Главная » Дети школьного возраста



Чтение умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста

Функция словообразования менее сформирована, чем словоизменение. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза и.

Формирование связной речи у данной категории детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети долго задерживаются на вопросно-ответной и ситуативной речи.

В процессе порождения связных высказываний они нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи в виде вопросов или подсказок. Особенно трудной для детей является контекстная форма речи. Недостаточно сформирована диалогическая речь из-за слабой ориентированности на собеседника.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.

Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.

В дефектологической литературе имеются сведения о том, что умственно отсталые учащиеся сложные предложения начинают употреблять в письменной речи раньше, чем в устной.

Особенности нарушений письменной речи.

Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью протекает замедленно и характеризуется качественным своеобразием (М.Ф.Гнездилов, В.Г.Петрова, Р.И.Лалаева).

Большую трудность представляет для умственно отсталых школьников поэтапное овладение процессом чтения: усвоение букв, слияния звуков в слоги, слогов в слова, чтение слов, предложений и текста.

Нередко у детей с нарушением интеллекта имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мелких мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Многие школьники пишут с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.

По данным Р.И.Лалаевой, у 65-70% умственно отсталых первоклассников обнаруживается дислексия. Для нарушений чтения этих детей типичны следующие проявления:

  1. неусвоение букв;
  2. побуквенное чтение;
  3. искажение звуковой и слоговой структуры слова;
  4. нарушения понимания прочитанного;
  5. аграмматизмы в процессе чтения.

У детей выявляется обычно сочетание различных форм дислексии. Симптоматика нарушений процесса письма характеризуется большим количеством ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В.Воронкова, Е.М.Гопиченко, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаева).

Дисграфия сопровождается у таких детей распространенными орфографическими ошибками, проявляется в комплексе, в сочетании различных форм.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

По мере перехода из класса в класс их письменная речь постепенно совершенствуется.

Исходя из всего вышесказанного, встает вопрос о коррекции недостатков развития речи умственно отсталых детей. Об этом мы поговорим в следующей главе.

Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью

3.1. Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта

Реализация прав ребенка, согласно конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, на создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей, путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием.

Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи.

К качественным показателям результативности комплексной (медико-психолого-педагогической) реабилитации относятся:

  • устранение психологических и других функциональных расстройств;
  • коррекция моторики, речи;
  • восстановление (приобретение) коммуникативных способностей;
  • активизация деятельности;
  • интеграция в общество.

Перед непосредственной работой с ребенком представители медико-педагогической комиссии (как мы упоминали ранее, сюда входит и логопед, который исследует уровень развития речи) тщательно изучают касающуюся его документацию медицинскую карту, харак

Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Емельянова И. А.

В статье рассматриваются вопросы изучения форм общения младших школьников с нарушением интеллекта со взрослыми. Определены критерии оценки экспериментальных данных. Представлено описание процедуры проведения экспериментального исследования и его результатов.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , Емельянова И. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Емельянова И. А. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.07).

Емельянова И. А. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.07).

Емельянова И. А. (2008). Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 07.07).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Емельянова И. А. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №4-1 С.77-82.

Емельянова И. А. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2008).

Емельянова И. А. (2008). Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
Педагогика, Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы. Работа Курсовая. цвет, на березах появились сережки и т.д. Учитель предлагает школьникам остановиться и послушать шелест листьев. а затем объяснить, есть ли что общее.
. в первую очередь, коррекции нарушенного развития умственноотсталых детей, воспитывают интерес школьников. развивают эстетические чувства и формируют.

Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
Педагогика, Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта, Диплом. что дети не успевали устать от одного вида деятельности, причем, во время рассказа учителя дети одновременно манипулировали с предметами, подражая.
. года, ведется календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводится работа в живом уголке.

Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция [нестрогое соответствие ]
Педагогика, Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция, Диплом Анализ содержания ответов учащихся (см. приложение) показывает, что в любимый предмет урок природоведение почти никто не отнес, любимая работа на.
. труд, |Природоведение, чтение, | |физкультура, ИЗО, математика |математика | |3. Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего | |нравится.

Формирование временных представлений младших школьников[нестрогое соответствие ]
Педагогика, Формирование временных представлений младших школьников. Диплом. деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни. ' 1.2.Особенности усвоения.
В общей сложности было проведено 20 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть.

Обучение умственно -отсталых детей [нестрогое соответствие ]
Психология, Обучение умственно -отсталых детей, Курсовая. Вспомогательная школа ставит перед учителем -дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам.
. материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их собственные высказывания с анализом наблюдении или своего опыта, то такое обучение будет.

Формирование экологических понятий на уроках русского языка [нестрогое соответствие ]
Педагогика, Формирование экологических понятий на уроках русского языка. Работа Курсовая. воспитательного комплекса Начальная школа - детский сад и Потапова С.А. - учитель начальных классов школы №2 ведут факультативный курс Экология для.
. И.П. Подосенова, Л.В. Соколова считают, что необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или.

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики [нестрогое соответствие ]
Педагогика, Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики, Диплом. было много: неудовлетворительная подготовка учителей. особенно начальной школы, консерватизм учителей. перегруженность программ, тяжёлое материальное.
. и творческие работы учащихся на отдельных этапах учебного процесса на уроках русского языка В практике обучения русскому языку сложились вполне.

Эколого-эстетическое воспитание школьников[нестрогое соответствие ]
Экология, Эколого-эстетическое воспитание школьников. Диплом. котором все закономерно сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой. так и к не живой природе), возможно только при постоянном.
. и т.п. Уделяется место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их участию в общественно-полезном и производительном труде, в.

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью) [нестрогое соответствие ]
Психология, Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью). Работа. степень выявляемости больных, разные критерии диагностики умственной отсталости, а также особенности культуры того или иного общества и вытекающие из.
Виной тому перечисленные ранее свойства нервных процессов умственноотсталыхшкольников .

Шпаргалка по методике естествознания [нестрогое соответствие ]
Педагогика, Шпаргалка по методике естествознания, Шпора. является группа практических методов Не могут эти уроки проводиться и без применения словесных методов, из которых применяются беседа и объяснение.
. работа с |. | |книгой. | | | | |Форм|Урок. |Урок. |Экскурсия. |Урок. |Полевые | |ы |экскурсия. |экскурсия. |урок. |дополнитель|практикумы, | |обуч.

Источники: http://www.studsell.com/view/107013/120000, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-mladshih-shkolnikov, http://www.ref.by/refs/alike/31693.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Диагностика внимания у детей с зпр

Нарушение внимания у детей с задержкой далее...

Можно ли аспирин детям 5 лет

Ребенку з лет далее...

Сепсис симптомы у детей

Сепсис у детей: причины, признаки, лечение Сепсис у детей далее...

Популярные статьи