Главная » Дети школьного возраста



Младшего школьного возраста также

Младший школьный возраст и его психологические особенности

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и повышается уровень интеллектуального развития.

Как и в любом жизненном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший школьный возраст можно использовать в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств. Нужно учитывать, что иногда в это время может возникнуть частая утомляемость, что связано с интенсивным физическим ростом ребенка, который опережает его психо-эмоциональное развитие.

Главной задачей детей в этом период становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Именно поэтому в это время происходит следующее:

- наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим;

- доминирующей мотивацией становится достижение знаний и получение хороших отметок в качестве поощрения;

- смена распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к смене восприятия ребенком своего места в коллективе, при котором он начинает осознавать себя в качестве человека с самостоятельным мнением.

Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если у одних детей становление происходит вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходить абсолютно наоборот. Именно поэтому здесь следует учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться со взрослыми своими достижениями и результатами, а также в потребности похвалы. Последнее, между прочим, является чрезвычайно важным моментом в жизни ребенка, поскольку похвала придает ему уверенность в правильно выбранной позиции по тому или иному вопросу.

Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга, и психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом ничего плохого нет, поскольку это очень важный период в жизни каждого человека, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство сопереживания за своих друзей, а также понимание долга, преданности и дружбы. Младший школьный возраст — это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период уделяют мало внимания своим детям, впоследствии встречаются с большими трудностями в их подростковом возрасте.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста также включают в себя появление некоторой агрессии, которую не стоит воспринимать очень серьезно. Дело в том, что ребенок только учится управлять своими чувствами, и если одни уже умеют справляться с нахлынувшими эмоциями, то другие еще находится в полном их подчинении. Эту особенность следует учитывать при воспитании детей в это время.

Помимо всего прочего, младший школьный возраст характеризуется стремлением детей к различным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время необходимо отдавать своего ребенка в разнообразные кружки по интересам, которые окажут ему неоценимую пользу. При воспитании ребенка каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен считаться с его мнением и прикладывать все усилия к тому, чтобы стать ему другом. В таком случае будет обеспечено доверие маленького человека, а также возможность осуществлять его правильное воспитание.

Родители должны контролировать развитие своего ребенка в любом возрасте, а также его поведение в сложных ситуациях. Порой это оказывается очень непростой задачей, поскольку дети развиваются скачкообразно, нередко у них происходят сложные периоды в жизни, которые специалисты называют кризисами. Наиболее известные – это кризис трех лет. кризис пяти лет. а также кризис младшего школьного возраста. Чем характеризуются эти моменты в жизни детей и как их пережить максимально спокойно и без потерь?

Кризис первоклашек

Одним из самых легко переносимых считается кризис младшего школьного возраста (кризис семи лет). Такая характеристика данного явления вовсе не означает, что в этот момент на все трудности и перемены в поведении ребенка можно махнуть рукой. Нужно понимать, что новый этап в жизни малыша – знакомство со школой – требует поддержки родителей и провоцирует изменения характера и поведения у крохи.

Порой родители жалуются на то, что ребенка 6-7 лет просто не узнать. В какой-то момент он становится капризным и непослушным, кривляется и нивелирует все правила. Возможно, это говорит о начавшемся кризисе семи лет.

Как проявляется кризис младшего школьного возраста?

  1. Главным признаком является утрата непосредственности у малыша. Он начинает задумываться о связи действий и последствий. Например, мальчик порвал во дворе футболку и переживает, что на это скажет мама, возможно, попытается исправить ошибку.
  2. Ребенок начинает кривляться и манерничать. Это обычно раздражает родителей. Причиной этого является то, что ребенок начинает скрывать свои эмоции и чувства. Он больше не «выворачивает душу» перед всеми.
  3. Малыш уже не столь открыт, как раньше. Он скрывает свои переживания и неудачи. В какой-то степени он замыкается в себе. Такое явление психологи называют феноменом горькой конфеты – когда ребенку плохо или некомфортно, он не говорит об этом открыто, как раньше, а прячет в себе.
  4. Ребенок ощущает потребность в построении новых социальных связей, его привлекает школьная жизнь, ее порядки и устройство. В этот период малыш буквально бредит идеей скорее пойти в школу.
  5. Будущий первоклассник также часто сравнивает себя со взрослыми, стремится быть и казаться старше, его тяготит и не привлекает общение с детьми младшего возраста.
  6. В этот период у ребенка появляется и развивается мир внутренних переживаний. Он все больше событий проигрывает внутри себя, копит эмоции, чувства, которые учится оценивать и проявлять.
  7. Отказ от правил. Поскольку ребенок все больше соотносит себя со взрослыми, во многом благодаря новому этапу в жизни – поступлению в школу, он позволяет себе самостоятельно решать, какие правила важны, а какие – нет.

Что делать родителям?

Несмотря на то, что школьный период очень важен как для ученика, так и для его родителей, не стоит сразу требовать от ребенка слишком многого. Не ругайте малыша за ошибки и неудачи, а поддержите его и помогите справиться с трудностями. Ребенок должен почувствовать вашу поддержку, тогда он сможет добиться многого.

Стрессовый период привыкания к школе нужно максимально облегчить крохе и сделать так, чтобы трудности у него появлялись постепенно, а не сваливались все разом. Например, за месяц до начала учебы нужно постепенно приучать малыша к режиму обычных учебных дней. Будите его в то время, в которое он будет вставать и в школу. Не загружайте малыша кружками и внешкольными занятиями в первые месяцы учебы. Ребенок должен мягко перейти от беззаботного детства к ритму школьной жизни.

Заранее рассказывайте ребенку о том, какие есть правила в школе, что его там ждет. Также положительно влияет знакомство с учительницей, общение с будущими одноклассниками.

Пережить кризис всегда сложно, а детям тем более. Поэтому родители должны запастись терпением и мудростью, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями и изменениями в его характере.

Навигация по записям

Особенности младшего школьного возраста.1-4 класс.

Школьный возраст начинается с шести – семи лет и длится до семнадцати – восемнадцати.

Подразделяется на несколько ключевых этапов:
младший школьный (до достижения 11 лет);
старший школьный(после достижения двенадцатилетнего возраста).
Многие исследователи также выделяют средний школьный (от одиннадцати - двенадцати до пятнадцати лет) период, который является своеобразным переходом от детского возраста к периоду юношества. Первый временной отрезок считается периодом полового взросления, или подростничеством.
Особенности младшего школьного возраста.
Организм младшего школьника претерпевает серьёзные изменения в физиологическом и морфологическом плане, по строению он начинает напоминать организм взрослого человека (например, увеличивается грудная клетка, объём желудка, совершенствуется нервно-психическая деятельность, меняется количество лимфатических узлов).

Младший школьник в большей степени устойчив к заболеваниям, чем дошкольник, так как механизмы адаптации, иммунитет на этом этапе более совершенны.

При этом кожа ребенка остается весьма уязвимым местом для инфекций, поэтому нужно избегать дешевых синтетических изделий (кофточки, майки),Такие средства для нанесения на кожу, как мази, крема лучше приобретать проверенные, невызывающие аллергию.

Следует контролировать осанку ученика, его скелет очень гибкий и неправильное положение за столом во время выполнения уроков может привести к сколиозу, кифозу, лордозу позвоночника. Ребёнок должен сидеть прямо, облокачиваясь на спинку стула, ноги должны не висеть в воздухе, а стоять на полу.

В период с 6 до 11-12 лет идёт активное развитие мыслительных, познавательных процессов. К завершению этого периода дети обладают способностью самостоятельно анализировать события, делать выводы, работать над своими ошибками, контролировать свои действия, размышлять, соотносить своё мнение с чужим.

В возрасте семи-восьми лет ребёнок вступает во второй возрастной кризис развития. События, поступки он определяет либо как хорошие, либо как плохие, у него нет промежуточных категорий.

Первоначально детям этого возраста трудно адаптироваться к новой социальной роли, образу жизни и модели поведения. Им сложно сконцентрироваться на чём-то одном достаточно долго, поскольку ещё не полностью сформирована самокритичность и произвольность внимания.

Взрослые должны помочь младшему школьнику организовать своё время так, чтобы он успевал выполнить все домашние задания (лучше начинать с письменных упражнений), имел возможность прерваться на отдых. Иначе, он быстро устанет, может потерять интерес к процессу обучения, мотивацию на успех.

Родители не должны слишком сильно акцентировать своё внимание на оценках, необходимо хвалить ребёнка, формируя у него уверенность в собственных силах. В противном случае могут появиться предпосылки для развития неврозов, агрессивности, грубости.

Продолжительность урока (максимальная дневная нагрузка 4 занятия) у детей шести лет не должна превышать тридцати пяти минут, после каждого делается небольшой перерыв (20 – 15 минут). После школы малыш должен поспать два часа.

Родителям необходимо с помощью специалиста определить психологическую готовность своего чада к школьному обучению. Его должна интересовать перспектива перехода (зачисления) в первый класс. На такую ситуацию дети реагируют по-разному: одних привлекает возможность освоить чтение, счет, письмо, стать более взрослыми (ориентация на содержание образования); другим не терпится «поиграть» со школьными принадлежностями (ориентация на внешние атрибуты); третьи хотят остаться в детском саду. Это поведение в некоторой мере свидетельствует о том, насколько ребенок готов стать учеником.

Младшие школьники уже имеют друзей, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом, иногда, даже если взрослые не одобряют дружбы с каким-то мальчиком (девочкой), они не спешат от неё отказываться и мнение коллектива оказывается для них весомей. У них сформированы представления о дружбе, заботе, чуткости, ценности и уникальности другого человека.

В некоторых семьях родители запрещают своему ребёнку часто приглашать друзей к себе домой. Это ставит его в затруднительное положение, ведь ему хочется с ними повеселиться, обсудить полученные впечатления. Этот запрет порождает у младшего школьника неуверенность, сомнения в себе, своих силах, другие детки могут начать меньше контактировать с ним.

Родители должны идти навстречу своему чаду, понимая, что для него важно общение со сверстниками. Безусловно, такие встречи будут сопровождаться шумом, смехом, громкими криками, но в социальном отношении первоклассник будет развиваться быстрее.
Если взрослые доброжелательно, приветливо относятся к друзьям своего сына (дочки), то дети получают массу приятных, положительных эмоций от разговоров, игр и с удовольствием приходят в следующий раз, а родители смогут проконтролировать и при необходимости скорректировать поведение школьников.

Если родители ведут крайне авторитарно по отношению к своему ребенку, ограничивают его свободу, постоянно вынуждая действовать в соответствии с собственной моделью поведения, то они рискуют воспитать зависимого, неуверенного в себе человека.

Он должен учиться принимать самостоятельные, обдуманные решения. Здесь речь не идет о безграничной свободе выбора, но уже в этом возрасте он имеет право на некоторую самостоятельность.

Итак, переход к младшему школьному возрасту – новый, особо важный этап в жизни любого малыша. Он несет в себе множество трудностей, препятствий, с которыми нужно справляться. Близкие должны помогать ему, поддерживать в случае неуспеха и постараться сохранить серьезное, трепетное отношение к школе у первоклассника.

При таком подходе он не будет бояться не оправдать ожиданий взрослых и сможет погрузиться в необычную, интересную для него деятельность, радовать близких хорошими отметками, почувствовать удовольствие от правильно решенной задачи, красиво написанной строчки.

Источники: http://fb.ru/article/32993/mladshiy-shkolnyiy-vozrast-i-ego-psihologicheskie-osobennosti, http://mam-sovet.ru/category/deti/krizis-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://detichaik.ru/zdravstvuj-shkola/osobennosti-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1-4-klass.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Сделать интересным день рождения ребенка

Как сделать День рождения интереснее? День рождения далее...

Успокоить ребенка народными средствами

Успокаивающие средства нужны детям лишь в далее...

Рассказы о животных для детей 1 класса

Конспект урока чтения далее...

Популярные статьи