Главная » Дети дошкольного возраста



Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрас­тающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному ин­терпретировался сам, термин «нравственное воспитание», иногда подме­нялся понятием «духовное воспитание», «моральное воспитание». Мо­раль - общественное явление, включающее в себя нормы и правила, оп­ределяющие и ограничивающие поведение человека в конкретном обще­стве, в конкретной ситуации развития. Нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, выра­батываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека Этика - учение о нравственности и морали. Понятие «моральное воспитание», на наш взгляд, несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспита­ние». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему зна­ний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное вос­питание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценно­стей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравст­венные чувства и привычки поведения.

В результате социально-нравственного воспитания происходит нрав­ственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваи­вает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рас­сматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупс­кой, А. С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Не­чаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные ас­пекты социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Коз­ловой, Г. Н. Годиной, А. М. Виноградовой, М. И. Богомоловой, Э. К.Сус­ловой, Д. В.Сергеевой. В 80-90-е гг. XX в. продолжали изучение пробле­мы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Г. Н. Гри­шина, О. В. Артамонова и др.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошко­льный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социаль­ным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозак­лючения, подражание взрослым.

Механизм нравственного становления личности включает в себя сле­дующие компоненты: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравст­венное качество. Результатом нравственного воспитания является нрав­ственная воспитанность - усвоение и воспроизведение определенных норм и правил поведения, нравственных ценностей, утверждение в лич­ности определенного набора нравственных качеств.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ре­бенка будут складываться представления о сущности нравственного ка­чества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чув­ства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в по­ступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию об­ратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность фор­мируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или без­нравственного) качества личности.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы. В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания (представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, привычек поведения). Вторая группа задач направлена на формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.

Содержание нравственного воспитания отражено в «Программе вос­питания и обучения детей в детском саду». Традиционные блоки нравст­венного воспитания дошкольников: коллективизм, гуманизм, патрио­тизм, трудолюбие. Современное отношение к выделенным блокам - вос­питание счастливого ребенка. Счастье и любовь как ведущие принципы в содержании воспитания.

Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Жизнь человечества в ХХI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств».

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким: станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная: и культурная основа его личности.

Нравственное воспитании – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Младший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Так, К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.

В советское время под руководством Н.К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей, с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка. После смерти Н.К. Крупской направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива, через коллектив». В 50- 80-е гг. ХХ в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые, специалисты в области дошкольной педагогики: Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин - Щирина, Д.В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Е.И. Радина, Л.А. Пеньевская, Т.А. Маркова, А.П. Усова, З.Н. Борисова и позже – А.В. Булатова, В.Я. Воронова, В.В. Кондратова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Г.Н. Година, А.М. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Шатова, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Д.В. Сергеева, Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Анциферова, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева и др.

Большое место занимают исследования, посвященные изучению трудовой деятельности, которая рассматривается как средство нравственного воспитания.

В.Г. Нечаева продолжает рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало, раскрывает методы, направленные на решение воспитательных задач.

Р.С. Буре, опираясь на положение В.Г. Нечаевой о своеобразии труда дошкольников, его связи с игрой, подчеркивает, что участие в труде следует оценивать не с позиции полученного результата в его материальном выражении, что для детей недоступно, а с позиции того значения, которое он имеет для самого ребенка или группы детей, а также оценивая его отношение к порученному делу.

Ряд исследований посвящается изучению воспитательного значения ознакомления детей с трудом взрослых. Авторы подчеркивают необходимость обращать внимание на значение труда как средства, удовлетворяющего потребности людей (В.И. Логинова), на личные качества тружеников, их ответственное отношение к делу, эмоциональный подъем в процессе труда (Е.И. Радина), мотивы, побуждающие к труду (Я.З. Неверович), разрабатывают некоторую последовательность преподнесения знаний о труде и человеке труда (В.И. Логинова, Р.С. Буре), способствующих осознанию детьми его значимости и побуждающих к труду.

Экологические пространства на участке ДОУ
На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и ку.

Движущие силы педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при о.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности. [11]. А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради лично очень привлекательной цели [8].

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует[6].

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Нравственное, трудовое планомерно осуществляется в повседневной жизни ребенка, в процессе организуемого взрослыми посильного труда, в игровой и учебной деятельности.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества [8].

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы [12].

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей.

Глубочайшее своеобразие процесса нравственного воспитания состоит в том, что он органически вплетен в повседневную детскую жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать ребенка в детском саду – значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни. Это значит, что построить деятельность следует таким образом, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него воспитать. Дело решается не только созерцанием положительного примера, сколько такой организацией жизни детей, при которой они становятся активными участниками отношений и реально овладевают положительным образцом путем совершенствования своих поступков и поведения [14].

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей [8].

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудится.

Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке [14].

Воспитание нравственных качеств может происходить на занятиях, в игре, в труде, в бытовой повседневной деятельности.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры, а также при использовании подвижных игр необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст ребенка.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанию. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.

Использование краеведческих материалов при подготовке рефератов и докладов
Под рефератом понимается научно-исследовательская работа, представляющая собой обзор литературы и других источников по определенной тематике, например, по краеведению. Работа эта выполняется учеником и оценивается учителем. Можно выделить несколько аспектов позитивного влияния написания рефератов.

Составляющие духовной культуры человека
Динамика социальных преобразований в обществе вызывает необходимость по-новому решать проблемы формирования духовной культуры старшеклассников. Термины духовная культура , духовный мир личности , духовные потребности , духовные интересы в настоящее время.

Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи.

Разделы сайта

Источники: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26342-teoreticheskie-osnovy-socialno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.firsteducation.ru/neopols-832-1.html, http://www.eduinterest.ru/deceds-453-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Детей животных 4 серия

Царство животных / По волчьим законам Многосерийная адаптация далее...

Узи почек мочевого пузыря ребенку подготовка

Как правильно подготовить далее...

Можно ли ребенку 9

Питание ребенка в 9 далее...

Популярные статьи