Главная » Дети дошкольного возраста



Двигательная активность детей дошкольного возраста

Статья на тему:
Двигательная активность детей дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Двигательная активность детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей пяти – семи лет большое место занимает самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры. А в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Нами используются разнообразные формы работы по физическому воспитанию ( утренняя кие гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамическая пауза, спортивные праздники). В самостоятельной активности детей используются разнообразные подвижные игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма. обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного учреждения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендую проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Физкультурно – оздоровительные технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают три линии работы:

  1. Приобщение детей к физической культуре
  2. Использование развивающих форм
  3. Формирование потребности здорового образа жизни

Осуществляют следующие задачи:

  1. Удовлетворение естественной биологической потребности в движении
  2. Формирование навыков в разных видах движений
  3. Стимулирование функциональных возможностей каждого ребёнка и активизация детской самостоятельности
  4. Создание оптимальных условий для разностороннего развития детей, активизация мысленной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно – волевых проявлений детей.
  5. Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду

С целью сохранения и укрепления здоровья детей в режимных моментах используется техника самомассажа и дыхательной гимнастики. Который способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

Консультация для родителей: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

Айнаш Куулар
Консультация для родителей: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

ДВИЖЕНИЕ+ДВИЖЕНИЯ-ФОРМУЛА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основой причиной снижения двигательной активности современного человека, пока не коснулся ни условий быта самого ребенка, ни его основной деятельности - игры.

Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенности важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение-это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие

БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.

Замечено, что при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детскому саду. Малыши охотнее идут в группу, меньше капризничают, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх.

В самостоятельной деятельности малышей основное место занимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.

Однако наблюдения показывают, что часто в сюжетных играх малыши двигаются мало. Все действия с куклой (кормят, переодевают, укладывают спать) они обычно выполняют сидя.

Значительно разнообразит движения в играх использование физкультурных пособий. Наиболее доступные из них для маленьких детей – мяч, обруч, скакалка.

Постепенно таким же образом вносят в игры детей и более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др.

Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движениям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.

Детям от двух до трех лет (при хорошей постановке работы по физической культуре в целом) вполне доступны в элементарной форме сюжеты на темы музыкальных и физкультурных занятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют. Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно.

Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведет к перевозбуждению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребенку сюжет вносит в бесцельную беготню целесообразность, вызывает необходимость регулирования движения. Сюжетной направленности игр способствует внесение различных атрибутов в виде нагрудных знаков, шапок с изображением зверей, птиц, автобуса, троллейбуса, самолета, ракеты, тепловоза.

Положительно сказывается на развитии движений детей общение их в играх, для чего создаются соответствующие предпосылки. Пусть дети в играх ходят играх ходят друг к другу в гости, организовывают совместные прогулки кукол, строят один дом на всех играющих. Особенно полезно общение детей с разным уровнем развития движений, а также детей разной степени подвижности.

Таким образом, чтобы движения детей дошкольного возраста стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей учат разным действиям с игрушками и пособиями, приучают использовать физкультурное оборудование в играх, выбирать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье).

1. Шишкина В. А. Движение+движения. М, «Просвещение» 1992

Двигательная активность детей дошкольного возраста.

Опубликовано 20 января 2013 - 20:41 пользователем admin

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д. дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Вследствие дефицита мышечной активности, более присущего городским детям, в организме происходят изменения, нарушается деятельность всех его систем, чаще - обмен веществ.

Итак, маленькие дети испытывают огромную потребность в движении, что является для них средством приспособления к жизни, познания окружающего мира. Сколько движений делает за день здоровый ребенок? Ученые считают, что 5-6 летние девочки делают в среднем за сутки 10 000, а мальчики-12000 локомоторных (шаговых) движений

Какой вывод следует из сказанного выше? Прежде всего, в каждой семье родители должны, по возможности, создавать условия для занятия детей физическими упражнениями. Хорошо, чтобы дома был спортивный уголок. Он может занимать около 2 м2 в комнате или прихожей. Здесь должны быть мелкие физкультурные орудия (мячи разных размеров, обручи, палки, скакалки, мешочки с песком), прикрепленная к стене лесенка со съемными перекладинами, что позволяет подвешивать на нее качели, канат, веревочную лестницу,

Кроме того, желательно, чтобы у детей были велосипед, санки, лыжи, коньки, кольцеброс, кегли и т.д.

Но роль родителей не ограничивается только созданием условий. Они должны руководить двигательной деятельностью своего ребенка. Почему это нужно? Потому что наши дети совершенно разные по характеру и темпераменту. Бывают вялые, малоподвижные, которые делают все медленно, с частыми остановками и отдыхом. Они отдают предпочтение спокойным, тихим играм, играют преимущественно сами. А что умеет ваш ребенок?

Вовремя задуматься над этим вопросом очень важно, ведь именно движение является одним из средств хорошей подготовки ребенка к школе, потому что помогает ему в овладении знаниями и умениями. Как показали научные исследования, с помощью движений можно с большей эффективностью учить детей говорить, считать, писать. Объясняют они это тем, что двигательный центр в коре головного мозга находится «по соседству» с центром речи, письма. Итак, возбуждение, возникающее в двигательном центре, стимулирует работу близко расположенных зон, которые обеспечивают умственную деятельность.

Где можно обучать движениям, их правильному выполнению? Во время прогулки, утренней гимнастики, в подвижных играх.

Как проводить утреннюю гимнастику ?

Начинать проводить утреннюю гимнастику можно уже с малышами 1.5-2 лет. Комплекс физических упражнений, который выполняется ежедневно, положительно влияет на все органы и системы детского организма, формирует правильную осанку, воспитывает интерес к занятиям физической культурой.

Оздоровительное значение утренней гимнастики возрастает, когда для ее проведения созданы надлежащие гигиенические условия. Речь идет прежде всего о свежем воздухе (открыта форточка или фрамуга). В весенне-летний период полезно проводить занятия на открытом воздухе: на балконе, спортивной площадке, в парке, сквере, во дворе.

Обязательным является проведение после зарядки водных процедур. Сочетание физических упражнений и водных процедур - прекрасное средство закаливания.

Очень важно правильно подобрать обувь и одежду для занятий. В теплое время года упражнения лучше выполнять в трусах и сандалях, в холодную - в майке, трусах и сандалях.

Утренняя гимнастика начинается:

- С ходьбы, которую целесообразно сочетать с разнообразными упражнениями. Дети могут переступать через предметы, менять по сигналу темп ходьбы. Ходьбу может сменять кратковременный бег на носках или с высоким подниманием колен. После бега - опять спокойная ходьба.

- Комплекс утренней гимнастики включает упражнения для различных групп мышц. Сначала - для мышц плечевого пояса и рук - потягивание, разведение рук в стороны, вращения перед грудью. Затем упражнения для туловища и ног - наклоны, повороты, приседания, прыжки. Они выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя на полу, стулья, лежа на спине, на животе. Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками, переходящие в ходьбу. Продолжительность гимнастики для младших дошкольников - 4-6 минут, для старших - 8-12.

Определенный комплекс повторяется в течение 1-2 недель.

- Количество упражнений 6-8. Если для младших дошкольников упражнения проводятся преимущественно в игровой форме, то для старших это не обязательно. Они пытаются выполнить все движения правильно и красиво. И в этом могут находить удовольствие и интерес. Здесь уместными будут похвала и поощрение взрослого. Приводим для примера комплекс упражнений утренней гимнастики для детей четырех лет.

Ориентировочный комплекс утренней гимнастики для 3-4 летних детей .

1. Ходьба по комнате, легкий бег на носках.

«Вырасти большим». Встать прямо, слегка расставить ноги, руки опущены. Медленно поднимать руки, тянуться на носках.

«Мельница». Встать прямо, руки опущены. Вращать руками. Повторить 5-6 раз.

«Спрячемся». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Присесть, наклонив голову к коленям, обхватив их руками (спрятались). Встать, выпрямиться, руки опустить. Повторить 5-6 раз.

«Зайчик». Руки согнуты в локтях, как у зайчика, ноги сомкнуты. Прыжки на месте на носках. Повторить 6-8 подскоков, отдохнуть, снова повторить.

«Птицы летают». Спокойная ходьба с поднятием рук вверх и опусканием вниз.

Сайт адресован родителям, воспитателям, логопедам, психологам, всем работникам детских садов и специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, всем тем, кто готов поделиться своим опытом, рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольников.

Здесь можно найти полезные материалы по различным направлениям деятельности, которые помогут воспитателю работать качественно, творчески, эффективно, ежедневно самосовершенствоваться. А родители смогут узнать много интересного и полезного, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.

Copyright © 2012-2016 Мир Дошкольников

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/09/02/dvigatelnaya-aktivnost-detey-doshkolnogo-vozrasta, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-dvigatelnoi-aktivnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, http://mirdoshkolnikov.ru/roditelyam/zdorovie-doshkolnika/item/129-dvigatelnaya-aktivnost-detey-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Средство после укусов для детей

Существует огромное количество насекомых-паразитов, которые могут далее...

Таблица утренней гимнастики детском саду

Таблица утренней гимнастики в детском саду Главные далее...

Социально психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности дошкольного возраста Елена Гаева далее...

Популярные статьи