Главная » Дети дошкольного возраста



Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста

Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста

АЛЕКСЕЙ ТОКАРЕВ
Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста

Вопрос об асоциальном поведении детей один из актуальных вопросов в работе каждого педагога. Что такое асоциальное поведение? Асоциальное поведение — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Из данного определения следут, что асоциальное поведение - это не просто поведение, а еще и поступки, которые не тоолько совершают дети, но сами в свою очередь влияют не лучшим образом на психику ребенка дошкольного возраста.

Дети-дошкольники как «губки» все в себя впитывают. Агрессивная информационная среда, ухудшающаяся экология и ее много других причин могут спровацировать неадекватное поведение ребенкаребенка на неадекватное поведение. По словам родителей, дети становятся «не похожими сами на себя» и просят педагогов помочь как детям, так и самим родителям. Кто-то советует не обращать внимание, кто-то говорит, что все само образуется, однако, практика показывает, что на деле ничего само собой не проходит. Асоциальное поведение ребенка — это, можно сказать, крик о помощи «обратите внимание! » Взрослый не имеет право обойти стороной проблемы ребенка, тем более ребенка-дошкольника. Задается вопрос почему? А потому что это влияет на эмоциональное сосотояние ребенка, другими словами, если у ребенка есть нарушения в эмоцианальной сфере, то нарушения будут и в познавательной деятельности, ведь они взаимосвязаны.

Начну с того, что родителям важно донести объективную информацию об их ребенке. Сделать это таким способом, чтобы они смогли услышать и принять то, что им говорят. Психолог ни в коем случае не должен говорить родителям, что их ребенок плохой, что из него вырастет неизвестно что и т. д. Психологу следует попытаться выяснить с помощью родителей, с чем может быть связано неадекватное поведение (поступок) ребенка. Получив от родителей необходимую информацию, можно приступать к коррекционной работе с ребенком. Практка показывает, что педагогу-психологу в процессе работы нельзя упустить важный момент: коррекция будет действенной только при комплексном педагогическом подходе, когда в работу включены и воспитатель, и психолог и родители. Только при налаженной совместной работе педагогов и родителей со временем можно будет увидеть результат.

На сегодняшний деньсуществует много способов коррекции поведения детей, один из них - рисунок. Педагог просит ребенка нарисовать интересную историю про его поведение. Проговаривая с ребенком, что хорошо и что плохо, в процессе рисования, психолог может попытаться вывести ребенка из плохих ситуаций в хорошие. Через пластелин тоже можно проигровать различные ситуации. Д. Б. Эльконин писал, что с ребенком надо делать все через игру. В этом утверждении, мне кажется, известный психолог утверждал, что через игру мы можем увидеть внутренний мир ребенка и помочь ему в его поведении. Еще один практический способ коррекции поведения заключается в том, что ребенку предлагают раскрасить геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг и т. д.) или что-либо другое с такой инструкцией: за границы рисунка выходить не нужно. Такой прием тоже влияет на поведение ребенка, так как в нем ребенок показывает границы своих рамок дозволенности в поведении. Результаты такого теста могут помочь определить рамки поведения ребенка в обществе.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

В соответствии с современными тенденциями модернизации дошкольного образования (введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, и т. д. что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.

Большой проблемой для воспитателей, родителей и самих детей является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Наличие агрессивных форм поведения у детей является показателем нарушения эмоциональной сферы, эмоционального неблагополучия, а соответственно психического развития. Агрессивное поведение – как результат неудовлетворения базовых потребностей со стороны родителей в любви, внимании, понимании собственного ребенка, отражается на психологическом здоровье в целом.

Соответственно организованная работа педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

Работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников целесообразно проводить по 4 направлениям:

  1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Отработка навыков общения.
  3. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания.
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.)

1. Выражение гнева в приемлемой форме

Агрессия – способ выражения гнева. Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Поэтому в своей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева я использую два направления: учу детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры, упражнения и психологические этюды на формирование социально-приемлемых способов выражения эмоций т.е. игры на понимание эмоционального состояния другого ребенка, отгадывание чувств, переживаний по рисунку лица с различным эмоциональным выражением («Я и мои эмоции», «1, 2, 3 – настроение замри!», «Зеркало», «Обзывалки» и др.). С детьми младшего и среднего дошкольного возраста необходимо проводить работу по обучению переноса негативных чувств не на людей, а на неодушевленные предметы, т.к. агрессия у данной категории детей носит преимущественно импульсивный характер. С этой целью мною в данных возрастных группах были организованы уголки релаксации (уединения) с размещением различных предметов: подушки, поролоновые мячики, мишень с дротиком, резиновые молотки ,а также мягкая детская мебель со средствами для рисования и др. В уголке релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, расслабиться и просто побыть одни.

2. Обучение детей способам саморегуляции, самообладания

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения .Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. На своих занятиях я использую разные формы и методы работы на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения у детей: релаксационные упражнения на снятие напряжения мышц лица и кистей рук(« Рот на замке», « Солнечный зайчик», «Пчелка», «Озорные щечки», «Морковный сок» и др.),релаксационные упражнения на расслабление всего организма(«Бабочка», «Дует ветерок», «На лесной полянке» и др.), дыхательные упражнения («Мыльные пузыри», «Воздушный шар» и др.), аутотренинг с музыкальной релаксацией, песочную терапию, а также провожу релаксацию с использованием сенсорного оборудования (рисунок 1, 2, 3 ).

3. Отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств, у них отсутствуют элементарные игровые и коммуникативные умения и навыки. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью, я использую на своих занятиях коммуникативные игры ( «Ветер дует на…», «Соседи», «Акула» и др.) (рисунок 4, 5 ), ролевые игры, обсуждение конфликтных ситуаций.

4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и др.)

Для формирования позитивных качеств личности дошкольников, на занятиях я использую следующие методические средства: психологические игры, направленные на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего, на ознакомление и переживание эмоционального состояния, на вербализацию своих переживаний («Доброе животное», «Комплименты», «Передай свое тепло» и др.), а также элементы психогимнастики, арттерапии, сказкотерапии. Таким образом, в результате проведенной работы, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Профилактика и коррекция нарушений поведения детей дошкольного возраста

Практическое пособие. — М. Генезис, 2002. - 208 с. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом.

  • 4,28 МБ
  • скачан 1872 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.05 02:08
  • будет удален через 14 дней

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М. «Издательство ГНОМиД», 2001. — 160 с. В книге рассматривается проблема общения и его роль в формировании личности ребенка. Дается подробное описание методик для диагностики межличностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологических возможностей дошкольника и младшего школьника. Автор предлагает.

  • 31,40 МБ
  • скачан 1261 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.03 10:37
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4588 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Автор - Оконникова Н.Н. Удмуртский государственный университет. Кафедра педагогики и педагогической психологии. Ижевск, 2011 год. - 79 с. + приложения. Содержание. Введение. Тезаурус. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения и агрессивности в старшем дошкольном возрасте. Агрессия, агрессивное поведение и агрессивность в психологии. Факторы, влияющие на.

  • 317,68 КБ
  • скачан 120 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.08 23:12
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/korekcija-asocialnogo-povedenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, http://festival.1september.ru/articles/631994/, http://www.twirpx.com/file/518669/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Ночной кашель ребенка народные средства

Ночной кашель у ребенка, далее...

Средства от энуреза у детей

Энурез у детей -лечение Дети больше всего подвержены различным далее...

Аномалия спинного мозга у детей грудничков последствия

Синдром короткой шеи далее...

Популярные статьи