Главная » Дети школьного возраста



Доклад на тему младший школьный возраст

Презентация на тему: Младший школьный возраст

В учителе воплощены требования общества;В школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценкиСистема четко определенных отношений, основанная на принятых правилах

Ведущая деятельность Учебная деятельностьЭто деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечествомПредмет учебной деятельности – процесс собственного изменения (оценка собственных изменений, рефлексия на самого себя)

Структура учебной деятельности Мотивация Учебная задача – то, что ученик должен освоитьУчебное действие – то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучаетДействие контроля – указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцуДействие оценки – определение того, достиг ли ученик результата

Мотивация учебной деятельности Мотив и содержание деятельности в первом классе не соответствуют друг другу (не связан с содержанием учебной деятельностиНачинает терять свою силуНеобходимо формировать познавательную мотивациюособенности нового школьного режимаХарактер взаимоотношений, которые складываются у ученика с учителем и одноклассниками

Действие оценки Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают.Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельностиОценка является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку ученикаЗначение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основного мотива познавательной деятельностиОтметка – определенная форма оценки

Функции оценки Ориентирующая оценка ориентирует ученика в его умственной работе, содействует осознанию процесса этой работы пониманию собственных знанийСтимулирующая оценка стимулирует, воздействуя на аффективно-волевую сферу ученика посредством переживания им успеха или неуспеха, способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений

Под действием оценки происходит: Ускорение или замедление темпов умственной работы, Качественные сдвиги в изменении приемов работыПреобразование интеллектуальных механизмов

3 круга влияния педагогической оценки (Б.Г. Ананьев) Сам ученик, изменения его интеллектуальных и личностных сфер, его самооценки и самосознанияКласс, изменения отношений, существующих между учеником и классомВзаимоотношения ученика с родителями

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Она должна быть сформирована.На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученикаСотрудничество со сверстникамиРазвитая форма учебной деятельности, при которой субъект ставит перед собой задачи собственного измененияЗадача начальной школы заключается в построении учебной деятельность

Совместная деятельность учителя и ученика Сначала все находится в руках учителя и учитель «действует руками ученика»Деятельность первоначально разделенная выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активностиЗатем становится формой существования новой психической функцииПроцесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньевУчитель передает весь операциональный состав действия, но остается держателем мыслей и целейУчебные действия не интериоризируются учениками полностью

Сотрудничество со сверстниками

Г.А. ЦукерманСотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми и является необходимым условием психического развития ребенкаПри кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.Ж.ПиажеКритичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого развиваются только при общении детей между собой

Развитие познавательной сферы Память приобретает ярко выраженный произвольный характерНачинает осознаваться мнемическая задачаИнтенсивное формирование приемов запоминанияВосприятие- происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачеВниманиеФормируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах

Наибольшие изменения происходят в области мышления.Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характерактивно развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)Ребенок должен овладеть системой научных понятий

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность

Новообразования младшего школьного возраста Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятийОсознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности

Схема развития структуры поведения Мотив (аффектив-ное восприятие предмета) РаннийвозрастдействиеОценка результата действия взрослымЭмоциональная реакция на оценку

Схема развития структуры поведения Дошкольный возраст Мотив (непосредственное желание) Эмоцио-нальный образ действия Результат действий и его внешняя оценка Эмоциональное предвосхищение

Схема развития структуры поведения Младший школьный возраст Мотив действия Непосредственный результат действий и отдаленные последствия Рациональная и эмоциональная оценка

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте;

Семинар 3. Психология младшего школьника

Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника.

Ключевые понятия: готовность к школе,учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника,произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль.

1. Показатели готовности к школе.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

4. Особенности познавательных процессов.

Семинар 4. Психология младшего школьника

1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.

2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками.

3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов :

1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.

§ Божович Л.И. Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков – М. Педагогика, 1972

§ Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе? – М. Просвещение, 1994

§ Венгер А.Л. Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М. Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.

Вопросы и задания:

1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.

2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?

3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?

4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?

5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?

6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?

7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?

8. Закончите предложение:

§ В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

§ Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

§ Новообразованием младшего школьного возраста является….

§ Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

§ Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

§ Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются

§ Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

§ Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

§ Восприятие младших школьников характеризуется …

§ Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.

§ По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии

§ Характерная черта развития воли - это …

§ Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:

§ Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

§ Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

9. Установите аналогию:

Дошкольный возраст – анализирующее восприятие

Младший школьный возраст - …

10. Верно – не верно:

А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.

Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.

11. Исключите лишнее:

12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски. учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……

13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

§ На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

§ Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

§ Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

§ В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

§ Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…

§ Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

§ На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

§ Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

§ При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

§ Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М. Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. Академия, 2002 - 456 с.

Источники: http://ppt4web.ru/medicina/mladshijj-shkolnyjj-vozrast0.html, http://studopedia.su/11_76831_tema--psihologicheskoe-razvitie-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Детям делают узи органов

УЗИ органов брюшной полости у детей Краткое содержание статьи: Проведение далее...

Игры для детей 3 лет

Развивающие игры для далее...

Применение антигистаминных препаратов детей

Применение антигистаминных препаратов при пищевой аллергии у детей далее...

Популярные статьи