Главная » Дети дошкольного возраста



Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

ПОД-СЕКЦИЯ 4. Общая и дошкольная педагогика.

бакалавр, НДОУ ЦРР Соликамскбумпром д/с № 25

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста

В современных условиях развития образования резко повысился престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать. А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Вместе с тем наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.

Быть творческим – значит искать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, мы подумали о театре. В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр . Поэтому для работы нами была выбрана театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду - это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности [2, с. 57].

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики, соответствующей данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, формирование интереса к театрализованным играм, поощрение и развитие стремления детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого. Также такая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам. Этот вид деятельности оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.

В нашей группе создан театральный уголок, в котором имеются теневой, магнитный, пальчиковый, настольный театры; фланелеграф, би-ба-бо, театр живая рука , театр варежка .

Использование театрализации происходит в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, при воспитании КГН персонаж - кукла показывает детям, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Девочка - Припевочка из театра Живая рука и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном поёт колыбельную. Также используем персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

Разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поем вместе с Колобком его песенку, заканчиваем фразу персонажа Я мышка - норушка ), дети после представлений берут кукол - артистов, рассматривают, играют с ними.

Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную деятельность, то есть от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

Самым любимым театром для наших малышей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы ( Колобок, я тебя съем! ).

Однако, дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми, знакомим детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления[1, с. 76].

Играя в пальчиковый театр, ребёнок надевает кукол на пальцы и сам действует за персонажа, то есть развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, малыш учится передавать настроение и характер персонажа.

В театре Варежка ребёнок пытается оживить своего персонажа словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.

  1. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. - М. ТЦ Сфера , 2001. - 128с.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126с.

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

«Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Райло Ирина Марковна, воспитатель МБДОУ Д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

В группе были созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки) ;
  • кукольный театр; ширма (би-ба-бо) ;
  • настольный театр;
  • фланелеграф - театр картинок;
  • матрешки-сказки;
  • театр масок;
  • театр из картона;
  • вязаный;
  • театр из коробок, театр перчаток, театр - топотушки, театр конусный, театр на палочке.

Задачи и содержание работы

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

Наблюдая за детьми еще в ясельной группе, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.

Родители купили нам Матрешки - сказки : Репка , Колобок , Курочка Ряба . Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрешки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрешки-персонажи, выставляя их друг за другом, ребята постепенно стали рассказывать сказки.

Мы планируем поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Мы планируем проводить эту работу и в дальнейшем.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс я не умею . Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности». Театр – это волшебный мир, в котором ребенок. - презентация

Презентация по предмету Русский язык, Литература, Чтение на тему: Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности». Театр – это волшебный мир, в котором ребенок. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности». Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О.П. Радынова

2 Актуальность: Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

3 Цель: Создать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и ДОУ Создать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и ДОУ

4 Основные направления Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; От индивидуальной игры к игре в группе сверстников, исполняющих роли; От индивидуальной игры к игре в группе сверстников, исполняющих роли;

5 Задачи: Развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности; Развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности; Обогащать словарь детей и активизировать его; Обогащать словарь детей и активизировать его; Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками; Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности. Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

6 Перспективное планирование с различными видами занятий: Музыкально - ритмическая разминка. Музыкально - ритмическая разминка. Дыхательная и речевая гимнастика. Дыхательная и речевая гимнастика. Литературно- художественная практика ( связная речь). Литературно- художественная практика ( связная речь). Игры, физическая минутка. Игры, физическая минутка. Театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность.

7 Условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Индивидуальные социально- психологические особенности ребенка. Индивидуальные социально- психологические особенности ребенка. Особенности его эмоционально- личностного развития. Особенности его эмоционально- личностного развития. Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности. Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Возрастные и поло- ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей. Возрастные и поло- ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

10 Куклы - марионетки Ставьте ушки на макушки, в гости к вам пришел Петрушка!

13 МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ. Воспитатели Музыкальный руководитель Педагоги доп. образования Интегрированные занятия Логопеды Руководитель по ФИЗО Руководитель по ИЗО Детские театры КДЦ Родители ДЕТИ

Источники: http://xn--e1aajfpcds8ay4h.com.ua/pages/view/872, http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput58.htm, http://www.myshared.ru/slide/399035/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Прыщики щеках ребенка 5 лет

Прыщики на щеке у ребенка Хронические заболевания: далее...

Семейное воспитание детей с алалией

Семейное воспитание детей с далее...

Препарат элькар для детей

Очень часто родители подвергают далее...

Популярные статьи