Главная » Дети дошкольного возраста



Наблюдение детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами ДОУ № 5. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей.

Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

  1. Циклическая организация наблюдений.
  2. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
  3. Пространственная организация наблюдений.
  4. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
  5. Продолжительность наблюдений.
  6. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
  7. Структура наблюдения.
  8. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
  9. Подготовка и организация наблюдений.

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

  1. Содержание наблюдения и организация.
  2. Время и место проведения наблюдения.
  3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
  4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Приведем пример последовательного решения задач :

  • продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
  • учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
  • обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
  • учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
  • продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
  • выяснить роль песка в жизни человека.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Наблюдение за березой с детьми старшего дошкольного возраста

г. Чебоксары Чувашской Республики

  • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
  • закреплять умение отгадывать загадки, высказывать свою точку зрения; делать выводы, умозаключения;
  • закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы;
  • чтение цикла стихотворений про осень В.Бианки
  • рассматривание картин, иллюстраций
  • рисование на тему Осень

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

— Молодцы, берёза. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем —

Тоскует под дождем.

— А вы знаете, что символом России, является дерево- берёза. Она живёт более 100 лет ,и очень любит свет, берёза - лекарственное дерево: из листьев и почек готовят лекарство. вениками парятся в бане - выгоняют хворь ,болезнь.

— А что означает слово берёза ? Оно означает - белый -дерево назвали так по цвету коры.

— Чем отличается берёза от других деревьев? Правильно, белой корой с чёрными бороздками. Посмотрите, какой у него ствол? (ответы детей).

- Почему листья на березе стали желтые?

- Что происходит с деревьями осенью?

- Как деревья готовятся к зиме?

- Почему листья падают?

- Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

- А поздней осенью у нас все деревья остаются голые и готовятся к зиме.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить игру Разведчики леса .

1.Покажите самое высокое и самое низкое дерево?

2.У какого дерева кора гладкая, у какого -шероховатая?

3.Сколько шагов до берёзы?

4.На каком кустарнике остались зелёные листья?

5.Какое самое красивое дерево, где оно находится?

Воспитатель: Молодцы, разведчики, справились с заданиями, теперь можно и отдохнуть.

Подвижные игры

Мы — веселые ребята , Затейники .

Цели: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.
Индивидуальная работа
Удочка , С кочки на кочку .
Цели:

упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.

Г) психологические особенности наблюдений и методика руководства ими с детьми старшего дошкольного возраста (6 лет).

1. Старшие дошкольники осознают цель наблюдения, которую перед ними ставит взрослый, творчески подходят к ее выполнению, а получив план наблюдения точно его выполняют.

2. На специальных занятиях дети четко придерживаются плана наблюдения предложенного педагогом.

3. Дети в этом возрасте могут подытожить свои наблюдения.

4. Старшие дошкольники не только замечают характерные свойства, воспринимаемых предметов, но и свойства общие для всей группы предметов.

5. Они способны делать элементарные обобщения на основе наблюдения и привлечения знаний, полученных прежде.

Например, видя рыбу, они называют ее рыбкой, ищут и находят общее для рыб: она плавает в воде, у нее сть хвост, плавники, чешуя.

6. Наблюдая, дети прибегают к сравнениям, находят сходства и различия между предметами.

7. Обнаруживается стремление точно определить словом качества воспринимаемых предметов

Например: «Листья зеленые, нет светло-зеленые»

8 Старшие дошкольники могут рассказать о результатах своих наблюдений, но и с какой целью они наблюдали.

Например: «Я точно не знала, есть ли у них носик. Я смотрела, смотрела, наблюдала, где у них носик… И уш у них нет»

9. У старших дошкольников не всегда есть слова для обозначения всего того, что они видят.

Например, большинство детей обращают внимание на жабры, но, не зная этого слова, характеризуют через описания его действия: «Вот тут еще открывается»

10. Свое незнание они часто аргументируют тем, что не видели тот или иной предмет, или плохо смотрели.

11. Специально организованные наблюдения и самостоятельные индивидуальные наблюдения старших дошкольников могут быть эмоциональными. Эмоции у детей могут вызвать новые предметы природы для наблюдения и особенно успех в познавательной деятельности. Дети радуются тому, что узнали что-то новое.

12. Дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.

Методика руководства наблюдениям

Источники: http://festival.1september.ru/articles/211583/, http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2300, http://studopedia.ru/11_176039_g-psihologicheskie-osobennosti-nablyudeniy-i-metodika-rukovodstva-imi-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta--let.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Уровень лейкоцитов в крови у ребенка

Главная » Заболевания далее...

Понос у ребенка 11 месяцев без температуры

Понос у ребенка без температуры далее...

Сыпь около глаз у ребенка

Сыпь вокруг глаз Специалисты выделяют следующие далее...

Популярные статьи