Главная » Дети дошкольного возраста



Виды деятельности детей среднего дошкольного возраста

Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста

�о шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре,- это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы [10, с. 90].

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам [9, с. 77].

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей [3, с. 71].

Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять �

С.Л. Рубинштейн писал, что дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, формируется характер. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре [1].

Федеральный государственные стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию основной образовательной программе (ООП ДО) реализуемой в дошкольной организации. Также в Стандарте говорится о том, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности. Согласно Стандарту для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игр [3].

Таким образом, учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение организации игровой деятельности ребенка в условиях ФГОС ДО.

Изучением игровой деятельности детей занимались С.Л. Рубинштейн, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко и др.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что однозначного взгляда на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры нет. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся в том, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.

Как же организовать игру так, чтобы она выполняла требования ФГОС ДО как вид деятельности ребенка, а также соответствовала возрастным особенностям детей?

В поисках ответа на данный вопрос мы изучили опыт организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя Ивановской области.

Проанализировав основную образовательную программу дошкольного учреждения, мы выяснили, что игровая деятельность занимает в ней одно из центральных мест. Описание игровой деятельности как особого пространства развития ребенка-дошкольника находится в содержательном разделе Программы дошкольного учреждения. В данном разделе раскрывается характеристика сюжетно-ролевой игры, ее предпосылки, принципы по которым осуществляется руководство игрой, а также содержание игровой деятельности по возрастным группам. У детей среднего дошкольного возраста воспитатель продолжает обогащать игровой опыт. Одной из главных задач, обусловленной особенностями игровой деятельности детей пяти лет, является формирование умения следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх [2].

Основная образовательная программа дошкольного образования в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя реализуется посредством тематических недель. В детском саду разрабатывается годовое планирование тематических недель для групп. Развивающая предметно-пространственная среда группы, все виды деятельности детей организуются в соответствии с темой недели, в том числе и игра. Рассмотрим подробнее каждый аспект.

Мы побывали в помещении средней группы и увидели, что оно разделено на микропространства. Это уголки для сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, парикмахерская, кухня или столовая, автопарк и др.), дидактических игр, театрализованных игр (пальчиковые куклы, куклы на руку, костюмы), уголок для чтения и уголок для уединения, где ребенок может поиграть один. Особое внимание мы обратили на подборку дидактических игр. Это игры на печатной основе ( Что такое хорошо, что такое плохо? , Мамины помощники , Лото Домашние животные , Лото Птицы и др.), игры для развития мелкой моторики рук ( Завяжи шнурки , Сделай заплатку и др.), игры с правилами и т.д. Особый интерес вызвал уголок для игр-театрализаций. Так как тематическая неделя, на которой мы посетили образовательное учреждение, называлась Соседи по планете. Мои четвероногие друзья. Экологический десант Птичья столовая , то в большом количестве были представлены маски и костюмы животных и птиц, а также соответствующие куклы (пальчиковые и на руку).

Непосредственно игровая деятельность детей пятого года также организуется воспитателем с учетом темы недели. Для этого в группе создана картотека игр. Она формируется воспитателями для систематизации и оптимизации своей работы. Картотека имеет разделы, например, оздоровительные игры, игры на речевое развитие, игры по ОБЖ, пальчиковые игры, математические игры, гимнастика для глаз, театрализованные игры, игры на улице и т.д. Воспитателю лишь нужно посмотреть где находится игра (номер папки и номер игры). Картотека постоянно пополняется новыми играми, так как охватить весь их объем не возможно. Игры из данной картотеки могут проводиться как в свободное время, на прогулке, экскурсии, так и в процессе непрерывной образовательной деятельности. Также в группе в виде игровой деятельности реализуется экологический десант, т.е. дети в игровой форме знакомятся с зимующими птицами, делают для них кормушки и регулярно, находясь на прогулке, кормят их.

Хотелось бы обратить внимание на такой документ как циклограмма. Он заполняется педагогом для контроля реализации всестороннего развития ребенка. В этом документе прописываются все виды деятельности детей данной группы в течение дня. Также описываются игры, которые инициировал воспитатель, с указанием места ее нахождения в картотеке.

Таким образом, изучив опыт организации игровой деятельности в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя мы выяснили, что в данном образовательном учреждении создана система по руководству игрой, которая основывается на основной образовательной программе. Данная система соответствует требованиям ФГОС ДО к игре как основной деятельности дошкольника и учитывает его возрастные особенности.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2002 - с.720

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Дата обращения 10.12. 2015)

Источники: http://www.studsell.com/view/102062/30000, http://www.scienceforum.ru/2016/1572/17329

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лечение стрептодермии у детей комаровский

Стрептодермия у детей: лечение Одним из наиболее сложных далее...

Позывы рвоте без рвоты ребенка

Рвотные позывы Рвотные позывы не далее...

Правильное лечение ухо ребенка 3 лет

Боль у ушах у ребенка: причины, симптомы, лечение Ощущение, далее...

Популярные статьи