Главная » Дети дошкольного возраста



Теория дошкольного обучения воспитания

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений. Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем — рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х гг. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней — спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, НА. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически отождествлены друг другу.

Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).

Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Ерофеева и др.).


Новое в образовании:

Принцип компьютеризации обучения
Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидакти.

Планирование урока немецкого языка с использованием различных мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо.

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф.

Меню сайта

Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования

1840г в истории педагогики ознаменован тем, что Ф.Фребель немецкий педагог дал своему дошкольному заведению название детский сад. Назначение этого учреждения: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. В 60-егг.19в. стали открываться первые платные частные детские сады, выходить спец-ый журнал «Детский сад», начинают разрабатываться теории и подходы к восп-ию детей дошк-го возраста. Е.И. Тихеевой создаётся оригинальная теория дошк-го воспитания. Осн-ые идеи этой теории: преемственность восп-ия в д/с, семье, школе; особое место отводится методике разв. речи детей. Разрабатываются первые проекты программ в ДОУ.

Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.

1-я теория рассматривает разв-ие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже).

2-я теория строится на взаимосвязи развития и обучения. Развитие определяется отдельными внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием.

Согласно третьей теории, развитие реб-ка опосредовано его обучением и воспитанием (Л.С.Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперёд, опережая развитие ребёнка. Т.О. в процессе обучения происходит развитие. Идея развивающего обучения реализуется в новых программах – «Истоки», «Детство», «Разитие». Источником развития должны стать специфические детские виды деят-ти, так как в них формируются базовые личностные кач-ва реб-ка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, и др. В пед-их теориях классификация восп-ия даётся по содержанию и включает: умств-ое, нравств-ое, эстетич-ое, труд-ое восп-ие. Пед-ие теории соотносятся с теориями развития личности. (Когнитивные теории Ж.Пиаже (разв-ие ума, интеллекта), психоаналитическая теория З.Фрейда и др. (форм-ие полоролевого поведения), гуманистическая теория роджерс, Маслоу (предполагает личностный рост, саморазвитие), теория деятельностного подхода Л.С.Выготский, Эльконин, Леонтьев (развитие личности)). Соврем-ые пед-ие теории реализуют принцип интеграции, который находится на стадии научного осмысленияи эксперементирования.

Дошк-ая пед-ая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учётом накопленного позитивного опыта работы педагогов ДОУ.


271. Из перечисленного, к специальной готовности к школьному обучению относят:
умение писать
умение считать
умение читать

272. Из перечисленного, к средствам обучения математике относятся:
действие
образ
слово

273. Из перечисленного, к физической готовности к школьному обучению относят:
развитие анализаторных систем
развитие мелких групп мышц
состояние здоровья

274. Из перечисленного, к фонематическим и грамматическим умениям относятся:
умение дифференцировать звуковой состав речи
умение согласовывать слова в предложениях
умение устанавливать значение слов

275. Из перечисленного, к фундаментальным задачам методики развития речи относятся:
изучение закономерностей обучения родной речи
исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением
определение принципов и методов обучения

276. Из перечисленного, к элементам математической действительности относятся:
величина
количество
счет
форма

277. Из перечисленного, компонентами мировоззрения являются:
взгляды
знания
убеждения

278. Из перечисленного, ладовое чувство проявляется в:
любви к слушанию музыки
узнавании музыкального произведения
чувствительности к точности интонации

279. Из перечисленного, новообразованиями младенческого возраста являются:
Потребность в общении
Эмоциональные отношения

280. Из перечисленного, объективными основаниями обязательного содержания программ дошкольного образования являются:
ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие (речь и язык, математика, основы естественно-научных знаний, эстетический цикл и др.), так и российские (социально-культурные, в том числе и национальные)
педагогические традиции, основанные на оценке психологической наукой значения специфических детских видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.) в развитии дошкольника

281. Из перечисленного, особенностями автономной речи являются:
Аграмматичность
Ситуативность

282. Из перечисленного, преимуществами воспитания дошкольника в семье, по сравнению с детским садом, является:
возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов
подвижный режим дня

283. Из перечисленных систем счисления, к непозиционным системам счисления относятся:
алфавитная
иероглифы

284. Изменения в природе, когда день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга, характерны для:
лета

285. Изменения в природе, когда день постепенно становится короче, а ночь длинней, уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди, характерны для:
осени

Источники: http://www.powereducator.ru/cedus-188-1.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26759-vzaimosvyaz-teorii-i-praktiki-kak-uslovie-razvitiya-sistemy-obschestvennogo-doshkolnogo-obrazovaniya.html, http://oltest.ru/tests/vospitanie_i_obuchenie/teorii_i_tehnologii_doshkolnogo_obrazovaniya/voprosy/19/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Формы диагностики развития детского коллектива

Диагностика развития детского коллектива Диагностика далее...

Водяная сыпь на теле ребенка

Водянистые пузырьки на коже Водянистые пузырьки на коже могут появиться далее...

Себорейный дерматит детей 3 лет

Себорея у ребенка 5 лет? 9. Ди далее...

Популярные статьи