Главная » Дети дошкольного возраста



Диагностика результатов игровой деятельности детей дошкольного возраста

Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень – 3 балла

Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.

Низкий уровень –1 балл

Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

Средний уровень – 2 балла

Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.

Высокий уровень – 3 балла

Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Длярешения второй задачимониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой [27, 28], о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут достаточно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты).

При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:

1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:

- высокий уровень –13-15 баллов;

- средний уровень – 8-12 баллов;

- низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета. Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Для решения третьей задачимониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей

Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

Исследование проводилось в ГОУ д/с №1332 с художественно-эстетическим приоритетом, в д/с №273 компенсирующего вида и в ЦППРК «Детская личность».

Наблюдался процесс игровой деятельности у десяти нормально развивающихся детей и у шестнадцати детей с лёгкой степенью умственной отсталости подготовительной группы детского сада.

Диагностика нормально развивающихся детей.

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

ребёнок называет себя именем взрослого до начала игры;

в качестве средств для реализации роли ребёнок использует игровые действия и предметы, ролевую речь, мимику, пантомимику и интонацию;

может передать отличительные особенности персонажа, ориентируясь на способы взаимоотношений и нравственные нормы;

ребёнок в игре предпочитает, в основном, главные роли, соответствующие его половой индефикации.

2. Отношение к правилам игры:

дошкольник соотносит правила со взятой на себя ролью, действует в соответствии с ними; признаёт справедливость замечаний и изменяет своё поведение в случае нарушения правил, замечает нарушения за другими, мотивирует необходимость выполнять правила тем, что это входит в обязанности его роли.

3. Характеристика игровых действий:

развёрнутость: сокращённые действия с предметами и действия во внутреннем мысленном плане;

у ребёнка сформированы игровые умения и навыки: он соблюдает последовательность игровых действий, договаривается о сюжете игры с другими играющими; с помощью игры может отразить функции взрослого;

взаимосвязь игровых действий дошкольника с речью: игровые действия завершаются или заменяются речью;

ребёнок осознаёт, что игровое действие, воображаемая ситуация не реальны, а условны.

4. Игровые предметы, их характеристика:

связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: сначала выбирается сюжет, а потом предмет, а не наоборот;

игрушки: утюг, расчёска;

воображаемые предметы: дом, кровать и пр.;

предметы-заместители: стул – машина, стол, ящик – телевизор и др. использует по своей инициативе, преднамеренно.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений между детьми в игре:

дошкольник отражает в игре следующие нормы поведения и функции взрослых: отец делает наставления сыну, ходит на работу;

реальные отношения между детьми возникают по поводу выбора сюжета, распределения ролей и установления правил;

конфликты в игре возникают по причине невыполнения игроками правил и невыгодного для ребёнка распределения ролей. Разрешаются с помощью нахождения компромисса.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

разнообразие: бытовая, профессиональная деятельность, мультипликационные фильмы;

ребёнок развивает один и тот же сюжет 10–15 мин.;

игра возникает по инициативе самого ребёнка;

в одной игре ребёнок объединяет три сюжета: «дочки-матери», «школа», «работа».

7. Характеристика содержания игры, т.е. что отражает ребёнок в игре (действия с предметами или отношения взрослых).

Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской шко.

Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод.

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об.

Категории

К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Аматьева О. П. Савченко М. В.

В статье представлены результаты исследования по проблеме воспитания самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности. Опи­сан механизм обследования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности, дана характеристика уров­ней на основании выделенных критериев и показателей.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , Аматьева О. П. Савченко М. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аматьева О. П. Савченко М. В. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-urovney-samostoyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.07).

Аматьева О. П. et al. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-urovney-samostoyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.07).

Аматьева О. П. Савченко М. В. (2012). К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-urovney-samostoyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аматьева О. П. Савченко М. В. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. №28 С.258-265.

Аматьева О. П. et al. К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2012).

Аматьева О. П. Савченко М. В. (2012). К проблеме изучения уровней самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Источники: http://sundekor.ru/kursovaya-2/prepodavatelyu/metodika-diagnostiki-igrovykh-umenii-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta/, http://www.edubrilliant.ru/brigens-556-1.html, http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-izucheniya-urovney-samostoyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Трудностей в воспитании детей дошкольного возраста

Основные проблемы воспитания детей и способы далее...

Выглядит аллергия теле ребенка

Аллергия на теле Кожа человека далее...

Анисовые капли инструкция применению детей

Многие лекарственные растения, которые сотни лет использовались далее...

Популярные статьи