Главная » Дети дошкольного возраста



Концепция дошкольного образования и воспитания

Современные концепции дошкольного образования.

8.1. Концепция – это система взглядов на явление, педагогическая концепция – система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей. Конц в пед – это основополагзамысел, идея пед теории, указывающая способ построения образ процесса. На основе той или иной концепции создают целостную педагогическую систему, технологии обучения и воспитания, методики.

Д.Б. Эльконина. природа детства в контексте конкретно-исторусл, кот определяют разв, закономерн, своеобр и характер изменений детства, необх условие для приобретения личностью чел способов удовлетворганич, соц, дух потребн, овладение человечкультуры. Д.И. Фельдштейна. особ явлен соц мира. Функционально д-во —состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству буд общества.

Содержательно д—постоянного физ роста, накопления психических новообр, освоения соц пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя идр.

Сущностно д-во биологич закономерности (возраст изменен)подчиняются, регулир-сясоциальным.

Ш.А. Амонашвили. детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей.

В концепции В.Т. Кудрявцева особ место детства в социокультурной сист. задачи, кот решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание.

Концепция целостного развития личности А. Петровского учет в возраст, индивид и личнособ детей; учет не биолог,а истинного возраста (неравномерностью развитиядошк).

Концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт. Целостное развитие ребенка – это единство индивид особ, личн качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т. Виноградова Н. Галигузова Л. 2002) цели и задачи дошкобр:воспнравствчлка, охрана и укреплфиз и психичздоровья детей, поддержка индивид;обеспечэмоцблагопол детей;развлюбозн, инициат, творч;

компетентности в сфере общ м/ду люд.

Концепция детства В.В. Зеньковского .игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

8.2. Зарубежные.Р.Штайнер. Вальдорфская педагогика.- воспбез вмешательства в естест развитие ребенка;- своб игра, - рисование - пение;- эвритмию (драматизация сказок), особую систему движений, связанную с языком и музыкой;- прогулки.звучит «живая» музыка.

М. Монтессори. Теория самовоспитания и самообучения.свободный выбор деятел и средств

Ж. Пиаже. Операциональная концепция.развитие осуществляется по его собственным законам независимо от обуч и восп.

Дж. Дьюи. Концепция дидактического прагматизма.«обучения посредством делания», «обучения для приспособления к жизни», давала знания, не оторванные от жизни.

С.Френе. педагогика взаимодействия и коммуникации, воспитание жизнью, для жизни в труде.по семейному принципу. До обеда организуются интеллектуальные занятия, после обеда – ручной труд, используются печатные машинки (на уровне Интернета).С.Судзуки. система массового раннего музыкального воспитания (с двухлетнего возраста). развитие психических функций ребенка и прежде всего способностей (таланта). метод постижения. М.Ибука. М. Ибука – «Японская ассоциация раннего развития» и расширил применение метода Судзуки. Ибука считает, что первые три года жизни – это решающие годы в развитии человека: после трех лет заниматься развитием ребенка уже поздно.

ВЕД.принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.).

Соврем.концепций ДО, охватывающих локальные направления развития ребенка.

В наст. вр.проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОО успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).

Правового воспитания в дошк(Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).

Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой). Проблема патриотизма реализуется в прогр: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова).

Концепция социального развития (С.А. Козлова).

Концепция познавательного развития дошкольника (Л.М. Кларина).

(«Природа», «Рукотворный мир», «Другие люди», «Я сам»).

Концепция о признании авторитетной роли семьи (Т.А. Куликова).

Т.А. Куликова освещает вопрос о домашнем и социальном педагоге, их роли в оказании помощи родителям в воспитании детей. Кроме того, автор дает рекомендации по воспитанию будущего семьянина уже в дошкольном возрасте, о специфике воспитания дошкольников в зависимости от пола.

Концепция гражданско-патриотического воспитания (Э.К. Суслова). Э

Концепция развития детской самостоятельности и активности (Г.Н. Година).

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных организациях обусловлено новой образовательной политикой Республики Казахстан, направленной на возрождение культурной, созидающей роли образования в обществе. Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Дошкольное детство – важный этап становления морально-нравственного облика ребенка. Именно в эти годы формируются ценностные ориентации, первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее развитие личности ребенка.

Дошкольное образование остается мировой моделью первой ступени непрерывного воспитания и ранней социализации детей, ибо непрерывность воспитательного процесса связывает дошкольные, школьные и последующие годы жизни ребенка.

В республике с начала 2000 года идет активный процесс реформирования содержания дошкольного воспитания и обучения, включающий конкретизацию социальных и педагогических функций на основе исторических и культурных традиций казахского народа и других этносов, проживающих на территории страны.

Анализируя современное состояние дошкольного образования нашей страны, целесообразно рассмотреть не только положительные, но и отрицательные тенденции:

все возрастающие требования к воспитанию, обучению и развитию детей в условиях новой социокультурной ситуации;

недостаточный охват дошкольным образованием сельских детей;

снижение потенциала системы управления дошкольным образованием, подготовки педагогических кадров, а также дошкольной педагогической науки;

недостаточная вовлеченность взрослых и родителей в воспитательно-образовательный процесс;

отсутствие равных стартовых возможностей для дошкольного образования детей с особыми образовательными потребностями;

недостаточная оснащенность материально-технической базы в организациях дошкольного воспитания и обучения;

отсутствие дошкольной индустрии.

Вышеуказанные тенденции свидетельствуют о необходимости разработки Концепции дошкольного воспитания и обучения.

Данный документ базируется на Законе Республики Казахстана «Об образовании», Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2010 года, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Международной декларации экономических, социальных и культурных прав человека, Программе «Образование для всех», Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан.

Цель концепции - разработка научно-методологических основ дошкольного воспитания и обучения.

Концепция дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан включает следующие разделы:

I. Актуальность дошкольного воспитания и обучения.

II. Методологические принципы.

III. Цели и задачи содержания дошкольного воспитания и обучения.

IV. Основные направления содержания дошкольного воспитания и обучения.

V. Механизмы реализации Концепции дошкольного воспитания и обучения.

VI. Условия реализации Концепции дошкольного воспитания и обучения.

VII. Ожидаемые результаты содержания дошкольного воспитания и обучения.

  • Номер материала: 1107
  • Раздел: Дошкольное образование
  • Категория: Концепция и рекомендации
  • Свидетельство: Распечатать

Современные зарубежные концепции дошкольного воспитания и образования.;

Система дошкольного образования.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в интересах общества, государства.

Система образования представляет собой совокупность:

- системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно- правовых форм, типов и видов.

- системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Система д/о постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития.

Д/о является первым звеном в системе образования России. Эта идея была запущена в 1918г. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое согласно Конституции о правах ребенка, включает аспекты:

- возможность посещать образовательное учреждение.

- создание условий для образовательной деятельности.

- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни.

1. Охрана жизни и здоровья детей.

2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

4. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

2. Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития ребенка.

3. Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществление квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

4. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур.

5. Детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании.

6. Центр развития ребенка- детский сад с углубленными программами физического и психического развития.

Концепция — это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов. связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

Прагматизм – психолого- пед. Концепция, согласно которой целью воспитания и обучения является самоутверждение личности. ( ч.пирс, р.джеймс, д.дьюи )

В основе прагматизма лежит психологич. Течение функционализма

Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его адаптационного смысла и его направленности на решение жизненно важных для ребенка и взрослого проблемных ситуаций.

Соответственно в рамках пед. концепции был сделан вывод о том, что в основе воспитания и обучения должны лежать интересы детей.

Неопозитивизм – философско-пед. концепция, которая пытается осмыслить комплекс явлений, вызванных научно- технической революцией ( дж.вильсон, л. Кольберг, р.питерс и др)

Основной целью воспитания и обучения детей становится воспитание рационально мыслящего человека.

Экзистенциализм – философско-психол.течение, которое легло в основу одноименной пед.концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (хайдеггер,бубер,камню и др)

Неотомизм – относится к концепциям конфессионального воспитания.

Неотомизм –главное направление неосхоластики, которое видит в учении ф.аквинского наиболее совершенное выражение философии и религии, это позволяет осуществлять наиболее удачный синтез веры и разума, созерцания и практики, индивидуализма и соборности. Как пед.концепция, неотомизм сформулирован в трудах ж.мартиена, е.жильсона, у.каннигама, м.казотти.

Бихевиоризм – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение (дж. Уотсон, б.скиннер, к. халл, э.толмен и др)

Главная идея бихевиоризма как психолого-пед.концепции заключается в том,что поведение ребенка является управляемым процессом. Важную роль в организации и осуществлении процесса воспитания и обучения играет идея алгоритмизации обучения.

Источники: http://studopedia.ru/11_51237_sovremennie-kontseptsii-doshkolnogo-obrazovaniya.html, http://tak-to-ent.net/load/110-1-0-1107, http://studopedia.su/15_43740_sovremennie-zarubezhnie-kontseptsii-doshkolnogo-vospitaniya-i-obrazovaniya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

2 Месячного ребенка проходит насморк

Дочери 2,5 года. С далее...

Понятие духовно нравственного воспитания детей

Проект концепции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста детей дошкольного далее...

Препараты запора детей 4 лет

Запор у ребенка 4 года: причины и далее...

Популярные статьи