятий;

3. Создание комплекса интегрированных занятий;

4. Апробирование и коррекция данного комплекса на воспитанниках старшего возраста;

5. Составление методического пособия, содержащего интегрированные занятия по формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста; распространение данного опыта

Подтверждая теорию Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования мы опирались на сборную модель, в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделялся на три блока:

1. Специально организованное обучение в форме интегрированных занятий;

2. Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;

3. Совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Для решения поставленных задач мы использовали совокупность дополняющих друг друга методов:

- изучение и теоретический анализ психологической и педагогической литературы;

- изучение продуктов деятельности детей;

- количественная и качественная обработка полученных результатов.

Не столь новой, но востребованной в воспитательно – образовательной деятельности является учебно – игровая деятельность воспитанников, цель которой – формирование у них познавательной активности.

Среди возможных средств развития такой активности у дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе, а в совокупности с формированием математических представлений является еще и мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Поэтому, организация воспитательно – образовательного процесса должна осуществляться через интеграцию.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Известно высказывание Л. С. Выгодского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний». Современное общество нуждается в активной личности, способной к познаватльно – деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте.

Одним из средств результатов проекта был мониторинг. который показал следующие результаты: повышение высокого уровня на 9%, среднего на 12%, низкий понизился на 20%, что говорит о возможности использования материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Актуальные аспекты проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения сегодня уже никем не ставится под сомнение. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приобрели глобальный характер. Загрязнение атмосферы и гидросферы вредными веществами создает большую угрозу для здоровья людей не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Аморальное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование приводит к нарушению экологического равновесия. Дети еще не осознают, что именно им придется устранять те экологические катастрофы, которые сегодня так безответственно накапливают взрослые.

Задача бережного отношения к природе указанные в Конституции Украины в Государственной национальной программе Образование. Украина 21 века , в которой говорится о необходимости формирования экологической культуры человека в гармонии его отношений с природой. Базовый компонент дошкольного образования в Украине определяет содержание знаний дошкольников из разных сфер человеческой жизнедеятельности: в частности в нем указаны общие подходы к формированию личности через сферу жизнедеятельности в природе. В Законе Украины О дошкольном образовании определены направления дошкольного образования, одни из них - это сознательное отношение к себе, окружающим и окружающей среды. Педагоги могут наглядным примером показать важность сбережения экологии, или посетить выставку-форум, где выставляют примеры технологий сбережения природы и используют торговое оборудование. чтобы продавать продукцию, которая популяризирует такой стиль жизни, например футболки.

Научные подходы к экологическому воспитанию в современных условиях разработанные в исследованиях А. Захлебного, И. Зверева, И. Суравегиной, которые определили цель, принципы, задачи и содержание экологического образования и воспитания. Концептуальные положения экологического направления педагогики в отношении отдельных учебных предметов, внеучебной деятельности, в зависимости от возрастных групп и других специфических факторов разрабатывались учеными (Л. Ищенко, Н. Лысенко, И. Мельник, Л. Резник, С. Плохий, Н. Пустовит, Г. Тарасенко, Л. Шаповал и многими другими). Ученые исследовали важные аспекты этой проблемы, а именно: экологические знания, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В воспитании экологического сознания детей ученые выделяют следующие этапы: видеть и понимать красоту окружающего мира; формировать потребность не только созерцать, но и бережно относиться к природе, охранять и обогащать ее, осознавать, что природа не является чем-то отстраненным от человека, человек это и есть часть природы. Исходя из этого, основными задачами экологического образования дошкольников должны стать: развитие эстетического чувства мира природы; представлений о взаимосвязях в природе формирование постоянной потребности в укреплении и сохранении собственного здоровья и здоровья других людей; усвоения жемчужин народной мудрости о бережном отношение к природному окружению, воспитание настоящей любви к природе, формирование навыков культурного поведения в окружающей среде.

Другие интересные статьи

Обучение, в котором взаимодействуют два фактора - деятельность учителя и деятельность ученика, представляет собой процесс

Система образования в Украине, как и культура народа, является одним из важных явлений, имеющих глубокие

Современные вызовы эффективного формирования широкого кругозора будущих врачей обуславливают повышенное внимание не только профессиональной (медицинской)

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/15/aktualnost-primeneniya-issledovatelskoy-deyatelnosti-u-detey-starshego, http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta, http://chromosome2009.org/aktualnye-aspekty-problemy-jekologicheskogo-obrazovanija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ветрянка у детей форум мам

Мама форум HappyMamaIra писал(а): у нас началась втерянка далее...

Развитие памяти в младшем школьном возрасте

- помогает запоминать далее...

Можно сбить температуру ребенку 5 лет

Чем можно сбить температуру ребенку 2,5 лет далее...

Популярные статьи