Главная » Дети дошкольного возраста



Особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста

Материал по теме:
Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Развитие психических процессов

у детей младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло¬вах действия, которые опускает в реальности.

Особенности психического развития

Развитие психики ребенка – это достаточно сложный процесс, протекающий под влиянием наследственно-биологических и социальных факторов (воспитание, обучение, влияние окружающей среды). На протяжении всего периода детства (от младенчества до отрочества) происходит постепенное созревание и усложнение психических функций. Особенностью психического развития ребенка является скачкообразность этих процессов, то есть периоды бурного созревания сменяются периодами относительно медленного развития.

Существуют определенные возрастные особенности психического развития детей, так как каждому периоду свойственны свои анатомические, физиологические и психологические характеристики. На очередном этапе у ребенка появляются новые социальные потребности, меняется характер его взаимоотношений с окружающей средой.

Особенности психического развития дошкольника

На формирование психики дошкольников существенное влияние оказывает предыдущий опыт, то есть знания и умения, полученные в раннем детстве. Действия ребенка в этом возрасте более осмысленные, он подчиняется общим требованиям в детском коллективе и слушает советы взрослых.

Немалую роль в процессе формирования психики играет физическое развитие. Кора больших полушарий, которая регулирует подкорковые центры, по мене взросления ребенка работает активнее, что способствует усложнению его эмоциональной сферы и формированию более организованного поведения.

Среди особенностей психического развития дошкольника можно выделить:

  • Заметное обогащение речи;
  • Хорошую наблюдательность;
  • Способность мыслить логически;
  • Улучшение памяти;
  • Способность сосредотачиваться на конкретном человеке или действии;
  • Овладение более сложными знаниями (буквы, счет и др.).

Стоит отметить, что дошкольный период развития неоднозначен. Дети младшего школьного возраста мало отличаются от малышей периода раннего детства. Они мыслят образно и конкретно, их фантазия развита слабо, а поступки совершаются непреднамеренно. У старших дошкольников игровая деятельность уже не на первом плане – она постепенно заменяется учебной и трудовой. В этом возрасте дети связно выражают свои мысли, делают сложные обобщения, учатся логически рассуждать, у них развиваются волевые качества.

Активное развитие психических свойств дошкольников любого возраста наблюдается при проведении мероприятий и различных занятий. Благодаря обучению дети накапливают новые знания и практические навыки, а это, в свою очередь, приводит к формированию полноценной личности.

Особенности психического развития младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок приобретает учебную мотивацию, а также внутреннюю позицию школьника. На этом периоде психического развития дети впечатлительны и отзывчивы, благодаря чему формируются такие качества, как альтруизм и сопереживание другому.

На первый план окончательно выходит деятельность учебного характера, игры уходят на второй план. Все особенности психического развития ребенка младшего дошкольного возраста связаны с учебой. так как от ее характера и результативности зависит развитие личности школьника. Статус неуспевающего или отличника сильно отражается на самооценке и самоуважении ребенка.

Успехи в учебе и умение хорошо выполнять задания приводит к тому, что у младшего школьника формируется новый аспект самосознания – чувство компетентности. Если же это чувство не формируется, ребенок чувствует себя неполноценным, у него снижается самооценка.

В возрасте 7-11 лет идет интенсивное интеллектуальное развитие ребенка. Именно на основе интеллекта формируются все остальные функции и психические процессы. Возникает намеренное и произвольное запоминание, школьник уже способен сосредоточить внимание на нужном объекте, а при решении какой-либо задачи произвольно вычленить из памяти те знания, которые нужны в определенной ситуации. Эти особенности психического развития младших школьников свидетельствуют о том, что ребенок переходит к следующему возрастному периоду. завершающему детство.

Особенности психического развития подростков

В подростковом возрасте, охватывающем период от 11 до 14 лет, происходят качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития, в том числе и психическое развитие. У разных подростков они происходят в разное время – у кого-то чуть раньше, у других – существенно позже.

Особенности психического развития подростков связаны с рядом специфических черт, основной из которых является стремление к общению с ровесниками. а также стойкое желание к самостоятельности и независимости, проявляющееся особым поведением. Эти черты впервые появляются в 10-11 лет, но наибольшего развития достигают именно в подростковом возрасте.

В этот период идет бурное развитие познавательных процессов. Восприятие становится целенаправленным и избирательным, формируется устойчивое произвольное внимание и логическая память. Особенно важен период от 11 до 12 лет, так как в это время происходит переход от мышления, основанного на конкретных представлениях, к теоретическому мышлению, а также от непосредственной памяти – к логической.

У подростка возникает «чувство взрослости», когда он уже не считает себя ребенком, но еще и не имеет ощущения подлинной взрослости. Он стремится понять себя, свои возможности, а также выясняет, чем он похож на других людей, а в чем его неповторимость и уникальность. Происходит постепенный переход к ориентации на самооценку, а не на мнение и оценку окружающих. Боязнь отказов и низкая самооценка могут привести к нарушениям поведения.

С возрастом оценка собственной личности становится более реалистичной и растет независимость от мнения учителей и родителей. Под влиянием самоутверждения и общения со сверстниками формируется новый уровень самосознания подростка, определяющий его дальнейшее психическое и личностное развитие.

Как видим, каждому периоду свойственны свои возрастные особенности психического развития детей. В итоге, пройдя через все этапы, ребенок становится обладателем умений и способностей интеллектуального характера, а также владельцем различных видов деятельности, причем хорошо регулируемых и произвольных. Внутренняя жизнь ребенка становится очень насыщенной и эмоциональной, а сам он готов и жаждет личностного развития и социального признания в новых для него условиях.

2 Психическое особенности и психические нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития дошкольного возраста заключается в расширении предметного мира и необходимости действия в мире реальных вещей вследствие формирования самосознания Для ребенка этого возраста не существует видстор Ронен познания, критического созерцания, и поэтому способ освоения окружающего мира - это действия в мире реальных предметов и вещей, но ребенок пока не владеет способами осуществления этих действий Эта суперечнис ть может решиться только в одном типе деятельности - игре - такой деятельности, мотив которой лежит не в результате, а в содержании самого диії.

Игра дошкольников - ведущая деятельность, она характеризуется:

- воображаемой игровой ситуацией;

- выделением значений и смыслов, лежит в основе формирования образно-схематического мышления;

- развитием активного запоминания;

- обобщенным характером игры;

В процессе игры ребенок начинает выполнять определенную социальную роль Принимая на себя те или иные роли, она словно примеряет определенные социальные функции В ролевой игре можно соизмерять свои возможности с возможностями ямы других детей, лучше узнать себбе.

С развитием ребенка ролевые игры перерастают в игры с правилами - стимулируют достижения определенных социально значимых целей Формируется самооценка, уровень притязаний С другой стороны, в играх с правилами ребенок а учится ограничивать свои желания, подчиняться запретам Она приобретает опыт руководства, но не такого, которого хочется, а в соответствии с определенными требованиями, норм и запретов В игре происходит становление нравственных основ, формируются мотивы поведения и воли младенцевтини.

В игре как ведущему виде деятельности активно формируются психические процессы: обогащается восприятия, активная память, внимание

Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логического, усвоение смыслов, формирование воображения, развития моторики

Игровая деятельность как ведущая должна подготовить ребенка к школе, развить у нее те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах (интеллектуальной ьну готовность, \ социальную позицию школьника\ - соответствующее отношение ребенка к школе, учебе, учителей, к себе умение входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчинятьсядкорятися).

Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение со взрослыми, которое имеет преимущественно вне-ситуативно-личностный характер Такое общение характеризуется усвоением младенцев ной особой позиции по взрослого - позиции ученика, являющегося ценным предпосылкой для обучения в школі.

Переход с дошкольного возраста в младший школьный нередко сопровождается кризисом семи (шести) лет

Для кризиса семи (шести) лет характерны:

- потеря детской непосредственности;

- манерность, капризы в поведении - преднамеренность, вертлявисть;

- начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка;

- объектом анализа становятся субъективные переживания: \ Я радуюсь\ , \ Я скучаю\ ;

- формирование аффективного обобщения, логики чувств

К возрасту шести-семи лет одной из основ изменения психологической деятельности ребенка, его личностных особенностей является формирование новой деятельности - учебной, которая становится ведущей Суть этой деятельности состоит в усвоении научных знаний через обогащение и перестройку личности ребенка, что проявляется в изменении уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и особенностях личности Переход с дошкольно го в младший школьный возраст происходит путем перевода игровой деятельности в учебную через правильное сочетание реально действующих и понятных мотивеів.

Развитие личности младшего школьника может нарушаться вследствие:

- неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатков воспитания и обучения;

- недостаточного развития функциональных систем мозга, обеспечивающих учебную деятельность

В свою очередь, учебная деятельность связана с формированием самооценки личности Для детей оценки важны не только как способ оценивания их знаний, но и одновременно как оценки их личности, их м возможностей и места среди других Поэтому часто у отличников формируется завышенная самооценка, у тех, кто плохо учится, - заниженнаяна.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/10/razvitie-psikhicheskikh-protsessov-u-detey-mladshego, http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6954-osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej.php, http://uchebnikionline.com/psihologia/patopsihologiya_-_martinyuk_ia/psihichni_osoblivosti_psihichni_porushennya_ditey_doshkilnogo_molodshogo_shkilnogo_viku.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Где сдать кровь на аллергены ребенку

Аллергия – патологическое состояние иммунной системы, при далее...

Ребенка аллергия памперсы делать

Аллергия на подгузники, как она выглядит и что делать? далее...

Средний отит симптомы и лечение у детей

BEBI.LV Search Login Как вылечить отит среднего уха у далее...

Популярные статьи