Главная » Дети дошкольного возраста



Творческие способности детей среднего дошкольного возраста

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Автор: МАДОУ «ЦРР детский сад № 100» воспитатель Главатских В. С.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес исследователей во все времена. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные предметы, которые обладают высокой ценностью для общества.

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.

Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гилфорда, Е. Торренса, Е.Богоявленской и др.), именно период от рождения ребенка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей самостоятельной жизни. Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов:

от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

Л. С. Выготский писал, что творческая деятельность, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - писал В. А. Сухомлинский. Однако творчество не приходит к детям по какому - то наитию, творчеству надо учить.

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста».

Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

- Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;

- Развивать творческие способности детей;

- Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить;

- Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры;

- Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук.

- Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.

Для полноценного развития и формирования творческих способностей я создала следующие условия:

1. Социально-экономические – создание у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

2. Психологические – формирование у ребёнка внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаний;

Каталог статей

Развитие творческих способностей у детей младшего и среднего дошкольного

возраста через элементарное музицирование.

Кряжева Людмила Николаевна.

МДОУ «Детский сад № 5 «Алёнушка» города Вологды

В настоящее время актуально высказывание одного из современных психологов Абрахама Маслоу, который пишет: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Одним из направлений в художественной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого, ребёнка и коллектива.

Сегодня над этой проблемой углублённо работает Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения преподаватель музыки УВК № 1679 г. Москвы. Ею разработана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками», где автором представлен систематизированный музыкальный материал (русский народный, детский, календарный, песенно – танцевальный фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, отдельные детские песенки).

В условиях нашего детского сада данная программа используется в качестве дополнительной, парциальной к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (раздел музыкальное воспитание). Разработано перспективное планирование, подобран дидактический материал, ведётся кружковая работа.

Цель в работе с дошкольниками - способствовать практическому усвоению музыкальных знаний, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении , развивать творческие способности.

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности:

В разделе «Слушание музыки» восприятие музыки мы соединяем с движением: тактированием, метрированием, моделированием в движении, свободное движение в пространстве в поиске образа. А так же используем музыкальные инструменты, предметы (платочки, ленточки, шарики, цветы).

Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем».

В разделе «Пение» стараемся больше петь без музыкального сопровождения (фортепиано), возможно использование детских музыкальных инструментов. Поем песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте). Проводится работа по изучению возможностей голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, шепот, глиссандирование, пение. Так, например, озвучивание темы «Звуки весны». Большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевое (подражание голосам животных, птиц) и пространственное моделирование (пение по руке). «Музыкальные узоры», пение по картинке. («Сорока – сорока», «Радуга – дуга», «Петушок»…) Творческие задания: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?» - «Я здесь».

В разделе «Музыкально – ритмические движения» используются задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу. А также, игра – приветствие, танец – команда, танец – импровизация. Импровизация проводится под знакомую и незнакомую музыку. С младшей группы используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, ленточки, шляпы, стаканчики, ритмические палочки, бабочки из фантиков, пуговицы и игрушки (куклы, мягкие игрушки), погремушки.

В разделе «Инструментальное музицирование» большое внимание уделяем исследованию способов игры на разнообразных инструментах, предметах. (Игра звуками). Учитывая особенности детей, широко использую на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты.

Поэтому дети с удовольствием и интересом играют на расчёске, звенят ключами, стучат орешками, встряхивают шелуху семечек, скорлупу фисташек, играют на самоделках. Предлагаются творческие задания: импровизированные диалоги двух инструментов «Разговор» (двух барабанов, двух колокольчиков), импровизация на инструменте «Сыграй свою музыку», игра «Шумовой оркестр», «Посудный оркестр», «Играем с оркестром» (под фонограмму). Возможно исполнение в движении.

В игре – драматизации, которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей. Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая птиц; трещат трещоткой как сорока.

В детском саду созданы условия для работы с детьми. Имеется музыкальный зал, приобретены разнообразные музыкальные инструменты. Изготовлены и подобраны атрибуты для творческих игр - ленточки, платочки, султанчики; дидактические и развивающие игры, рисунки к песням, фонотека песенок, шумов, музыкальных сказок.

Во всех группах детского сада оборудованы музыкальные уголки в соответствии с возрастом детей.

Работа в данном направлении ведётся и с родителями. Проведено анкетирование по теме: «Развивающая среда дома», консультации, беседы.

Большой интерес у родителей вызвал семинар – практикум «Изготовление музыкальных инструментов» (из бросового материала). В ходе данного мероприятия родители сделали своими руками музыкальные инструменты: маракасы, барабанчики, бубны, кастаньеты, погремушки. Красочные, яркие шумовые и ударные инструменты пополнили музыкальные уголки на группах и дали возможность детям музицировать в свободное от занятий время и пополнили знания родителей.

Таким образом, в результате системной работы дети стали петь, а не говорить, хорошо запоминают тексты песен, согласовывают движения с музыкой, без труда передают ритмический рисунок, не стесняются солировать. Решаются задачи речевого развития детей.

Здесь вы можете скачать файл с работой в формате Microsoft Word

Творческие способности детей дошкольного возраста

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1 Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста

1 Программа и методики исследования

2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация

Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Предмет исследования - творческие способности детей дошкольного возраста.

Объект исследования - воспитанники дошкольного образовательного учреждения развивающего вида № 923 города Москвы.

Цель исследования - изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста.

1.Проанализировать литературу по теме исследования.

2.Изучить особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников.

Выявить критерии одарённости у детей дошкольного возраста.

Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния интеллекта на творческие способности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - творческие способности дошкольника не зависят от уровня развития его интеллекта.

теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы;

эмпирические методы: наблюдение, тестирование;

метод математической обработки.

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающий определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причём выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность её в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий [25].

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как строительный материал в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний [35].

Можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вероятно, что данному индивиду потребу

Источники: http://vospitateljam.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-u-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta/, http://detsad5vologda.ucoz.ru/publ/raboty_nashikh_sotrudnikov/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_u_detej_mladshego_i_srednego_doshkolnogo_vozrasta_cherez_ehlementarnoe_muzicirovanie/8-1-0-3, http://www.studsell.com/view/176063

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Почему новорожденный сосет кулак

Ребенок сосет кулак Ребенок начинает сосать свои далее...

Сливочное масло при запорах у грудничков

Сливочное масло от запора Всем, кто хоть раз в далее...

Контактный дерматит у ребенка

Контактный дерматит у далее...

Популярные статьи