Главная » Дети школьного возраста



Методики для младшего школьного возраста

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста (окончание)

Выход-из этой ситуации видится в том, чтобы, конструируя и используя в практике личностные тесты для взрослых людей и детей, опираться на знания возрастной психологии и на психологическую теорию возрастного личностного развития человека, которые могут дать исходную полезную информацию для правильного конструирования тестов и обеспечения их изначальной валидности.

Непосредственно сравнивать между собой показатели личностного развития детей и взрослых людей гораздо труднее, чем данные, касающиеся их интеллектуального развития, так как за отмеченными личностными различиями могут лежать серьезные отличия личности взрослого человека от личности ребенка. Качественный сопоставительный анализ в данном случае предпочтительнее, чем количественный.

Однако зачастую невозможно обойтись и без количественного сравнения. В этом случае необходимо убедиться в содержательной идентичности сопоставляемых между собой качеств личности и, кроме того, получить и пользоваться упомянутым выше переводным коэффициентом. Все, что только что было сказано о диагностике личности, относится и к психодиагностике межличностных отношений.

В заключение параграфа остановимся на общей характеристике стандартизированного комплекса психодиагностических методик, предназначенных для детей младшего школьного возраста, который подробно описан в следующих двух разделах этой главы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.

На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

1. Общая ориентация детей в окружающем мире.

2. Отношение ребенка к обучению в школе.

7. Художественно-изобразительные способности.

8. Трудовые умения и навыки.

9. Мотивация достижения успехов.

10. Личностные качества.

11. Межличностные отношения.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно будет точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.

В данный комплекс включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

Оценки, полученные по всем методикам, переведены в единую, стандартизированную систему оценок, и так же, как это было в отношении детей-дошкольников, записываются в Карту индивидуального психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

В комплекс входят три типа методик: те, которые обычно используются только при поступлении детей в школу (например, методика выяснения общей ориентировки детей 6-7-летнего возраста и запаса бытовых знаний); те, которые применяются как для диагностики готовности к обучению в школе, так и для оценки уровня психологического развития; те, которые используются только при оценивании уровня психологического развития детей.

Есть три основные сферы, в которых психологически развиваются дети, — познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Все они должны оцениваться, если ставится задача определить уровень психологического развития ребенка, для всех имеются специальные методики.

Психодиагностической оценке в рамках этого комплекса методик подлежат процессы внимания, воображения, памяти, мышления и речи ребенка, а также его мотивация учения, достижения успехов и некоторые базисные личностные черты, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.

Поскольку в психологии при оценивании каждого познавательного процесса можно получить много различных показателей, то при создании данного комплекса методик, как и предыдущего, стояла задача отбора минимума. Были отобраны, во-первых, те, от которых зависит обучение и воспитание детей; во-вторых, те, которые сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, т. е. служить показателями уровня психологического развития ребенка. Это касается, например, оценки внимания, памяти, мышления, воображения, речи, мотивации достижения успехов.

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время, затрачиваемое на целостное, разностороннее обследование каждого ребенка, составляет в сумме от 3 до б часов в зависимости от состава избранных методик и скорости работы над ними детей.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

1. Выясняется, как развивается данный ребенок.

2. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.

3. Выясняются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания.

4. Предложение ребенку, учителям и родителям научно обоснованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей профессии.

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей с помощью описываемого комплекса методик, состоит в том, чтобы там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо cor блюдать, говорится в комментариях к каждой методике. Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования детей.

Прежде чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:

1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.

2. Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.

3. Подготовить необходимые для проведения методики материалы.

4. Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты.

Методики диагностики младших школьников будут полезны педагогам, детским психологам, дефектологам, а также студентам, овладевающим данными специальностями. Все методики включают стимульный материал, описание качественной и количественной обработки данных.

Методики диагностики детей дошкольного возраста будут полезны воспитателям детских садов, социальным педагогам, детским психологам и, несомненно, родителям.

Проблемы подростков волнуют не только родителей, но и учителей, специалистов по социальной работе, школьных психологов.

Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства. На сайте собрана масса методик по диагностике персонала или отдельных сотрудников.

Каждая работа - уникальна. Обращайтесь.

Обо мне

Добро пожаловать на мой сайт! Меня зовут Юлия Романова, я оказываю помощь студентам, профессионалам и любителям в расчетах по различным видам диагностических методик. 12-летний опыт работы, новейшая литература, искренняя любовь к делу, которым я занимаюсь, - все это позволяет эффективно сотрудничать с заказчиками!

Телефон: +375 29 726 24 68

О сайте

Популярное

Полезное

Младшие школьники

Методики диагностики младших школьников

Опубликовано: 12.10 13:02 | Просмотров: 12933

Источник: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с. (с. 97).

Цель методики: оценивание элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующими между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Опубликовано: 12.10 11:27 | Просмотров: 11120

Назначение: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Возраст: предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Инструкция к тесту

«Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Опубликовано: 12.10 11:01 | Просмотров: 6820

Назначение: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Возраст: младший школьный.

Для диагностики внимания младших школьников используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Главная Младший школьный возраст Методики для развития детей младшего школьного возраста

Методики для развития детей младшего школьного возраста

Основой успеха ученика младшей школы во время обучения является психологическая готовность к процессу освоения учебных программ. Умение читать по слогам или писать, физическое развитие – недостаточный критерий зрелости для детей уровня младшей школы. Нужно, чтобы ребенок мог обучаться, находясь в школьной среде, был готов к восприятию новой информации, были сформированы практические умения и навыки.

Психологи при помощи специальных методик изучают степень готовности школьника, оценивают тип личности, умение социализироваться. Для того чтобы дети шли вперед в своем развитии, они дают оценку тому, какой памятью пользуются, оценивают мышление, внимание,потребности. Психологи исследуют поведение малыша, изучают лежащие в основе поведения мотивы поступков.

Что оценивают в младших классах?

Изучение уровня психологического развития детей проводят методом комплексной диагностики. Методики подбирают таким образом, чтобы они, кроме познавательных процессов, выявляли склонности и задатки, способности, ориентацию в мире, мотивацию. Некоторые исследования, например, известный тест «неоконченные предложения» можно составить таким образом, что это позволит выявить эмоции и страхи, связанные с учебой, мотивацию и социальную позицию. Ребенку предлагается закончить начатое предложение. При этом работа психолога и ученика младшей школы проводится индивидуально при высоком уровне доверия к старшему.

Прежде чем приступать к диагностике психологического уровня развития детей младшей школы, нужно удостовериться, что тестирование соответствует их уровню, то есть не является излишне простым или интеллектуально недоступным. Поскольку при зачислении в школу зрелость личности детей младшей школы может существенно отличаться. Один малыш может быть активно социализирован, посещал детский сад, обладает практическими навыками, советующими возрасту. У другого картина будет иная, если он не посещал детский сад, мало общался со сверстниками, воспитывался дома.

Набор методик для диагностики зависит от цели исследования. Исходные проблемы можно классифицировать как:

Критические проблемы это назревшие, имеющиеся сейчас у ученика младшей школы, например, плохая успеваемость, отсутствие реакции на замечания и плохое поведение, проблемы в общении. Это то, с чем обычно обращаются родители или педагоги за консультацией. Профилактическая диагностика проводится с целью выявления общего уровня готовности к школе, а также при необходимости введения корректировок в учебно-воспитательный процесс. Психолог оценивает текущий уровень развития детей, а также, в чем они продвинулись вперед, а что следует подтянуть. Тем самым дети получают шанс развить свои задатки, раскрыть способности. Кроме того, профилактическое тестирование показывает эффективность организованного процесса обучения в младшей школе.

В любом из перечисленных случае работа с ребенком проводится индивидуально. Основой диагностики становятся методики на оценку:

  • Познавательных процессов: памяти мышления, внимания;
  • Свойств личности: уровень самооценки, тип темперамента.

Диагностика познавательных процессов

Для того чтобы успешно осваивать программу ученику младшей школы нужна слуховая, тактильная и зрительная кратковременная память. Благодаря ей, произойдет накопление информации (знаний) в долговременной памяти. Для оценки используется методика «Определение типа памяти». Цель исследования – выявить, какая у ученика преобладает память: слуховая, зрительная, кинестетическая или комбинированная.

Также могут быть задания, связанные со вставкой пропущенных слов в известное стихотворение или разгадка ребуса на тему, которую проходили некоторое время назад. Причем вопросы для методики можно взять из разных предметов. Кроме этого, для оценки объема кратковременной памяти используется метод «Запомни рисунки». Дети должны запомнить картинки и показать их на другом листе.

Важно, для младших школьников не включать в один тест больше 5 заданий!

Для исследования внимания используется много методик, одна из них – это «Расставь точки». Ребенок расставляет точки в нужные клетки после непродолжительной экспозиции примера.

Оценивая уровень мышления, детям предлагают следующие методики на выбор: «Исключи лишнего», «Простые аналогии», «Кому чего недостает» и так далее. Во всех перечисленных методиках есть задания на установление логической взаимосвязи между предметами.

Насколько развито у ребенка воображение может помочь понять проективная методика «Вербальная фантазия» или метод «Дорисовывание фигур». Оценку получает скорость процесса воображения у ученика, проработанность образов, оригинальность найденных решений и так далее.

Свойства личности

Оценить ядро личности ученика младшей школы, его самооценку, важно прежде всего для того, чтобы решить проблемы поведения, плохой успеваемости, недостаточного общения. Ребенок может ответить на вопросы методики «Лесенка» или метода Дембо-Рубинштейн. Во время проведений он может выявить, что тормозом психологического развития ребенка является, например, его заниженная самооценка. В этом случае психолог работает с причинами возникновения низкого уровня самооценки, это могут быть проблемы в семье, развод родителей и так далее. Плюсом методики Дембо-Рубинштейн является то, что уровень самооценки младших школьников оценивается по различным шкалам:

  • Рост;
  • Здоровье;
  • Ум;
  • Характер;
  • Авторитет у сверстников;
  • Положение в школе;
  • Положение в семье.

При этом шкала роста в методике дана, чтобы ученик младшей школы потренировался, выполняя задание. Результаты остальных шкал оцениваются и анализируются отдельно.

Кроме самооценки, полезно оценить тип темперамента ребенка. Для этого можно применить методику, предложенную Б.С. Волковым и Н.В. Волковой «Определение темперамента ребенка». В результате, например, можно увидеть тяготение к холерическому типу темпераменту. Это может быть причиной проблем с поведением и общением со сверстниками и учителями.

Для успехов в учебе детей младшего школьного возраста важно не столько смотреть на биологический возраст и рост, сколько на готовность личности к нагрузкам. Ребенок должен адекватно воспринимать программы обучения, межличностное общение и комфортно ощущать себя в учебном заведении.

Статьи на похожие темы

Источники: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2/27.1.html, http://www.psmetodiki.ru/index.php/mladshie-shkolniki, http://deti.center/Mladshiy_shkolnyiy_vozrast/metodiki_dlya_mladshego_shkolnogo_vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Загадки птицах животных детей

Детям - новогодние загадки далее...

Занятия гимнастикой для детей

Занятия художественной гимнастикой для детей У каждого далее...

Народное лечение гиперактивности ребенка

Синдром гиперактивности в детском далее...

Популярные статьи