Главная » Дети дошкольного возраста



Коллективная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста

О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Татьяна Хохлова
О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Хохлова Татьяна Сергеевна.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Существуют разные виды изобразительной деятельности - рисование, лепка и аппликация. Они служат для образного отражения действительности. Обучение изодеятельности активизирует творческую и познавательную деятельность детей и оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.

Изодеятельность особенно необходима для умственного развития детей дошкольного возраста. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, необходимо его изучить, запомнить его форму, размеры, конструкцию, цвет, расположение частей.

Для умственного развития детей также большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний о многообразии форм и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети изучают свойства разных материалов: бумаги, красок, мелков, пластилина, теста для лепки, глины, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, трафаретами, клеем.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением воспитатель учит детей выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет, материал. Изображение разных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Дети учатся сопоставлять предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается постепенно от более общих понятий до более сложных.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации развивается речь детей: изучение названий форм предметов, цветов и оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Обсуждение в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной и связной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

Изобразительная деятельность дошкольников имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Для детей очень важно отношение к их работам сверстников и взрослых: родителей и воспитателей, они остро реагируют на замечания и оценку своих произведений. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно аккуратно и правильно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, он не будет работать над ошибками, совершенствовать свою деятельность. Если постоянно критиковать работы ребенка, то можно создать у него прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются аккуратно и бережно относиться к художественным материалам, у них сформируются навыки культуры трудовой деятельности. Они научатся планировать предстоящую работу, контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит о настойчивости ребенка, способности к преодолению трудностей, готовности к познанию нового.

В процессе создания коллективных работ у дошкольников формируется способность объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

В процессе занятий у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире, людях и событиях и выражают свое отношение о них. Изобразительная деятельность ребенка среднего и старшего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

В процессе обучения изодеятельности дети учатся анализировать художественные произведения. Сначала разбирается сюжет картины, что на ней изображено, кто является героем, когда это было. Потом дети узнают, как была написана работа, в какой технике художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит. Потом обсуждается общая образная и эмоциональная оценка картины.

Теоретические основы обучения дошкольников рисунку, живописи и композиции базируются на классическом и современном искусстве, на лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки и аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

Таким образом, в процессе занятия изобразительной деятельностью осуществляются сенсорное, умственное, эстетическое, социальное и трудовое развитие дошкольников.

Изобразительная деятельность дошкольника

В предшествующие периоды дошкольного детства дети уже познакомились с различными видами изобразительной деятельности. В старшем дошкольном возрасте они имеют возможность полнее и разностороннее отражать в рисунке, лепке, аппликации предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним. Детское творчество привлекает наивностью образов, открытостью чувств.

В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль художника , скульптора , мастера , в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала: Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски .

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки.

Композиция рисунков, аппликаций усложняется. Дети могут изображать предметы ближе или дальше. При этом они способны выделить главное ( смысловой узел ), определить место действия (поляна, лес, комната), передать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа (добрый, веселый, страшный). Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание вновь воспроизвести тот или иной сюжет, добиваясь более качественного изображения.

Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции: панно, фризы, декоративные и сюжетные работы. Им интересно общаться со сверстниками, договариваться о содержании будущей работы, об участии каждого в общей композиции.

Используя возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели), дети старшего дошкольного возраста способны создавать художественный образ. Они передают свое отношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции; находят и другие средства выразительности (линию, пятно, форму), в результате чего каждый рисунок приобретает неповторимую индивидуальность.

Опыт изобразительной деятельности, творческого конструирования и социокультурные потребности, приобретаемые детьми к старшему дошкольному возрасту, позволяют приобщать их к декоративному дизайну, художественному оформлению быта.

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если дизайн для детей является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.

В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций ( Волшебный городок , Дворец Снежной королевы , Страна чудес , Три медведя , Русский дом и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии увидеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой проектный замысел , предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок использует изобразительную деятельность для отражения явлений окружающего мира. Изобразительная деятельность ребенка становится средством развития его индивидуальности, задача и долг педагога – создать максимальные условия для детского творчества.

Творческое развитие осуществляется только там, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, инициативу. «Самостоятельность детей в изобразительной художественной деятельности - это основа успешного развития творчества». (Е.Л. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.Я. Шибанова.)

Но, прежде всего, на первом этапе должны быть хорошо сформированы технические изобразительные навыки: способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов, аккуратность в создании изображения. Это предоставит ребенку свободу в отражении доступными для него художественными средствами своего видения мира. Все его внимание будет концентрироваться не на технике исполнения, а на создании выразительного образа.

Мы предоставляем детям возможность выбирать из множества цветов спектра, создавать оттенки и новые цветовые сочетания. Цветом иногда дети компенсируют недостаток графических умений.

В своей работе считаем целесообразным использование следующих методов и приемов:

  • Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций в художественной литературе.
  • Эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
  • Создание выставок: «Новогодние загадки», «Город будущего», «Придумай дизайн платья для куклы», «Морские жители», «Придумай животное».
  • Детские игровые проекты («В стране удивительных красок», «Город Веселинск»).
  • Беседы: «Какого цвета настроение?», «Может ли снег быть разноцветным?»
  • Решение «цветных» примеров (красный+желтый и пр.)
  • Игры-экспериментирования: «Что будет, если…в красный добавить…белый, синий и т. д.?», «Найди цвет весенней сочной травки».
  • Упражнения и игры, направленные на развитие эстетических и творческих способностей («Подбери палитру», «Преврати фигуры», «Подбери колорит», «Дорисуй фигуру», «Преврати кляксу в кошку» и т. д.).
  • Использование синтеза искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства для создания образов Снегурочки, Весны, Зимы и пр.
  • Фантазирование на темы «Звуки красок», «Цвета грусти и радости», «Какого цвета настроение?», «Цветные сны».
  • Сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, аппликации и лепки; применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, тестопластика и др.)

Результатом планомерной работы в развитии творческого начала в художественной деятельности являются достижения детей: они умеют проявлять инициативу; самостоятельно выполняют задания на пройденные темы по представлению и памяти; дают оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремятся выражать свою точку зрения. У детей сформированы навыки культуры трудовой деятельности. Дети стремятся достичь качественных результатов. При выполнении коллективных работ дети способны сотрудничать.

Список используемой литературы:

1. «Художественное творчество и ребёнок» под редакцией Н. А. Ветлугиной.

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский.

3. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова.

4. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева.

5. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова.

6. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

7. «Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей дошкольного возраста». Н. Я. Шибанова.

8. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». Т. Г. Любимова.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/hohlova-tatjana-sergevna-o-polze-izobrazitelnoi-dejatelnosti-dlja-detei-srednego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html, http://cafemam.ru/encyclopaedia/article/izobrazitelnaya_deyatelnost_doshkolnika-405, http://dohcolonoc.ru/cons/6398-razvitie-tvorcheskogo-nachala.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Обучающие игры детей 3

Обучающие развивающие игры для детей 3 лет Возраст 3 года далее...

Сколько дней проходит насморк ребенка

Затяжной, длительный насморк у детей Заложенность далее...

Хорошее средство после укусов комаров для детей

Средства после укусов насекомых далее...

Популярные статьи