Главная » Дети школьного возраста



Диагностика агрессивности детей младшего школьного возраста

Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста

Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром.

Диагностика было проведена на учащихся группы продленного дня начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова. С целью выявления детей, наиболее склонных к проявлению агрессивности были проведены методики на всех учащихся группы продленного дня, (общее число детей ГПД- 45 человек) из числа которых позднее была сформирована малая группа, состоящая из 9 человек.

Свою диагностическую деятельность мы решили вести в 2 направлениях: основное исследование, которое позволило выявить из общего числа детей, основную группу для реализации программы, и составить статистическую картину особенностей взаимодействия агрессивного ребенка с окружающими его людьми; дополнительное (подтверждающее) исследование, которое позволило удостовериться в правильности собранной группы для работы.

В нашей исследовательской работе мы считаем целесообразным, использовать следующие методики:

Для основного исследования:

· Методика «Несуществующее животное»

Используется для изучения личности детей младшего школьного возраста и их отношений с окружающими. На основании этой методики была сформирована группа детей, имеющих наиболее яркие тенденции к проявлению агрессивного поведения. Весь остальной спектр методик далее проводился на 9 детях из малой тренинговой группы.

· Опросник Басса – Дарки. Авторы методики считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на 2 типа: мотивационную агрессию, как самоценность, а так же инструментальная, как средство достижения цели. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

a. Физическая агрессия- использование физической силы против другого лица;

b. Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другого человека или ни на кого не направленная;

c. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

d. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных обычаев и законов;

e. Обида - зависть, ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия;

f. Подозрительность – чувства и эмоциональные «всплески» в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к окружающим до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

g. Вербальная агрессия – выражения негативных чувств в форме словесных конструкций, имеющих негативно окрашенную направленность;

h. Чувство вины - может выражаться в убеждениях ребенка, что он плохой человек, что поступает зло, а так же часто ощущает угрызения совести.

Данная методика было использована для диагностики группы детей, склонных к проявлению агрессивности, с целью определения ее доминантных видов. Для контроля эффективности проведения коррекционно-развивающей программы эта методика была проведена дважды, как первичная и вторичная (финальная).

· Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» По данным, полученным с помощью данной диагностики, можно судить о характере и степени личностной агрессивности испытуемого, а так же об их конфликтности. Данная методика проводилась на тренинговой группе с целью подтверждения ранее полученных данных и уточнения направленности (негативная, позитивная) агрессивности.


Актуально о образовании:

Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес.

Работа с учениками
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж.

Российское образование в Александровскую эпоху
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система бы.

Категории

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Агрессия в младшем школьном возрасте

Предисловие к книге А.Г. Долговой Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция.

В книге описаны различные направления и формы работы психолога с агрессивными детьми, их родителями и педагогами, подробно описана организация и содержание индивидуальной и групповой работы, первичной, динамической и итоговой диагностики, а также представлена программа социально-психологического тренинга по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Программа включает в себя разнообразные упражнения и игры, направленные на обучения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей.

Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, студентам психологических факультетов.

С некоторыми главами из книги можно ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылкам в оглавлении .

Предисловие
Часть I. Практическая работа психолога по сопровождению агрессивного ребенка
Глава 1. Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте - можно почитать
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения
Глава 2. Учет возрастных особенностей в психологическом сопровождении агрессивного ребенка младшего школьного возраста
Учет возрастных особенностей детей при диагностике агрессивности
Учет возрастных особенностей детей при коррекции агрессивности
Глава 3. Организация индивидуальной работы с агрессивным ребенком
Глава 4. Организация групповой тренинговой работы с агрессивными детьми
Преимущества групповой работы
Стадии развития группы
Глава 5. Роль педагога в реализации программы коррекции поведения агрессивного ребенка
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога
Алгоритм взаимодействия педагога и психолога в сопровождении агрессивного ребенка
Рекомендации психологам по консультированию педагогов
Глава 6. Организация взаимодействия психолога с родителями агрессивного ребенка
Цели, задачи и формы взаимодействия психолога и родителей
Алгоритм работы психолога с родителями
Рекомендации психологам по консультированию родителей
Часть II. Тренинговая программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Глава 7. Цели и задачи программы
Глава 8. Алгоритм работы по программе
Диагностический этап
Подготовительный этап
Коррекционный этап
Аналитический этап
Глава 9. Несколько слов о групповой динамике
Правила и ритуалы в групповой работе
Проблемные ситуации, которые могут возникнуть при проведении тренинга - можно почитать
Глава 10. Сценарии занятий по программе

Приложения:
Приложение 1. Технология проведения структурированного наблюдения
Приложение 2. Критерии наблюдения за поведением ребенка
Приложение 3. Критерии агрессивности ребенка
Приложение 4. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе
Приложение 5. Исследование уровня насилия в школе
Приложение 6. Методика Как ты поступишь (на основе метода Незаконченных предложений )
Приложение 7. Шкала агрессивности
Приложение 8. Шкала реактивной и проактивной агрессии
Приложение 9. Шкала прямой и косвенной агрессии
Приложение 10. Анкеты для родителей
Приложение 11. Тест для родителей Агрессивен ли ваш ребенок ?
Приложение 12. Проективные методики
Приложение 13. Поведенческие проявления внутреннего состояния ребенка
Приложение 14. Карты сопровождения ребенка на занятиях
Приложение 15. Упражнения к разделу Трудности в работе группы - можно почитать Приложение 16. Типы агрессии у детей и способы построения отношений
Приложение 17. Как себя вести в случае агрессивного поведения ребенка, как предотвратить нежелательное поведение
Приложение 18. Как себя вести в случае истерического поведения ребенка
Приложение 19. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях
Приложение 20. Упражнение на принятие правил
Приложение 21. Рассказы для проведения бесед на занятиях
Приложение 22. Образцы ситуаций для ролевого проигрывания на занятиях
Приложение 23. Релаксационные упражнения
Приложение 24. Дополнительные игры и упражнения.

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Методы диагностики агрессивного поведения младших школьников

Проективные методики: Методика «Тест руки»

Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Опросники: Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются ненаправленность и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8. Чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Методика: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса

Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Испытуемым предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь». После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам:

· общая тревожность в школе

· переживание социального стресса

· фрустрация потребности в достижении успеха

· страх ситуации проверки знаний

· страх несоответствовать ожиданиям окружающих

· низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Источники: http://www.centraleducation.ru/centrops-243-1.html, http://www.eti-deti.ru/raznie-knigi/420.html, http://www.edutower.ru/towems-328-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Лечение острого лейкоза у детей

Лейкоз у детей Лейкозы - совокупное наименование злокачественных опухолей. далее...

Половые особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности половой идентификации у детей дошкольного далее...

Что давать 1 6 ребенку при запоре

Что дать ребенку от запора: борьба далее...

Популярные статьи