Главная » Дети школьного возраста



Доклад на тему младший школьный возраст

Презентация на тему: Младший школьный возраст

В учителе воплощены требования общества;В школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценкиСистема четко определенных отношений, основанная на принятых правилах

Ведущая деятельность Учебная деятельностьЭто деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечествомПредмет учебной деятельности – процесс собственного изменения (оценка собственных изменений, рефлексия на самого себя)

Структура учебной деятельности Мотивация Учебная задача – то, что ученик должен освоитьУчебное действие – то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучаетДействие контроля – указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцуДействие оценки – определение того, достиг ли ученик результата

Мотивация учебной деятельности Мотив и содержание деятельности в первом классе не соответствуют друг другу (не связан с содержанием учебной деятельностиНачинает терять свою силуНеобходимо формировать познавательную мотивациюособенности нового школьного режимаХарактер взаимоотношений, которые складываются у ученика с учителем и одноклассниками

Действие оценки Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают.Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельностиОценка является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку ученикаЗначение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основного мотива познавательной деятельностиОтметка – определенная форма оценки

Функции оценки Ориентирующая оценка ориентирует ученика в его умственной работе, содействует осознанию процесса этой работы пониманию собственных знанийСтимулирующая оценка стимулирует, воздействуя на аффективно-волевую сферу ученика посредством переживания им успеха или неуспеха, способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений

Под действием оценки происходит: Ускорение или замедление темпов умственной работы, Качественные сдвиги в изменении приемов работыПреобразование интеллектуальных механизмов

3 круга влияния педагогической оценки (Б.Г. Ананьев) Сам ученик, изменения его интеллектуальных и личностных сфер, его самооценки и самосознанияКласс, изменения отношений, существующих между учеником и классомВзаимоотношения ученика с родителями

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Она должна быть сформирована.На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученикаСотрудничество со сверстникамиРазвитая форма учебной деятельности, при которой субъект ставит перед собой задачи собственного измененияЗадача начальной школы заключается в построении учебной деятельность

Совместная деятельность учителя и ученика Сначала все находится в руках учителя и учитель «действует руками ученика»Деятельность первоначально разделенная выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активностиЗатем становится формой существования новой психической функцииПроцесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньевУчитель передает весь операциональный состав действия, но остается держателем мыслей и целейУчебные действия не интериоризируются учениками полностью

Сотрудничество со сверстниками

Г.А. ЦукерманСотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми и является необходимым условием психического развития ребенкаПри кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.Ж.ПиажеКритичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого развиваются только при общении детей между собой

Развитие познавательной сферы Память приобретает ярко выраженный произвольный характерНачинает осознаваться мнемическая задачаИнтенсивное формирование приемов запоминанияВосприятие- происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачеВниманиеФормируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах

Наибольшие изменения происходят в области мышления.Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характерактивно развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)Ребенок должен овладеть системой научных понятий

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность

Новообразования младшего школьного возраста Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятийОсознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности

Схема развития структуры поведения Мотив (аффектив-ное восприятие предмета) РаннийвозрастдействиеОценка результата действия взрослымЭмоциональная реакция на оценку

Схема развития структуры поведения Дошкольный возраст Мотив (непосредственное желание) Эмоцио-нальный образ действия Результат действий и его внешняя оценка Эмоциональное предвосхищение

Схема развития структуры поведения Младший школьный возраст Мотив действия Непосредственный результат действий и отдаленные последствия Рациональная и эмоциональная оценка

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте;

Семинар 3. Психология младшего школьника

Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника.

Ключевые понятия: готовность к школе,учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника,произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль.

1. Показатели готовности к школе.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

4. Особенности познавательных процессов.

Семинар 4. Психология младшего школьника

1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.

2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками.

3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов :

1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.

§ Божович Л.И. Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков – М. Педагогика, 1972

§ Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе? – М. Просвещение, 1994

§ Венгер А.Л. Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М. Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.

Вопросы и задания:

1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.

2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?

3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?

4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?

5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?

6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?

7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?

8. Закончите предложение:

§ В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

§ Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

§ Новообразованием младшего школьного возраста является….

§ Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

§ Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

§ Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются

§ Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

§ Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

§ Восприятие младших школьников характеризуется …

§ Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.

§ По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии

§ Характерная черта развития воли - это …

§ Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:

§ Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

§ Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

9. Установите аналогию:

Дошкольный возраст – анализирующее восприятие

Младший школьный возраст - …

10. Верно – не верно:

А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.

Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.

11. Исключите лишнее:

12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски. учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……

13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

§ На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

§ Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

§ Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

§ В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

§ Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…

§ Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

§ На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

§ Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

§ При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

§ Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М. Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. Академия, 2002 - 456 с.

Источники: http://ppt4web.ru/medicina/mladshijj-shkolnyjj-vozrast0.html, http://studopedia.su/11_76831_tema--psihologicheskoe-razvitie-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Вирусная аллергия у детей фото

Вирусная экзантема у детей Вирусная экзантема у детей далее...

Можно ли кушать перед сдачей крови ребенку

Что делать перед сдачей анализа крови? Анализ крови далее...

Когда можно мыть голову после ветрянки детям

Когда можно купать ребенка после ветрянки? Вопрос: / 05-03-2013 22:39 далее...

Популярные статьи