Главная » Дети школьного возраста



Особенности консультирования детей младшего школьного возраста

Вопрос 57. Особенности консультирования детей младшего школьного возраста

Направления работы психолога-консультанта

Трудности в обучении и социальной адаптации у детей младшего школьного возраста

Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации

1. Младший школьный возраст составляет период от 7 до 10 лет. При групповом и индивидуальном консультировании детей младшего школьного возраста психолог-консультант осущест­вляет свою работу в направлениях преодоления:

• трудностей в обучении;

• трудностей социальной адаптации в новом коллективе и в но­вой для ребенка обстановке.

2. Трудности в обучении и социальной адаптациимогут иметь сле­дующие психологические причины:

• переход от дошкольного возраста к младшему школьному и свя­занные с этим изменения в жизни ребенка:

- появление новых видов деятельности;

- появление нового социального окружения, новых правил поведе­ния и вызванные с этим трудности адаптации;

- изменение статуса ребенка, который теперь называется школь­ником;

- появление обязательств и ответственности;

• трудности в семье ребенка:

- грубость в отношениях;

- антиобщественное поведение родителей;

- равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании;

- неумелая помощь детям;

• различные мозговые нарушения, заболевания.

3. Стратегия работы психолога в решении проблемы трудностей в обучении социальной дезадаптации имеет свои направления:

Консультант в работе с данной проблематикой должен ориентироваться на следующие основные этапы:

• диагностика умственных нарушений;

• диагностика причин неуспеваемости в школе и оказание коррекционного воздействия на основе полученных результатов;

• проведение групповых занятий, имеющих различные цели:

- развитие навыков социального взаимодействия;

- повышение интереса к учебе через игру;

- повышение познавательной активности и мотивации учебной деятельности;

• анализ влияния семьи на успеваемость ребенка и работа с роди­телями, включающая:

- информирование о психологических причинах трудностей учебы;

- коррекцию родительского отношения к ребенку, к его успехам и неудачам, формирование адекватной оценки качеств ребенка, не завышение, но и не занижение его способностей;

- выработку стратегии эффективного поведения родителей по от­ношению к ребенку и его проблеме, помогающее преодолеть трудности.

Вопрос 58. Особенности психологического консультирования подростков и юношества

Понятие подросткового возраста

Вам что-то еще надо? воспользуйтесь поиском по сайту:

Неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности, семья не выпус­кает его, родители используют его для решения своих проблем

Главная причина школьной дезадаптации в младших клас­сах связана с характером семейного воспитания. В ее основе часто лежат бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил. Неспособность ребенка справиться с ролью ученика негативно влияет на его адаптацию в других сре­дах общения: возникает общая средовая дезадапта­ция ребенка, социальная отгорожен­ность, отвержение. Особенность внутреннего мира младшего школь­ника заключается в том, что он еще мало знает о содержании своих пере­живаний, они не в полной мере осознаны. Только дети с высокой личностной рефлексией способны анализировать то, что с ними происходит. На трудности дома и в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями – гневом, страхом, тоской или вегетативными нарушениями. Явления школь­ной дезадаптации могут проявляться в повышении темпе­ратуры, тошноте, рвоте. Конфликты в семье часто вызы­вают у детей слезливость, расстройство внимания, энурез.

Ребенок семи-восьми лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции с причинами, их вызывающими. На протяжении младшего школьного возраста дети воспринимают все более сложные явления, ярче их переживают и больше осознают свои переживания. Только к подростковому возрасту у ребенка складывается своя система ценностей, и он находит способы предъявить их, готов идти на конфронтацию со взрослыми, чтобы отстоять свое право действовать по соб­ственному усмотрению. Автономия же младшего школьника только складывается. Ребенок не всегда различает, чего хочет он сам, что хотят от него взрослые, ему трудно отделить свои намерения от предъяв­ляемых к нему требований. Проблемы ребенка должны рассматриваться во всей полноте жизненных обстоятельств, связей и отношений: психологу необходимо изучить картину развития ребенка, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями его личности и характера.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо создать для него дома комфортные условия, обеспечить эмоционально благоприятную атмосферу в семье. Классный руководитель должен окружить детей вниманием и заботой, поощрять их малейшие успехи, формировать у них познавательный интерес. Личностно-ориентированное обучение предполагает преж­де всего активизацию внутренних стимулов учения, формирование у детей мотивации уче­ния. По изменениям этого параметра можно судить об уров­не школьной адаптации ребенка и степени овладения учеб­ной деятельностью. Снижение уровня школь­ной мотивации может служить критерием школьной дезадап­тации ребенка, а его повышение – показателем положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе, успешно осваивает новую соци­альную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Консультирование по проблемам младшего школьного возраста.

Круг проблем при возрастном и психолого-педагогическом консультировании родителей и учителей младших школьников примерно таков: успеваемость, отношение к учению, взаимоотношения с учителем и сверстниками, недостаточная произвольность деятельности, некоторые индивидуальные особенности ребенка (тревожность, застенчивость, негативистическая демонстративность, агрессивность и др.). При анализе проблем неуспеваемости следует дифференцировать ее причины (низкая обучаемость или низкая мотивация учебной деятельности) и предлагать рекомендации с их учетом (развитие познавательной сферы, например, способов запоминания и др.; повышение познавательного интереса и т.д.). Отношение к учению определяется целым комплексом факторов: успешность учебной деятельности, уровень притязаний родителей и ребенка, отношения с учителем и со сверстниками и другие; следует выявить причины негативного отношения к учению и соответственно им строить консультативный процесс. Одной из возможных проблем являются завышенные требования родителей к ребенку, ожидания, что он должен получать только отличные отметки, такая позиция старших ведет к появлению школьной тревожности (при возникновении этого синдрома рекомендуется снижать значимость результата учения, переключать внимание ребенка на вопросы взаимоотношений с одноклассниками, школьного режима, внеучебные моменты, чаще поощрять и поддерживать ребенка). Несформированность средств общения у ребенка рекомендуется корректировать через незаметную помощь и подсказку взрослых в конфликтных ситуациях, обсуждения с ребенком возможных способов общения, регуляцию круга общения – включение в него более старших (относящихся к коммуникативным промахам младшего снисходительно) и более младших (признающих приоритет старшего) товарищей. При недостаточной произвольности рекомендуется активизировать внешний контроль, четко обозначать цель и напоминать ребенку о ней, поощрять проявления произвольной регуляции поведения и деятельности. Консультант предлагает рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей: тревожных и застенчивых следует чаще поощрять и реже наказывать, создавать им ситуации успеха; демонстративных как бы не замечать в ситуациях негативного обращения на себя внимания, но проявлять к ним повышенное внимание, когда ребенок ведет себя спокойно и конвенционально; у агрессивных учитывать тип агрессии (истинная, защитная, кажущаяся – несформированность средств общения, аутоагрессия) и обеспечивать разрядку агрессивного импульса, расслабление, обучение средствам общения, понимание и психологическую поддержку.

При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источники: http://mylektsii.ru/11-17052.html, http://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-detskom-sadu-i-shkole/psikhologicheskaya-podderzhka-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://studall.org/all-170483.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Адаптация ребенка школе битянова м р

Адаптация к школе. далее...

Ребенка рвота температура 36

Девочки, спасайте! Рвем всей семьей, далее...

Прыщики на шее у новорожденного

У новорожденного прыщики на лице У здорового новорожденного малыша далее...

Популярные статьи