Главная » Дети дошкольного возраста



Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Луиза Наумова
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов совсем

маленького человечка, с его первых слов, с поступков. Ни что иное, как

окружающая среда, откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив первые шаги, малыш тянет ручки к красивой и яркой игрушке и

замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает

картинки и яркие иллюстрации в книжке, проговаривая про себя «красивая»,

через некоторое время сам пытается на листке бумаги карандашом

создавать только понятную ему эту красоту. В старшем дошкольном

возрасте, исходя из его возможностей, он уже сам создает и «творит»

красоту, пытается поразить нас, чтобы удивить и восхитить нас, взрослых.

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в

окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного

искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать,

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический

процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него

способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Незаменимыми средствами формирования духовного мира детей

являются: литература, народное творчество, живопись, мир природы. Они

пробуждают у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое

начало. Действенность эстетического воспитания зависит от соблюдения

принципа художественно-творческой деятельности детей. Хоровое пение,

игра на инструментах, сочинение песен и стихов, театральные постановки

знакомят детей с произведениями искусства, становится средством

художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, а

также самовыражения детей.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами,

переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная

радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и

чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно

способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы

личности. Результатом эстетического воспитания является эстетическое

развитие. На формирование эстетического отношения детей к окружающему

миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе,

поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать

художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи

дошкольного воспитания также направлены на формирование

художественных умений в области разных искусств: обучение детей

рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку,

развитие словесного творчества. Научить ребенка чувствовать и понимать

красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной

работы взрослых. Для эстетического воспитания детей необходимы

определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и

развивается. Ведущее место а осуществлении эстетического воспитания

принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве

воздействий десткого сада и семьи возможно осуществление задач

эстетического воспитания. Не каждый ребенок будет художником или

музыкантом, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и

интерес к искусству, развивать музыкальный слух, эстетический вкус,

элементаные навыки рисования.

Воспитатель помогает создать семье создать необходимые условия для

развития правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о

важности эстетики быта, советует, какие книжки нужно читать ребенку,

какую музыку можно включать ребенку для прослушивания и формирования

музыкального слуха, добивается, чтобы у ребенка было все самое

необходимое для проявления детского творчества: альбом для рисования,

краски, карандаши, игры и книги для чтения.

Взрослый является той связующей нитью, которая связывает

окружающую действительность и ребенка. Ребенок познает мир именно

через взрослого. Каковым будет познание, зависит от нас.

Развивая гармоничную личность, чуткую ко всему прекрасному, чуткую ко

всему прекрасному, мы растим поколение актеров, художников и просто

творческих людей, именно они будут беречь, а также создавать культуру

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М. Просвещение, 1985.-127с.

2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое

3. Борев Ю. Б. Эстетика. М. Изд-во полит. лит-ры, 1988.-178с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.

5. ГусевЕ. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л. 1978.-94с.

6. ЛихачевД. Б. Теория эстетического воспитания школьников.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручном.

ечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания [Д.Б. Лихачев, 1996, 48].

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. Ю.Б. Борев определяет его, как относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений [Ю.Б. Борев, 1988, 92]. Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как невосприимчивость к художественным суррогатам и жажду общения с подлинным искусством . Но нам более импонирует определение, данное Е.О. Гусевым. Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства [Е.О. Гусев, 1978, 37].

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В дошкольном же возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в дошкольном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Воспитателю не доставляет трудности акцентировать внимание ребенка на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Общий вывод этого параграфа можно представить схемой 1:

Схема 1. Критерии художественно-эстетического воспитания

1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя, - говорил К.Д. Ушинский [К.Д. Ушинский, 1974, 117].

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Психологи выделяют 3 основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование личности.
  2. ребенок начинает осознавать свое я, свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
  3. усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства;

2.Расширение сферы деятельности ребенка.

  1. ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
  2. формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

3.Интенсивное познавательное развитие.

  1. происходит усвоение сенсорной культуры языка;
  2. совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
  3. развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
  4. происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания; [Д.Б. Эльконин, 1958, 39]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точ

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал - это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников:

- развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

- формирование элементарного эстетического сознания;

- формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestveno-yesteticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.studsell.com/view/198861/40000, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26340-osobennosti-hudozhestvenno-esteticheskoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Аллергия на щеках у ребенка

Диатез на щеках у ребенка Диатез далее...

Выявлению уровня адаптации ребенка к

Анкета для родителей по выявлению далее...

Лаферобион капли в нос для детей отзывы

Отзыв: Препарат Лаферобион - Помогает бороться с вирусами Внимание! далее...

Популярные статьи