Главная » Дети школьного возраста



Особенности психолого педагогической диагностики детей школьного возраста

Особенности психолого-педагогической диагностики детей младшего школьного возраста с нарушенным сухом в условиях бюро медико-социальной экспертизы

азработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.

Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.

Дети с нарушениями слуха обладают способностью компенсации, основанной на пластичности нервной системы. У них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития (В.И. Лубовский). Такие дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, развитие личности и самосознания происходит у них не так, как у нормально развивающихся сверстников. При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом у детей с нарушенным слухом оно характерно только для определенного периода онтогенеза.

Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) у детей с нарушенным слухом отмечаются в младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников. У всех категорий аномальных детей наблюдается трудность словесного опосредования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер, при адекватных условиях обучении соотношение непосредственного и опосредованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного, запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Так, на начальных этапах обучения глухого ребенка речи для него характерно своеобразное употребление слов, обусловленное тем, что он опирается только на впечатления, возникающие от непосредственного восприятия окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (Ж.И. Шиф). В начале обучения маленький глухой ребенок может уловить в слове только указание на определенный предмет поэтому слова для него имеют неопределенное, размытое значение, мало отличаются по степени общности. По мере обучения он усваивает более точное и обобщенное значение слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

И.М. Соловьев выделяет две закономерности, характерные для �

Ответы Психолого-педагогическая диагностика

ДВГГУ, Хабаровск, 3 курс.

Цели, задачи и основные методологические принципы психолого-педагогической диагностики.
Психологическая служба в образовании. Задачи, решаемые практическими психологами.
Особенности проведение групповой работы (тестирования, тренинги). Правила инструктирования испытуемых.
Развитие и становление психолого – педагогической диагностики в России.
Развитие и становление психолого – педагогической диагностики за рубежом.
Понятие психологического здоровья. Уровни психологического здоровья (по О.В. Хухлаевой).
Преимущества и недостатки формализованных и малоформализованных методов психологической диагностики.
Строго формализованные методики: тест, опросники, проективные методики, психофизиологические методики, их особенности в использовании.
Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании.
Основные психометрические требования к психологическим тестам: надежность, валидность, достоверность, репрезентативность.
Особенности психолого – педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста.
Основные методы психолого – педагогической диагностики в дошкольном детстве. Диагностика готовности к обучению.
Особенности психолого – педагогической диагностики детей школьного возраста.
Углублённая психологическая диагностика, её основные этапы (по Семаго).
Использование психодиагностических методов в психологическом консультировании.
Этические принципы работы психолога. Документация психолога.
Психологическая готовность ребёнка к школе. Программы психологической готовности ребёнка к школе. Рассказать об одной из программ.
Классификация методов психологической (психолого-педагогической) диагностики.
Диагностика умственного развития и общих способностей ребёнка. Тесты интеллекта. Рассказать об одном из них.
Психологический диагноз и психологический прогноз. Типы и уровни психологического диагноза.
Этапы диагностической работы психолога (изучение запроса, выбор методики и т.д.).

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Карточки для логопункта (17 карточек с заданиями) для автоматизации и дифференциации звуков: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, с-ш, ш-ж, з-ж, з-ж-с-ш, р, рь, р-рь, л, ль, л-ль, ц-с, ч, ч-ц, ч-с, щ, щ-ч, щ-сь, ш-щ. Составлены с учетом рекомендаций Богомоловой А. И. Нарушение звукопроизношения у детей . Удобны в использовании для индивидуальной работы и для домашних заданий.

  • 77,29 КБ
  • скачан 4583 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.03 00:00
  • будет удален через 14 дней

М. Издательский центр «Академия», 2003, 320с. Учебное пособие для высших учебных заведений. В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности.

  • 357,64 КБ
  • скачан 830 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 01.10 11:56
  • будет удален через 14 дней

Подборка различных способов постановки звуков, собранная у практикующих логопедов. Постановка звуков. Заднеязычные. Постановка звука «Х» при замене на «Т». Постановка звука «К» от «Т». Постановка звука «К» на вдохе. Постановка звука «К» от правильного «Х». Постановка звука «К» по подражанию. Постановка звука «Х» от правильного мягкого «Хь. ». Постановка звука «Х» от.

  • 34,23 КБ
  • скачан 3697 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.10 19:11
  • будет удален через 14 дней

Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М. Просвещение, 1981. - 192 с. Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Использование такого пособия как это, помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятию и его проведению. Каждая карточка.

  • 72,07 КБ
  • скачан 3984 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 06.07 13:45
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4588 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Материал для студентов по специальности логопедия, 4 курс. Представлены ответы на следующие вопросы: методики: малоформализованные и высокого уровня формализации, классификация по гуревичу, индивидуальная и групповая диагностика, Методика изучения мотивов учебной деятельности, диагностика специальных способностей, диагностика креативности в отечественной психологии, диагностика.

  • 88,38 КБ
  • скачан 250 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.11 14:03
  • будет удален через 14 дней

Новое на сайте

  • Учение Фрейда

Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.

  • Трудовая адаптация

    Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличии от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

    Разделы

    Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности

    Психология » Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности

    В результате прогресса науки вообще, медицины, педагогики и психологии в частности, к началу XXI века накоплен огромный опыт диагностики и лечения различных форм умственной отсталости, социальной реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта. Наиболее важное условие реабилитации умственно отсталых детей — раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью специальных учреждений. Необходимость раннего выявления и диагностики нарушений познавательной деятельности, комплексного психолого – медико - педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта делает важным знание особенностей их физического и психического развития широким кругом специалистов.

    Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной. Поэтому знание психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушением интеллекта необходимо представителям всех медицинских и педагогических специальностей, имеющих дело со школьниками.

    Интересны эпидемиологические исследования. В последние годы динамика распространенности умственной отсталости во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм, что так же говорит об актуальности выбранной нами проблемы. В показателях распространенности умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. Так, например, частота умственной отсталости в экономически развитых странах (Япония, США, Франция, Германия, Италия и др.) составляет 3 %, в экономически неразвитых странах (Латинская Америка, азиатские страны и пр.) составляет 15%, в России – 1% населения независимо от возраста. Причинами таких различий считают: степень выявляемости больных, разные критерии диагностики умственной отсталости, а также особенности культуры того или иного общества и вытекающие из них системы обучения и воспитания, не только создающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым. [47]

    В приложении к журналу “Социальная и клиническая психиатрия” (2000) опубликованы показатели заболеваемости и распространённости умственной отсталости в России на 1999 год, в том числе в Ивановской и Ярославской областях, которые мы приводим в таблицах. [11]

    Таблица 1. Заболеваемость.

    А. А. Чуркин (1997) указывает величины распространенности для дебильности (т. е. легких форм) — 0,47 % населения. По данным В.В. Воронковой (1999) среди детей с нарушениями интеллекта на дебильность приходится 70 – 80 %. Причём, по мнению учёных, все имеющиеся показатели занижены.

    Большой вклад в познание природы и сущности слабоумия, в разработку системы его преодоления в России внесли такие учёные, как Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова (под её руководством разработан и реализован принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями), Л. С. Выготский (внёс огромный вклад в разработку теории проблемы), А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва (организовала первые в России учреждения для глубоко умственно отсталых детей, разработала первые руководства по работе с ними), А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко (организовал школу – санаторий для дефективных детей), И. В. Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и др.

    Возникновение психологии как науки
    Новому классу- буржуазии- наука была нужна как для развития производительных сил, так и для идеологической борьбы с классом феодалов и поддерживающей их церковью. В этот период в Европе стали раздаваться смелые голоса, критиковавшие церк.

    Профилактика стресса
    Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател.

    Эффективность имиджа
    Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание. Это попытка перевода массового сознания на ав.

  • Источники: http://www.studsell.com/view/106686/40000, http://www.twirpx.com/file/621159/, http://www.modelpsychology.ru/tpan-2.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Режим кормления ребенка в 3 месяца

    Режим дня ребенка далее...

    Средство от ушибов для детей с года

    Какая мазь от ушибов и синяков далее...

    Интервал кормления ребенка 3 месяца

    Кормление ребенка по месяцам Питание ребенка до далее...

    Популярные статьи