Главная » Дети дошкольного возраста



Типы и структура занятий в дошкольном учреждении

Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методики проведения занятий.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДУ является занятие .

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

- основная форма организации познавательной активности ребенка;

- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

- занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

- по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

- занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

- группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготоки, основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

- группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

- занятие проводится в заранее определенные часы дня.

Триединая задача занятия:

- Образовательная: повышать уровень развития ребенка

- Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

- Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Содержание занятий. Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Структура классического занятия

Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста (таблица 2).

Классификация занятий в ДОУ(по С.А. Козловой)

1. Дидактическая задача

1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

2. Содержание знаний (раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладают комплексные занятия. на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).

В комбинированном занятии происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

По содержанию занятия могут быть интегрированными. т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными (дифференциация - разделение).

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко­торые дают возможность в естественной обстановке зна­комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни­ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз­витии, наблюдают взаимную связь явлений.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.

Содержание экскурсий определено программой. по ко­торой работает дошкольное учреждение.

Книги, главы из книг

Дошкольная педагогика

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Болотина Л.Р. Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М. Академия, 1998. - 240 с.)

В данном разделе мы вам предлагаем бесплатные материалы, по которым возможно выполнение дипломов, курсовых, рефератов и контрольных работ по данному предмету самостоятельно, а также на заказ, в частности словари и справочники.

Кроме словарей и справочников билетов и вопросов Вы можете найти на сайте «Электив»: билеты и вопросы, методички, шпаргалки, книги, статьи, аннотации на книги, рецензии, словари, планы работ.

Также бесплатно вы можете подобрать литературу по данному предмету.

Список тем работ. которые Вы можете у нас заказать в максимально короткие сроки.

Структура занятий в детском саду

В любом занятии можно выделить три основных части:

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы.

Например, воспитатель, усадив детей на занятие, говорит: Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку Лиса и заяц . Послушайте ее внимательно, а потом мы поговорим о том, что произошло с героями сказки .

В другом случае, пригласив детей на занятие по лепке, воспитатель ждет, когда все усядутся. И вдруг раздается стук в дверь групповой. Удивляется воспитатель, удивлены и дети. Что такое? Воспитатель открывает дверь. На пороге сидит заинька и плачет. Что случилось, почему ты плачешь, заинька? - спрашивает воспитатель. Оказывается зайчишка вышел погулять, а друзей нет. Одному скучно гулять. И воспитатель предлагает детям помочь зайчику, слепить ему много друзей. Дети с радостью соглашаются.

Введение детей в процесс обучения на занятии осуществляется по-разному, в соответствии со спецификой того или иного вида занятий, возрастом детей, условиями проведения занятия.

В процесс объяснения задания могут активно включаться дети, отвечая на вопросы воспитателя, показывая у доски способы выполнения задания (в настоящее время по разным аспектам работы с детьми есть специальные разработки, в которых описываются все части занятия, начиная с первой).

Вторая часть занятия - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, в дополнительном показе, просто в поддержке, в поощрении. Однако не следует спешить объяснять или показывать ребенку в случае возникновения трудностей. Следует выявить, в чем причина затруднений, и прежде всего активизировать опыт и знания ребенка, а если этого окажется недостаточно, тогда могут быть применены более прямые способы помощи.

Третья часть занятия, заключительная, - анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось. Делать это надо тактично, чтобы не подорвать уверенность ребенка в своих возможностях, не подорвать его интерес к работе.

На занятиях организуется усвоение разного содержания. Так, усвоение разнообразных движений происходит на физкультурных занятиях, которые, как правило, осуществляются в специально оборудованном спортивном (физкультурном) зале. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию также происходит на занятиях, которые организуются в группе, где живут и занимаются дети, а иногда, при наличии условий, в специально оборудованной художественной студии. Музыкальной деятельности - пению, танцам, движениям под музыку (хороводам, играм) - дети учатся на музыкальных занятиях. На разнообразных занятиях дети учатся не только специфическим деятельностям, усваивают конкретное содержание, характерное только для этой деятельности.

На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность.

На занятиях, независимо от содержания, у детей закрепляются полученные ранее знания, навыки и умения. Это также является общедидактической задачей. Закрепление знаний, навыков и умений осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках, в повседневной жизни. Однако более систематично, последовательно и целенаправленно эту задачу можно решить на занятиях.

Если же вы решите заказать у нас диплом, реферат, курсовую, а также любую другую работу или услугу, перечисленную в разделе Услуги и цены . Для получения более детальной информации ознакомьтесь с вопросами оплаты и доставки. ответами на наиболее частые вопросы. статьями наших авторов.

Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий

Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

1. Понятие «Занятие» - Что такое занятие? Занятие – форма организации обучения в детском саду.

2. Структура занятия - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия. Организация детей:

· Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

· Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть занятия:

· Организация детского внимания

· Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

· Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

· Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

· Переключение детей на другой вид деятельности

3. Классификация занятий

· Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда. КВН и т.д.)

- Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.

4. Различие комплексного и интегрированного занятия

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например. прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:

· Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам

· Беседа: поведение людей по отношению к животному миру

· Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»

· Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»

· Выполнение творческого задания: покажи как двигается лебедь под музыку.

· Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»

· Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

5. Практическое задание

· Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий. Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют.

· Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.

6. Подготовка воспитателя к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

· Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия

· Составить план – конспект, который включает в себя:

-Программное содержание (образовательные задачи)

-предварительную работу с детьми (если необходимо)

-ход занятия и методические приёмы

· Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

· Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

· К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

· При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

· Создавать интерес к предстоящей работе

· Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

· Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

7. Подведение итога

Автор: С.Конкобаева, методист
Просмотров: 5271
Дата создания: 21 Ноября 2013 г.
Дата редактирования: 21 Ноября 2013 г.

Источники: http://studopedia.ru/10_246869_tipi-i-struktura-zanyatiy-spetsifika-podgotovki-organizatsii-i-metodiki-provedeniya-zanyatiy.html, http://www.elective.ru/arts/ped02-k0607-p30317.phtml, http://ds0005.burabay.akmoedu.kz/documents/view/C3AB063B9359D834

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Узи ребенка 20 недель видео

20 неделя беременности: далее...

Пакетик для сбора мочи у детей

Правила сбора мочи у грудных детей Здоровье малыша с первых далее...

Детский сад адаптация памятка родителям

Адаптация ребёнка к далее...

Популярные статьи