Главная » Дети дошкольного возраста



Журнал дошкольное воспитание мелкая моторика

ЦКОФР - Центр координации образования и физического развития

Дошкольное воспитание - журнал для родителей и педагогов ДОУ, издаваемый с 1928 года. Он всегда стремится быть в гуще событий, освещать актуальные дошкольные проблемы, делиться опытом отечественных педагогов. Создатели журнала стремятся отразить на его страницах все основные моменты, связанные с работой системы дошкольного образования.

Журнал: Дошкольное воспитание 2005 № 1
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 4,0 Мб

60-летию Великой Победы посвящается

Я. Харитонова. Этих дней не смолкнет слава.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

М. Кириллина, Л. Мельчина. Патриотическое воспитание
Л. Коломийченко. Программа социального развития
И. Зимина. Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Наглядные пособия - своими руками

И. Мосеенкова. Наша Надежда

Развитие и коррекция речи

Е. Пожиленко, Е. Игнатьева. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь
В. Ашиков. Азбука мира
О. Соломенникова. Радость творчества
С. Слиж. Вместе весело шагать по просторам.
С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Т. Балакирева. Эмоции и дети
С. Подобед. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

А. Сиротюк. Обучение без стресса, психофизиологическая подготовка

Наука - практике

И. Вронская. Английский язык в детском саду

В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

К Зурабова. Законы волшебства

В КРУГУ СЕМЬИ

М. Зацепина, Н. Урядницкая. Праздники для детей раннего возраста в семье

Мамина школа

Л. Павлова. Второй год жизни: начало речевого общения

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

А. Абсалямова. Региональный компонент высшего профессионального образования в Республике Башкортостан
Т. Усолъцева. Знать, уметь, владеть

ЛИТЕРАТУРА - ДЕТЯМ

Программа воспитания и обучения в детском саду.
Литературная страница
Петр Синявский. Загадки из нашего леса

Ключевые фразы: патриотическое воспитание, народная сказка, мелкая моторика, тяжелое нарушение речи, детские праздники

Упражнения для развития мелкой моторики — одно из средств физических упражнений, которые должны входить в систему непрерывного образования и оздоровления детей предшкольного возраста.
На формирование моторики ребенка оказывают влияние как созревание соответствующих функциональных структур (коры головного мозга, развитие способности к произвольным движениям, развитие соответствующих мышц и т.п.), так и фактор научения. То есть совершенствование моторного развития детей обусловлено взаимодействием двух факторов — врожденными способностями ребенка к движению, которые изменяются по мере его роста и развития («моторное созревание»), и влиянием на это развитие различных форм двигательной деятельности. Так, уровень развития мелкой моторики у детей достигает высокой степени развития при непосредственном целенаправленном стимулировании двигательных действий. Формирование движений происходит при участии речи, слуха и зрения. И наоборот: специальные упражнения способствуют развитию речи, слуха, укреплению зрения. Упражнения, для выполнения которых требуются мелкие моторные движения, способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Уровень моторной зрелости ребенка-первоклассника находится в тесной связи с его успеваемостью.

Палочки для пальчиков девочек и мальчиков

Маленькие палочки — материал для развития мелкой моторики.
С целью развития мелкой моторики у детей предшкольного возраста можно использовать упражнения по выкладыванию различных изображений из маленьких палочек размером примерно со спичку. Количество палочек у каждого ребенка должно равняться количеству палочек в двух-трех спичечных коробках.
Палочки должны быть безопасны для детей. Так, у спичек должны быть удалены серные головки. У зубочисток — срезаны острые края.
Наиболее удобным вариантом являются палочки для коктейля, которые можно резать на части.
Составлять узоры и выкладывать предметные изображения лучше всего на небольших специальных дощечках, которые можно переносить с места на место. При работе с палочками от коктейля, чтобы они не сдвигались, нужно обить дощечку ворсистой тканью (или просто расстелить ее на дощечке).
По мере того, как дети совершенствуются в движениях, размер палочек можно уменьшать.

Спонсор статьи - веб-студия «Мой мастер». Посетив сайт веб-студии, расположенный по адресу http://my-master.net.ua/, Вы получите подробную информацию об услугах «Моего мастера», оформите заявку и прочитаете отзывы клиентов веб-студии. «Мой мастер» занимается созданием сайтов в Киеве и их раскруткой. «Мой мастер» - это команда профессионалов, готовая взяться за работу любой степени сложности и делающая все для того, чтобы клиент остался доволен результатом.

Последовательность усложнения заданий

Сначала детям с помощью палочек предлагают выложить рисунок по узору, который педагог рисует мелом на классной доске. Первые задания должны быть очень простыми. Это выкладывание простых горизонтальных и вертикальных линий. Каждая линия строится из нескольких палочек (рис. 1). При этом необходимо требовать от детей выполнять задание точно и аккуратно. Затем задание несколько усложняется (рис. 2, 3). Если дети справляются с ним, можно предложить им самостоятельно придумать узор из горизонтальных и вертикальных линий.

Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3

Нужно научить детей выкладывать фигурки быстро и легко. При этом можно варьировать способы передвижения палочек. Например, сначала выложить узор, ухватывая палочки большим и указательным пальцами, а потом большим и безымянным, большим и мизинцем; за середину и за концы.

Затем задание усложняется: теперь дети не видят, как педагог рисует узор, а выкладывают рисунок по уже готовому образцу. Следующая степень сложности — предъявить детям образец только на короткое время, а затем убрать.

Можно усложнить задание, предлагая детям построить по образцу симметричное изображение двумя руками, одновременно выкладывая детали справа и слева (рис. 4).

Рис. 4

самостоятельно построить рисунок левой рукой, имея перед глазами образец, развернутый в правую сторону;

выкладывать рисунок то одной, то другой рукой в зеркальном отражении (рис. 4а);

выкладывая фигуры, брать спичку большим пальцем и мизинцем, большим и безымянным пальцами;

выполнять задание сначала одной (привычной) рукой, а затем другой рукой;

выполнять задание двумя руками одновременно.

Рис. 4а

Детям предлагается выложить флажки и стулья, которые зеркально повернуты друг к другу (рис. 5). Нужно выложить эти рисунки одновременно двумя руками.

Рис. 5
Рис. 6

Как только задание будет выполнено, детям предлагается превратить флажки в стулья, убрав одну палочку и изменив положение еще одной палочки.
На рис. 6 представлен более сложный рисунок. Задание выполняется разными пальцами.

Примеры заданий на превращение фигур

1. Как, сдвигая палочки, превратить одну фигуру в другую?

Страница 1 из 4

В нашем ДОУ (заведующая М.В. Ромахова) накоплен интересный опыт работы с детьми 3-7 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики, которым хотелось бы поде­литься со своими коллегами. Второй год у нас идет эксперимент.

Как возникла мысль о необходимости изменений в образовательном процес­се? После анализа результатов социо­психологического мониторинга детей 6-7 лет. Результаты показали расхожде­ние между достаточно высоким интел­лектуальным уровнем наших воспитан­ников и низким уровнем развития у них мелкой моторики. В чем причина? Размышляя на эту тему, пришли к выводу: в образовательном процессе этому уделя­лось недостаточное внимание. Тогда и возникла идея создания творческой группы, которая объединяла бы воспи­тателей, заинтересованных в решении проблемы, увле­ченных идеей эксперимен­та. Решили, что целесооб­разно разделить все группы ДОУ на экспериментальные, включающие разные возра­стные группы, и контроль­ные – для сравнения резуль­татов работы.

Нам предстояло решить следующие задачи.

1. Разработать содержа­ние работы творческой группы.

2. Составить планы рабо­ты по месяцам на весь учеб­ный год.

3. Составить диагности­ческий пакет для определе­ния уровня развития мел­кой моторики.

4. Обогатить предметно-развиваю­щую среду.

Чтобы определить содержание рабо­ты, мы проанализировали рекоменда­ции программы «Детство» по данной проблеме. Пришли к выводу: развитие мелкой моторики и сенсорной культу­ры не является в программе приоритет­ным, оно представлено кратко и в са­мых общих чертах. Пришлось читать педагогическую и психологическую ли­тературу, самостоятельно разрабаты­вать задания, основным принципом ко­торых является многофункциональ­ность, т.е. направленность на решение одновременно нескольких задач. Так, в первой младшей группе задание на раз­витие соотносящих действий, коорди­нации движений сочетается с упражне­ниями на различение основных цветов, умение подбирать по образцу, на нани­зывание колечек от фломастеров на ле­ску (чередование колец по цвету).

Сравнительный анализ содержания работы по проблеме в программе «Дет­ство» и в творческой группе выглядит так.

Источники: http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/225-zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-2005-n1-skachat, http://dob.1september.ru/articles/2009/22/04, http://doshkolniki.org/doshkolnaya-psixologiya/134-razvivaem-sensoriku-i-melkuyu-motoriku-doshkolnoe-vospitanie-2005.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Чистотел при дерматите у детей

Чистотел от дерматита Использовать чистотел против дерматита народные целители далее...

Можно определить пол ребенка крови

Рассчитать пол ребенка Еще с древности существует множество далее...

Капли левомецетиновые для глаз детям

Левомицетин Глазные капли Левомицетин Состав и форма выпуска Капли глазные 0.25% далее...

Популярные статьи