Главная » Дети дошкольного возраста



Занятия экологическому воспитанию дошкольного возраста

Земля - наш общий дом, конспект занятия по экологии

Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста, тема «Земля - наш общий дом»

Автор занятия: Карпенко Татьяна, г. Калининград.

Программное содержание:

Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.

Оборудование:

Глобус, экологические знаки, иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

Ход занятия:

Загадка о глобусе

Шар невелик
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды.
(Глобус)

Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом).
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Какая вода в море?
А в реках, озерах, прудах?
Кто живет в море?

А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.

Игра с озером

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Повторяйте за мной: «До свиданья, Земля, в добрый путь». Вы не замерзли?
Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.

Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил? (Рассматриваем следы зайца, лисы, лося).

Загадки о зверях

Через поле напрямик
Скачет белый воротник.
(Заяц)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)

Трав копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети, это - зимний лес. А почему не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались. Каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица).

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее.
(Сорока)

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

Физминутка «Лес»

Ветер зимний лес качает,
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.

Экологические знаки

Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий.

Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.

А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.

Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?

Итог:

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом?

Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.

Обо всём на свете:

И еще немного любопытного про памятники известным людям. Сто лет назад люди очень метко отмечали характерные особенности этого монумента: Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает, Того под арест. Эти строки сложены о памятнике государю-императору Александру III, открытому 23 мая.

Познавательное занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Весенний букет»

Продолжать знакомить детей с весенней растительностью; развивать эстетический вкус детей, а также любовь к природе.

Оборудование: таблицы; гербарий; цветы в вазах; ветки деревьев.

Действующие лица: Флора, Первоцвет, Калужница, Ландыш, Фиалка, Весна.
(группа украшена ветками, цветами. На стене плакаты, с изображением весенних цветов. В записи звучит нежная весенняя музыка. В группу под звуки вальса входит Флора)

Флора. Я, Флора, от природы
К вам пришла,
Букетики красивы весны
Я вам в подарок принесла
(в группе появляется ребенок в костюме цветка)

А вот и я, Чистяк
Весне, вы знаете, никак
Без желтых цветиков моих
Не обойтись.
И листья сердцевидные мои
Приятны до самой весны.
Но, знайте, люди, по натуре я сердит
Со мною будьте осторожны,
Я – очень люди ядовит.
(уходит под музыку из группы)
(Под музыку появляется Первоцвет)

Весна. Приветствует нас всех
Весенний первоцвет,
Проснувшемуся миру
Шлет нам большой привет.

Первоцвет. Привет с дубравы вам принес,
И полную корзину витаминов.

Весна. С появление твоим
Мы держим путь на лето.
Там будет очень много
Красивых песен спето.

Первоцвет.
Приди, Калужница -подруга,
И улыбнись, увидев друга.
(уходит)

Калужница. Я цветок воды, У меня желтые цветы,
И стебли сочные мои,
Будь осторожен, ты со мной,
Есть в листьях яд противный, злой.

Весна (уходит) Я слышу тихий, тихий звон,
Но запах задает цветку весь тон.
Его хочу я без конца вдыхать,
Чтобы привлекательной и красивой стать.
(Входит в группу Ландыш в белом наряде)

Ландыш. Мне предали, что ждут меня пахучие дела,
Которые, Весна с собою принесла.
(кружится, и зовет Фиалку)

Фиалка. Иду, мой друг,
Как чисто и свежо вокруг.
К тебе спешу я, Ландыш мой.
Весны бубенчик дорогой.

Весна. Теперь все в сборе,
Видеть я кого хотела.
Но время быстро так летело,
Чтоб скоро, лето подоспело.
А ну-ка, цветники, скорее становитесь,
И в вихре вальса закружитесь.

Цветы. Мы готовы наша добрая весна
(цветы под музыку танцуют, после танца встают полукругом и в центр выходит Флора)

Флора. Мы показали фрагмент
Вам небольшой
Из жизни цветников весной.
Их, прошу, поберегите,
В лесу ногами не топчите,
Огромные букеты в город не несите!
(Флора всех уводит из группы)

Название: Познавательное занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Весенний букет»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД. экология
Автор: Дудина Надежда Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
Месторасположение: г. Новокуйбышевск, Самарская область

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Альмагамбетова Л.С. Альмишева А.Ж. Дюсембаева Ж.Е .

(Филиал АО НЦПК «#1256;рлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области, Республика Казахстан)

В казахстанских программах дошкольного воспитания ставится цель: формирования у дошкольников, системы ценностей, способствующей осознанию представления о человеке как части природы, о зависимости его жизни от её состояния, о необходимости жизни в гармонии с окружающим миром.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:

– всё связано со всем;

– всё куда-нибудь девается;

– всё что-нибудь да стоит;

– природа знает лучше [ 1 ].

Цель экологического воспитания дошкольников в контексте экологических динамических вызовов. мы видим в формировании человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Данную цель целесообразно разбить на ряд задач экологического воспитания:

1) формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото).

2) Выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных.

3) Формировать элементарные нормы поведения в природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

На занятиях в дошкольной организации для повышения эффективности экологического образования целесообразно использовать следующие формы и методы: экологические занятия, экологические экскурсии, экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций, трудовой десант, коллекционирование, экологические праздники, экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия), экологические сказки, инсценировки, экологические опыты.

Подходы к экологическому воспитанию дошкольников в течение времени меняются. Обновление содержания образования диктуют необходимость смены старых подходов. Краткий анализ содержания старых и новых подходов к экологическому воспитанию отражен в таблице 1.

Таблица 1. Анализ старых и новых подходов к экологическому воспитанию дошкольников

Проведение опытов, подготовка проектов, создание кейсов.

Один из главных принципов составления содержания занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству.

Так, на занятиях по художественной литературе, можно прочитать сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, можно использовать игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключается в следующем: воспитатель называет птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе используются дидактические игры, а именно: «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организуем для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, сад, река.

Экологическое воспитание необходимо проводить в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании, совместно с родителями, целесообразно поставить следующие задачи: 1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому; 2) заботиться о птицах, животных; 3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Мы, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

1. Послание президента Республики Казахстан - лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050» Н овый политический курс состоявшегося государства http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742

2. Б. Коммонер. Замыкающийся круг. Гидрометеоиздат. 1974

Источники: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ekologia/zemlya.html, http://portal2011.com/poznavatelnoe-zanyatie-po-ekologicheskomu-vospitaniyu/, http://www.rusnauka.com/9_SNP_2015/Ecologia/5_188786.doc.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лейкоциты в крови повышены у ребенка комаровский

Повышенные лейкоциты в крови далее...

Нурофен при ветрянке у детей

Вот почему нельзя давать детям нурофен при ветрянке. Всем далее...

Интересные домашние игры детей

Подвижные игры для детей дома Вот уже который далее...

Популярные статьи