Главная » Дети дошкольного возраста



Воспитание дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста

Тема 2. Воспитание дружеских взаимоотношений и коллективизма у детей дошкольного возраста Учебно-исследовательские задания:

Доказать значимость воспитания коллективизма для нравственного развития ребенка.

Выпишите показатели, отражающие сформированности у детей начал коллективизма, качеств общественности, коллективных взаимоотношений, представленных разными авторами.

Выделите условия, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

При обсуждении вопроса о развитии детских первоначальных объединений остановитесь на том, что побуждает дошкольников к объединению со сверстниками:

общность интересов (конкретной деятельности, к игре с определенным сюжетом, к общению по поводу общих впечатлений);

желание включиться в общее дело;

тяготение к обществу сверстников, поддерживающих его, признающих его успехи.

Изучить и проанализировать методики обследования взаимоотношений детей друг с другом.

Составить перспективный план по развитию коммуникативных умений и навыков детей с использованием игр-упражнений.

Тема 3. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «этикет», «культура поведения», «культура общения», «речевой этикет», «гостевой этикет», «столовый этикет», «вербальное поведение», «искусство собеседника».

Нравственные аспекты гостевого и столового этикета. Нравственные нормы, лежащие в основе обучения правилам гостевого и столового этикета.

Психолого-педагогические особенности формирования культуры поведения в дошкольном возрасте.

Пути, средства и условия формирования культурного поведения.

Методика воспитания культуры поведения в разных возрастных группах.

Правила культуры общения. Методы и приемы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.

Литература

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете.- М. 1994.

Зимина М.С. Азбука этикета. - СПб. 1998.

Все об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов н/Д, 1995.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - М. 1990.

Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание .- 1990.-№ 11.

Кравцова Е. Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание .- 1995.- № 10, 11.

Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание .- 1996.- № 2.

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.-М.,1984.

Островская Л.Ф. Культура поведения- показатель воспитанности // Буре Р.С. Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.- М. 1979.

Островская Л.Ф. Культура речевого общения // Дошкольное воспитание .- 1988.-№ 3.

Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М. 1986.

Смирнова Е. Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание .- 1994.-№ 3.

Стрелкова Л.П. Этикет: Иллюстративный альбом с заданиями для детей старшего дошкольного возраста М. 1998.

Островская Л.Ф. Приглашаем к разговору об этикете и культуре поведения // Дошкольное воспитание .- 1989.-№ 10.

Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб. 1996.

Любина Г. О речевом поведении воспитателей // Дошкольное воспитание .- 1996.- № 4.

Культура одежды женщины // Дошкольное воспитание .- 1995.- № 3.

Формановская Н.И. Как правильно общаться // Дошкольное воспитание .- 1990.- № 1.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 1989.

Энциклопедия этикета. - СПб. 1996.

студентка 5 курса педагогического факультета

научный руководитель – С.А. Сергейко, кандидат педагогических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье охарактеризована разработанная автором система игр, способствующая успешному формированию дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста. Система основана на принципах безоценочности, отказа от реальных предметов и игрушек, отсутствия соревновательного момента в играх, она включает семь этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в становлении человека, поэтому сегодня особую актуальность приобретает изучение личности дошкольника в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.

Проблема отношений детей со сверстниками достаточно широко освещена в научных исследованиях, однако именно дружеские отношения практически не исследованы. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе. Современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы проявления у детей, особенно младшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками.

Детская дружба – уникальное психологическое явление, играющее чрезвычайно важную роль в формировании личности, никакие другие связи и отношения не могут ее заменить. Однако она формируется и функционирует не сама по себе, а в системе других личных отношений ребенка, его семьи и социального мира. В психологическом словаре В.Н. Копорулиной под дружбой понимаются личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов [1, с. 44]. В.Н. Мясищев определяет дружбу как один из видов межличностных отношений, подчеркивая специфические особенности данного вида отношений [2, с. 76].

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование дружеских взаимоотношений детей может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные и в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Однако подобная работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

По нашему мнению, формирование дружеских взаимоотношений у младших дошкольников должно базироваться на следующих принципах:

1) безоценочность, 2) отказ от реальных предметов и игрушек, 3) отсутствие соревновательного момента в играх.

Данные принципы легли в основу разработанной нами системы игр для младшего дошкольного возраста, направленной на формирование дружеских взаимоотношений в группе. Главной задачей этой системы игр является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.

Система состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свои задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер. На седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Предложенная система игр была апробирована в практике работы дошкольных учреждений г. Лиды. Формирующий эксперимент проводился в течение полугода только в экспериментальной группе (20 чел.), контрольная же группа (19 чел.) функционировала в обычных условиях. До начала и после окончания формирующего эксперимента была проведена экспериментальная социометрическая игра с целью определения степени сформированности дружеских отношений в группах младших дошкольников (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика сформированности дружеских отношений у детей младшего дошкольного возраста

По результатам исследования мы увидели, что в экспериментальной группе количество детей со статусной категорией «Звезды» увеличилось на 5 %, в контрольной же осталось на прежнем уровне. Количество детей, попавших в экспериментальной группе в категорию «Предпочитаемые», увеличилось на 45 % и составило 75 %. В контрольной группе положительная динамика лишь 10,6 %. В экспериментальной группе уменьшилось число детей со статусной категорий «Принятые» на 40 %, в контрольной группе – только на 10,6 %. В экспериментальной группе вовсе не стало детей с категорией «Изолированные», тогда как в контрольной ситуация прежняя - 5 %. Это позволило установить уровень благополучия взаимоотношений в детских коллективах, который в экспериментальной группе повысился (индекс изоляции 0 %), в то время как в контрольной – остался прежним (индекс изоляции 5 %).

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты позволяют нам сделать вывод об эффективности предлагаемой нами системы игр по формированию дружеских отношений у детей младшего дошкольного возраста.

In article the system of games developed by the author promoting successful formation of friendly relationship at children of younger preschool age is characterized. The system is founded on the principles of a bezotsenochnost, refusal of real subjects and toys, lack of the competitive moment in games, it includes seven stages, each of which has definite purposes and tasks.

1. Копорулина, В.Н. Психологический словарь / В.Н. Копорулина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 303 с.

Мясищев, В.И. Психология отношений: избр. психологические труды / В.И. Мясищев. – Воронеж: ИЦ, 1995. – 319 с.

Сборник научных работ Эврика - 2014
Copyright 2014 © by Информационно-аналитический центр

Содержание и методика формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Как показало исследование, проведенное нами дети имеют преимущественно средний уровень развития отношений к окружающим (41,6%), но так же присутствуют дети и с низким уровнем развития отношений к окружающим (25% Вова М. Артур С. Андрей Я.). Это значит, что не все дети имеют низкий уровень развития. И правильно было бы проводить коррекционную работу только с детьми среднего и низкого уровня развития. Но мы запланировали проводить эту работу со всеми детьми, т.к. было бы неправильно способствовать развитию дружеских отношений к окружающим у детей низкого уровня и не продолжать развивать отношения у детей с высоким уровнем. Это может привести к постепенному снижению уровня развития с высокого на более низкий.

Как было сказано в 1 главе нашей работы, одним из условий формирования дружеских взаимоотношений является художественная литература. В младшем возрасте мы отдаём предпочтение жанру сказка т.к. этот жанр имеет необходимые художественные средства воздействия на ребенка. Нами разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование дружеских взаимоотношений посредством сказки. В комплекс занятий мы включили чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

На занятии, рассказывание русской народной сказки «Теремок» применяла настольного театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками.

Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.

При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

Валерия И. – «Мышка пищит вот так: пи - пи - пи – пи».

Алёша Б. – «Пришел медведь и весь теремок сломал».

Никита У. – «Они все вместе построили новый теремок».

При прочтении сказки Пляцковского М.С. «Урок дружбы» цель: познакомить детей с литературной сказкой «Урок дружбы». Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Учить детей внимательно слушать сказку, чтение которой сопровождается показом иллюстраций, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Развивать внимание, логическое мышление. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память.

Воспитывать любовь и интерес к литературной сказкой, воспитывать дружеские отношения.

При чтении сказки дети внимательно заинтересованно слушали сказку, давали свои оценки поступкам героев (Маша М. – «Чик жадный», Андрей Я. - «А мне понравился Чирик») спорили по поводу поступков героев. После прочтение многие согласились, что надо делится и помогать другу.

Во время рассказывания сказки «Заюшкина избушка» применяла настольный театр. Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка». Учить внимательно, слушать сказку до конца, и следить за развитием сюжета. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками.

Обогащать словарь, развивать речь и память. Развивать внимание, и логическое мышление. Воспитывать стремление помочь ближнему.

При рассказывании сказки дети называли положительных и отрицательных героев (Вова М. – «Мне жалко зайчика», Надя М. – «А лиса хитрая»), сопереживали им, подражали, были увлечены происходящим, во время беседы заинтересованно отвечали на мои вопросы.

Анализ произведений из круга чтения младшего дошкольника

Источники: http://www.studfiles.ru/preview/6207646/page:3/, http://ebooks.grsu.by/evrika2014/khomutova-e-p-formirovanie-druzheskikh-vzaimootnoshenij-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.htm, http://www.firsteducation.ru/neopols-836-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Отравление детей бытовыми химическими препаратами

Отравление препаратами бытовой химии В каждом доме имеется широкий ассортимент далее...

У ребенка на яичках красные прыщики

Прыщики на яичках Хронические далее...

Впр головного мозга у детей

Впр головного мозга у ребенка 29.02 далее...

Популярные статьи