Главная » Дети дошкольного возраста



Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте


Главная | О нас | Обратная связь

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Основной фактор развития всех психических процессов – игра (изменяется от предметно-манипуляционной к сюжетно-ролевой.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Главное изменение – желания ребёнка отходят на второй план, и на первый выходит чёткое выполнение правил игры.

От 3 до 6-7 лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение и т.д.

На границе раннего и дошкольного возраста возникают первые виды детских игр: режиссёрская и образно-ролевая. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли. Предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

Позже из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами. Появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок конструирует, строит, создаёт что-то полезно в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребёнок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представление.

В развитии игры выделяют 2 основные стадии. Для первой (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребёнка.

В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;

Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» и «надо»;

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства;

Формируются новые мотивы и потребности;

В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего это касается нравственно-волевой сферы личности . Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях. когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предва­рительно или в процессе самой игры распределяя роли. Игра способствует становлению не только общения со сверст­никами, но и произвольного поведения ребенка. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребен­ка. Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка. Формируется творческое воображение. В игре преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы, манипуляцииимеют определенный смысл. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации . которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Выбор сюжета всегда опирается на определенные знания.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых. которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам. вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Игрушки-орудия - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. Технические игрушки открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений. но и развитию пространственных ориентировок. свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность .Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает разные виды игры;

- с помощью игры, дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста: ее значение, классификация игр.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. менно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. ИГРА динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Условно все игры можно разделить на: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта.

studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования.


Генерация страницы за: 0.002 сек.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

2. Структура игры и уровни развития

Список использованной литературы

Актуальность темы. Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру арифметикой социальных отношений, Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх функция реального присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Цель данной работы изучить игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть виды игр;
  • исследовать структуру игры и уровни развития.

психология игра деятельность дошкольник

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа Счастливый случай, Что? Где? Когда? и т.д. Данные важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, как через стекло. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возмож

Источники: http://megaobuchalka.ru/2/2297.html, http://studopedia.ru/8_110418_igra--vedushchiy-vid-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-ee-znachenie-klassifikatsiya-igr.html, http://www.studsell.com/view/48845/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Кормление ребенка силиконовой грудью

Кормление силиконовой грудью: далее...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста презентация

Презентация на темуГендерное воспитание детей далее...

Диф диагностика детских инфекций

О медицине простым далее...

Популярные статьи