Главная » Дети дошкольного возраста



Проект социальное воспитание детей дошкольного возраста

02.07
Какую пищу можно ребенку?
Если у ребенка вылезли все молочные зубки, то ему уже можно предлагать взрослую пищу.

30.06
В семье родился ребенок
Заботливые родители и родственники с первых же дней задаются вопросами о развитии и воспитании своего чада.

Диатез у грудничков - причины, возникновения и лечение

Полис для новорожденного

Ребенок кашляет. Как вылечить кашель?

Как прописать новорожденного?

Социальное воспитание детей дошкольного возраста

В первые годы своей жизни ребенок получает знания о нормах морали, традициях, культуре и ценностях общества, в котором находится. Такой процесс познания называется социальным воспитанием дошколят.

Начинается этот процесс, как только малыш родился. Ведь уже с младенчества он взаимодействует с людьми вокруг него, перенимает от них различные навыки. Кроха учится жить в новом для него мире – пытается управлять своими движениями, тренирует навыки речи.

Родители играют важнейшую роль для успешного социального развития малыша. Чтобы он развивался своевременно, они должны окружить кроху любовью и заботой, все время общаться с ним, читать ему сказки и рассказывать об окружающем мире.

На семье лежит ответственность за первичное воспитание ребенка в социуме. Поэтому семейная обстановка должна быть доброжелательной, благоприятной для развития. Важно на собственном примере показывать малышу, что такое взаимоуважение, поддержка и доверие близким людям.

По мере взросления к внутрисемейному общению прибавляется общение со сверстниками. Это оказывает значительное влияние на становление личности. В этом же возрасте (2-4 года) ребенок сталкивается с понятием иерархии внутри социума – на примере отношений между воспитателем детского сада и детьми.

Социальное воспитание дошкольников происходит в несколько этапов.

Первый этап длится с рождения и до трех лет. Это тот возраст, когда малышу необходима не только любовь родителей, но и ежедневная их помощь. Отношения ребенок – родитель отличаются ситуативностью и деловым характером. В основном малыш обучается разным навыкам, перенимая их у взрослых – наблюдение за действиями родителей одно из главных занятий этого периода. От того как они ведут себя с окружающими людьми и предметами напрямую зависит поведение ребенка в подобных ситуациях в будущем.

Второй этап занимает период от трех до пяти лет. На этом этапе жизни взаимодействия ребенка с внешним миром приобретают познавательный характер. Это период «почемучки», ведь карапуз ежедневно задает родителям и другим людям множество вопросов, что позволяет ему расширить границы своих знаний. Малыш каждый день получает много новой информации – он мгновенно впитывает ее, познавая окружающий мир.

Социальное воспитание не заканчивается с взрослением ребенка – процесс продолжается на протяжении всей жизни человека.

Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста в русле различных подходов в западноевропейской педагогике

Автор: Подлесная Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Елочка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Проблема социального воспитания дошкольников в психолого-педагогических исследованиях ученых Западной Европы на протяжении последних трех десятилетий не утратили своей актуальности. Социальное воспитание, являясь составной частью социально контролируемой социализации, представляет собой целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной адаптации в окружающем мире, усвоения норм социально одобряемого поведения и духовно-ценностных ориентаций общества.

Особенности личностного становления ребенка дошкольного возраста, способного осуществлять разнообразные отношения с природным и социальным окружением, а также специфика внутрисемейного уклада, влияющего на восприятие ребенком повседневных пространственно-временных, культурных, социальных контекстов жизни, нашли свое отражение в наиболее распространенных в западноевропейской педагогике подходах по проблемам социального воспитания, а именно: био-этологическом, психоаналитическом и социально-психологическом.

Био-этологические ориентации в понимании сущности социального воспитания изложены в трудах таких известных в Западной Европе ученых, как К.Лоренц, Н.Тинберген, О.Кениг, К.Граммер, Б.Хасенштейн. М.Лидке, Ш.Нидерле и др. Рассматривая ребенка как биологическое существо, мало чем отличающееся в своем поведении от животного, сторонники данного подхода отмечают, что даже на ранней стадии развития, помимо биологических факторов (потребность в пище, тепле, безопасности), большое значение в становлении человека как личности имеет влияние социума, предметно-пространственной среды, исторического опыта общежития.

Для более успешного протекания игры, в процессе которой ребенок получает оптимальные возможности взаимодействовать со сверстниками и налаживать межличностные отношения, биоэтологи рекомендуют так оформлять жизненное пространство детей в дошкольном учреждении, чтобы воспитательный процесс протекал в условиях максимального приближения к естественным потребностям ребенка в уединении, защищенности (разнообразные ниши, уголки для уединения), а также стремлении проявлять различные типы социального поведения в зонах для свободной игры и других видов деятельности, что, в конечном итоге, способствует успешной социализации дошкольников.

Развитие теории социального воспитания в рамках психоаналитического подхода связано с исследованиями немецких педагогов и психологов Л.Шенк-Данцингер, Г.Цуллигера, Г.Баумгартнера, Г.Фенда, Г.Бек. Опираясь на базовые положения классического психоанализа (признание бессознательного начала в развитии ребенка, важности социального окружения), авторы названной концепции указывают на важность позитивных эмоциональных связей дошкольника с ближайшим окружением. Поощрение, похвала, проявление любви и внимания к малышу, наряду с основными механизмами социализации в виде подражания и идентификации, а также защитными механизмами, послужат гарантией в успешной социализации маленького гражданина. Социально одобряемого поведения от ребенка можно добиться, по мнению сторонников современного психоанализа, путем обучения дошкольника нормотивно-конформистскому поведению через развитие социального интереса посредством игры.

Что же касается социально-психологического направления в теории социального воспитания, то его основоположники в западноевропейской педагогике Р.Баркер, У.Бронфенбреннер, Г.Могель, Ю.Циммер, У.Ланге, В.Фтенакис и др. рассматривают процесс становления личности как комплекс взаимосвязей и взаимовлияний окружающей среды и человека. Являясь неотъемлемой частью экосистемы, ребенок постоянно испытывает влияние социальных, физических, материальных факторов. Многоуровневая система взаимоотношений ребенка с экологической средой предполагает в этой связи формирование у него навыков разнообразных видов деятельности, умений устанавливать различные контакты, знание правил и норм исполнения социальных ролей. Ученые, работающие в этом направлении, в качестве ведущего фактора социализации называют не столько продолжительность, сколько качество общения ребенка с близкими людьми.

В качестве связующего звена между ребенком и его жизненным пространством немецкие ученые называют ситуацию. Понятие «ключевой ситуации» как наиболее важной с точки зрения приобретения ребенком жизненного опыта нашло свое развитие в практике социально-ситуативной модели организации воспитательно-образовательного процесса в детских садах Германии на основе таких альтернативных развивающих программ, как Учебный план социального обучения (автор Ю. Циммер) и Программа элементарного социального воспитания (автор Ф. Оэртель).

Рассмотрев основные характеристики перечисленных выше подходов социального воспитания в западноевропейской педагогике, следует подчеркнуть, что, не смотря на разницу исходных позиций, их объединяет общий взгляд на становление социально компетентной личности дошкольника как процесс сбалансированного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. Определяя особую значимость семьи в социальном воспитании ребенка, представители названных направлений в западноевропейской педагогике не умаляют роли дошкольных учреждений, в которых на основе персональной и социальной идентификации у ребенка формируются в процессе игры такие важные для социализации качества, как самостоятельность, автономность активность, творчество, толерантность.

1. Фуряева Т.В. Современная педагогика детства. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Красноярск, 2003.

Автор: Подлесная Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Елочка»
Месторасположение: г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

Бесплатные конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая статья месяца»

Проект по социально-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста В стране здоровой пищи

Вступление

Значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, которую испытывают дети в настоящее время, ухудшение экологической обстановки, гиподинамия, изменение качества питания – всё это ведёт к общему ослаблению здоровья дошкольника.

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является физкультурно - оздоровительное. составной частью которого является валеологическое воспитание детей.

Цель валеологического воспитания - формирование здорового человека, способного достаточно долго, полноценно и счастливо жить в обществе. Свою задачу педагогический коллектив видит в формировании у дошкольников установки, привычки к здоровому образу жизни.

В понятие “здоровый образ жизни”. как известно, входят следующие составляющие:
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции.

Все эти направления реализуются в нашем ДОУ в рамках программы по физкультурно-оздоровительному направлению “Воспитание здорового ребёнка”, отмеченному Почётной грамотой Управления образования мэрии города Калининграда в 2006 году.

Проект “В стране здоровой пищи”, разработанный Кочергиной Виолеттой Николаевной, заместителем заведующей по воспитательно-методической работе и Крупновой Ириной Александровной, педагогом – организатором валеологической деятельности, предусматривает включение педагогов, детей и родителей в интересную работу, включающую:
  • ознакомление детей с культурой питания. не только, как с соблюдением известных норм поведения во время приёма пищи, но и с правилами рационального питания;
  • сообщение сведений о том, как и чем питались наши предки, об истории появления на столе тех или иных продуктов;
  • просвещение детей и родителей в области пищевой и витаминной ценности различных продуктов;
  • демонстрация связи рационального питания со здоровьем;
  • привлечение родителей к организации здорового (сбалансированного) питания детей дома;
  • сбор старинных и семейных рецептов вкусных и полезных блюд.

Предлагаем вниманию коллег материалы проекта, который осуществлялся в МДОУ ЦРР д/саду № 26 города Калининграда в 2007–2008 учебном году.

Содержание проекта:
  • Культура поведения за столом.
  • История продуктов “Откуда они родом?”.
  • Пищевая и витаминная ценность продуктов.
  • Витамины и здоровье.
  • Рецепты русской кухни.
  • Народное лечебное питание.

Участники

. воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Цель. воспитание привычки к здоровому образу жизни

1.1. Расширить кругозор о продуктах растительного и животного происхождения. 1.2. Познакомить с пищевой ценностью продуктов. 1.3. Рассказать о традиционном питании на Руси. 1.4. Показать влияние витаминов на организм человека. 1.5. Обогатить словарь (народными пословицами и поговорками о питании).

2.1. Воспитывать интерес к истории народа на примере культуры питания. 2.2. Помочь увидеть необыкновенное в обыденном. 2.3. Научить доводить порученное дело до конца. 2.4. Воспитывать уважение к труду хлебороба, полевода, пекаря, повара, кулинара. 2.5. Учить сотрудничать, воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие. 2.6. Учить получать радость от бескорыстного труда во благо другого человека.

3.1. Развивать привычку к здоровому образу жизни. 3.2. Развивать сенсорные навыки. 3.3. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. 3.4. Тренировать мелкую моторику. 3.5. Развивать мышление, память и воображение.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор муляжей овощей, фруктов и продуктов;
  • сбор плодов и трав для фито-чая;
  • подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
  • подбор пословиц, поговорок и загадок о пище, посуде и кухонной утвари.

2. Исследовательский:

  • изучение свойств муки, теста;
  • изучение вкусовых качеств продуктов;

3. Этап создания продукта по проекту :

  • получение соков из овощей и фруктов;
  • приготовление салатов (овощных, фруктовых, смешанных);
  • изготовление дидактической игры “Витаминный домик”;
  • оформление альбома семейных рецептов вкусной и здоровой пищи.

4.

Заключительный:
  • обобщение результатов работы;
  • оформление выставки “Домашнее консервирование”, “Праздник поварского искусства”.

5.Защита проекта:

  • проводится в …… 2008 г.;
  • в виде презентации альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • презентация новых блюд.

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия;
  • работа проводится в организованное время и на занятиях кружка “Безопасность и Я” (во второй половине дня);
  • воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

  • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, творческой группой);
  • родителями воспитанников.

Практический выход:

  • презентация альбома “Вкусные и полезные блюда наших бабушек”;
  • викторина “Где живут витамины?”;
  • проведение “Праздника урожая”;
  • развлечение “Что нам осень подарила”;
  • поход участников проекта в детское кафе “Розовый слон”.

К Проекту прилагаются:

Приложение 1 –

Тематическое планирование по проекту “В стране здоровой пищи” (для подготовительной группы).

Приложение 2 –

Литература к проекту “В стране здоровой пищи”.

Приложение 3 – Дидактическая игра “Витаминный домик”.

Приложение 4 – “Витаминная сказка”.

Источники: http://www.babyco.ru/vospitanie/vospitanie-detei/3664-2011-07-27-17-59-34.html, http://portal2010.com/problema-socialnogo-vospitaniya-detej/, http://festival.1september.ru/articles/520503/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Проезд детей месту лечения

Проезд детей Согласно Федеральному закону далее...

Как занимаются гимнастикой дети видео

Как заниматься гимнастикой? В настоящее время вести здоровый образ жизни, далее...

Здоровье воспитание ребенка образовании

Воспитание ребенка Первые 1000 дней – далее...

Популярные статьи