Главная » Дети дошкольного возраста



Ребенок дошкольного возраста как субъект конструктивной деятельности

РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не

количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она

удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и

развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей

мере способствует психическому развитию ребенка.

Особенности детской игры:

1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе

игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими

детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра

регулируется определенными правилами, которые регламентируют

порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.

3- Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в

выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей.

4- Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает

обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение,

передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.

5- Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от

продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность

игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований

6- Два вида отношений между детьми в игре как основа организации

детского общества: игровые отношения (определяются содержанием,

правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры:

сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление

7- Логическая и временная последовательность развития игры –

обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих

Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме

классификации игр детей дошкольного возраста.

Ф. Фребель в основу классификации положил принцип

дифференцированного влияния игр:

• на развитие ума – умственные игры,

• на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры,

• на развитие движений – моторные игры.

П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные

(подражательные) – самостоятельные творческие игры; подвижные игры

(игры с правилами).

В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со

скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры (правила определяются

сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами –

дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр,

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр

включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с

правилами (формализованная деятельность с четко определенными и

обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на

физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и

умственная компетентность и присутствует элемент удачи).

Современная педагогическая классификация детских игр:

игры творческие (со скрытыми правилами): режиссерские, сюжетно-

ролевые, театрализованные, строительные;. игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические.

Сюжетно-ролевая игра --Игра, в которой дети берут на себя роли (функции)

взрослых и в специально создаваемых игровых

условиях отображают деятельность взрослых и

отношения между ними.

Режиссерская игра -Индивидуальная игра ребенка, в которой

партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок

не берет на себя какой-либо определенной роли,

действует как режиссер, т.е. организует события и

отношения между персонажами.

Театрализованная Игра-Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного

Строительная игра -Игра, основным содержанием которой является

созидание; воплощение замысла связано с

Подвижная игра - Игра, в основе которой лежат разнообразные

движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и

Дидактическая игра - Обучающая игра, соединяющая в себе два начала:

познавательное и игровое.

С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании

представления о том, по чьей инициативе возникает игра.

1-й класс игр – игры, возникающие по инициативе детей

(самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно-

отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и

игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями,

материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми).

2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых

(организованные): обучающие (автодидактические, сюжетно-

дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные,

дидактические игры); досуговые (интеллектуальные, игры-забавы,

развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).

3-й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся

традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные);

тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые

(игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).

В теории и практике наблюдается стирание грани между

самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет

воспитателю выработать верную стратегию применения игры в

воспитательном процессе ДОУ.

Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 113 | Нарушение авторских прав

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М. 1990.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М. 1981.

Парамонова Л. Ударовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание. -1985. - №7. - С.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М. 1988.

Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

3 Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств При создании кон нструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя законо мерности соединения различных материалов Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способсоби.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [37, с 6] Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить в дядяг.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, поя Клиники доктора Ионовой, для чего их можно использовать: \ Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина\ (Е В Зворигина) Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использованияї використання.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацииію.

Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [37, с 7]

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль ь строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена. на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий Например, длина моста должна быть достаточной для соединения \ берегов\ Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов тов Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти грна везти вантаж.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их фо РМИ Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы Подбор детали, с тают составляющими конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способна Поэтому по ходу конст руювання она сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них \ кашу\ (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает контента Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность конструкцииільність конструкції.

Таким образом в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу м младенцеви.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пи ирамидка становится \ деревом\ , грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в лисовичка т.д. Иногда ребенок инициирует конструирования, но самостоятельно его реализовать не способна Тогда на помо гу приходит взрослый Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к онструкции Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити В противном выпад ку ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволокдопомогою проволоки.

Заключение об особенностях конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

- в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструкт тивно-техническим творчеством взрослых)

- детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

- конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

- умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

- с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Источники: http://mybiblioteka.su/2-2515.html, http://studopedia.ru/11_89668_razvitie-konstruktivnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste.html, http://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_dutkevich_tv/rozvitok_konstruktivnoyi_diyalnosti_doshkilnomu_vitsi.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Симптомы кишечной инфекции у годовалого ребенка

Кишечные инфекции достаточно часто поражают маленьких детей. Этому далее...

Постинор при кормлении ребенка какой вред ребенку

Постинор при грудном вскармливании Старый добрый «Постинор» выручил не далее...

Кудесан капли детей отзывы

КУДЕСАН КАПЛИ ИНСТРУКЦИЯ Отзывы о медикаментах, описание, далее...

Популярные статьи