Главная » Дети школьного возраста



Описание младшего школьного возраста

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

1. Характеристика младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе

1.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

1.2 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста

2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

2.1 Строение учебной деятельности младшего школьника

Список использованных источников

Актуальность работы. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Проблемой психологические особенности младшего школьного возраста занимались многие авторы: Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Э. Эриксон, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Цель работы: изучить литературу по проблеме особенности психического развития в младшем школьном возрасте.

Дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста.

Рассмотреть развитие самооценки у детей младшего школьного возраста

3. Определить особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

1. Характеристика младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе

1.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы теоретиков или мыслителей , которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и практиков , которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также художников , с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

По мнению Даниловой Е.Е. в младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ просто запомнить позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единствен�

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте +

К содержанию
Период младшего школьного возраста (6-7-10-11 л) Я в Обществе. Вступает в новый социум, но готов к этому, главный человек – учитель, т.к. через него реализуется познавательная потребность и ребенок хочет, чтобы учитель к нему относился также, чтобы он его принял (самооценка складывается постепенно). В этом возрасте для ребенка в учителе воплощены не столько знания, сколько правила и нормы общественного поведения. Приведение ребенка в школу означает и приведение его к общественным нормам. (Гегель). Мотив прихода ребенка в школу не учебный (нельзя хотеть то, что не знаешь), а общественный - ребенок желает повысить свой статус (родители на работу, я в школу). Парадокс учебной деятельности заключается в том, что усваивая знания он в них ничего не меняет, но меняется сам. У ребенка начинает зарождаться рефлексия на себя (Эльконин).
Рефлексия - осознание ребенком себя, как мыслящим, познающим себя, благодаря учебной деятельности. Потребность познавательная.
Внешняя Трудовая Деятельность – учебная.
Наличие произвольных психических процессов - это новообразование младшего школьного возраста. С этим новообразованием ребенок приходит в 1 класс. Если произвольность психических процессов есть, то кризиса нет. Развитие способностей к действию сначала с учителем, потом самостоятельно, учится действовать поставленным целям.
Новообразованием младшего школьника является рефлексия учебной деятельности и умение составлять внутренний план действий, является основой словесной учебной деятельности, становится возможным для развития личности. Его психические процессы приобретают произвольность, он способен к таким операциям, как сравнение, он познал те законы объективной науки, понимает процесс учебной деятельности, ощущение своей значимости, самостоятельности, взрослости. Он познал мир - потребность в самоутверждении, выражается в чувстве взрослости.
Сензитивный период для развития самооценки (обратная связь с учителем), чувства ответственности, притязание на признание (должны правильно формироваться дома).

Общение в семье: самое главное, что может дать семья - прочувствовать, что такое «делу время - потехи час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддерживать ребенка своими родными.

Общение в школе: характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (сидят за одной партой). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки себя. Конечно, дети 9-10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую им дают одноклассники за ловкость, смелость и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны и главное их легко изменить оценкой со стороны взрослого, а главное - учителя, который становится главным человеком, организующим не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Авторитет учителя огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и соц. ролью в этом возрасте. (Готовность к школе: Психологическая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность. Уровень развития мышления: уметь обобщать, дифференцировать предметы, уметь выделить существенное и несущественное. Бескорыстный интерес к тому, что его окружает. 1. Мотивационная готовность: связана с желанием учиться, заниматься трудным и важным делом, результат которого важен как для него, так и для окружающих людей. 2.Коммуникативная готовность: волевой компонент связан подчинять сиюминутные желания общим правилам.)

Межличностные отношения
– система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, кот обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности, а также теми ценностями, на которых основывается общение людей.

Просмотров. 2631 | Рейтинг. 0.0 / 0

Источники: http://www.studsell.com/view/137286/, http://cyberfac.ru/publ/psikhologija/psikhologija_i_pedagogika/psikhologicheskaja_kharakteristika_mladshego_shkolnogo_vozrasta_osobennosti_mezhlichnostnykh_otnoshenij_v_mladshem_shkolnom_vozraste/21-1-0-759

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

У ребенка на ручках прыщики твердые

Дерматолог - консультации онлайн Здравствуйте. далее...

Моноциты повышены у ребенка причины комаровский

Главная Детское здоровье Повышенные моноциты у далее...

Семья школа воспитании детей

Мой сайт СЕМЬЯ И ШКОЛА - ПАРТНЁРЫ В ВОСПИТАНИИ И далее...

Популярные статьи