Главная » Дети школьного возраста



Психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Психофизиологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ.

Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач является разработка физиологических и психических основ эффективной организации учебного процесса.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-10 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается.

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное.

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела.

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями.

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга , лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

Copyright 2016 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru

Психофизиологические характеристики в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок постепенно начинает утрачивать свою детскую непосредственность в поведении, у него начинает появляться совершенно другая логика мышления. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея тельность. В школе он приобретает не только новые зна ния и умения, но и определенный социальный статус

В процессе обучения психическое развитие младшего школьника должно опираться на гармоничное соответствие между его психофизиологическими возможностями и требованиями, которые предъявляет социальное окружение. Для ребенка огромную роль имеет школьная оценка успеваемости и его социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Для младшего школьника, успеваемость является важ ным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. На сегодняшний день основным критерия успешности маленькой личности является академическая оценка, но помимо этого важным аспектом успешности будет социальной положение в классе, статус который ученик будет занимать среди своих сверстников.

При рассмотрении социальной успешности, нельзя не уделить внимание психофизиологическим особенностям личности ребенка, а именно характер распределения психических функций между левым и правым полушарием головного мозга.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга представляет собой сложное его свойство, отражающие различия в распределении психических функций между правым и левым полушарием. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Мануальная асимметрия (асимметрия рук) школьников остается одной из самых серьезных проблем в образовательном процессе. Право или леворукость одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в типе мозговой организации психических процессов. У детей право и леворукость формируется, в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Переучивание леворукого ребенка означает вмешательство в уже сложившуюся сложную функциональную систему. Переученный левша, насильно приспособивший себя к неудобному правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно - психической деятельности, характерные для леворукого человека. Хотелось бы отметить Семенович А.В. которая уделяла внимание межполушарной организации психических процессов у левшей. Если рассматривать всех учащихся по степени рукости, то получается многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстеров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам. Склонность к праворукости, леворукости или амбидекстрией задается природой, определяется биологическими закономерностями.

В наше время учителя не всегда учитывают связь психофизиологических характеристик детей, при учете этих характеристик мы может помочь достичь ребенку большей социальной успешности и организовать правильную учебную деятельность, ориентируясь на группы учащихся с определенным типом психологических особенностей. Это даст возможность раскрыть все способности создающие ситуации успеха.

В психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований по функциональной организации головного мозга, такими авторами как, Сиротюк А.Л. Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Семенович А.В. Лурия А.Р. Симерницкая Э.Г. Дубровина И.В. Р.Сперри и многие другие. Но, тем не менее, непосредственно работ, в которых четко бы определилась связь мануальной асимметрии как с рукостью, так и положения ребенка в системе межличностных отношений в классе, в общем, не достаточно.

Именно об этом бы мне хотелось рассказать в следующей статье.

Зайтуева Стелла Умаровна

Опубликовано на сайте: 30 октября 2015. 173 просмотра

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Известно, что в младшем и среднем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью процессов в разных системах организма. Характерно несовпадение темпов увеличения размеров костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти особенности формирования костно-мышечной системы приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.

В возрасте 6-10 лет наблюдается усложнение в строении синовиальной мембраны, суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны.

Это возрастное физическое несовершенство усугубляет процесс адаптации младших школьников к сложным и стрессогенным условиям школьной жизни. Как считают психологи и медики, начало школьного обучения – это критический период развития человека, от успешности его прохождения зависит дальнейшая жизнь. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности – учебной. Естественно, что процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.

В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и физиологических показателей, так как для этого возрастного периода характерна индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора года. Наиболее страдают в первом классе дети с замедленным темпом, ретарданты, у которых отмечается в целом замедление развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как отстают в развитии и плохо успевают в школе.

У всех первоклассником и многих школьников во втором классе процесс перестраивания ЦНС характеризуется повышенной пластичностью, чувствительностью к внешним эмоциональным воздействиям и поэтому требует больших энергетических затрат, что приводит к напряжению гомеостатических механизмов. В связи с этим в течение учебного года фиксируется неустойчивость функционального состояния организма и высокий риск ухудшения состояния здоровья. Как отмечают специалисты, к концу начальной школы (к 9-10 годам) мозговые процессы стабилизируются, что обеспечивает относительную устойчивость процесса адаптации и улучшения работоспособности школьников в течение всего учебного года.

Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с формированием произвольности информационных процессов, сред которых важнейшее место принадлежит памяти. В младшем школьном возрасте память должна функционировать по принципу опосредования конкретными смысловыми значениями учебной или практической задачи, а не на основе непосредственного эмоционального или механического запоминания как это свойственно детям дошкольного возраста даже в условиях подготовки к школе.

У младших школьников кора больших полушарий специализирована и более дифференцированно, чем у старших дошкольников участвует в осуществлении различных зрительных операций. За период обучения в начальной школе кортикальные структуры зрительной системы претерпевают значительные изменения за счет подключения к ним активности ассоциативных зон коры. Расширение кортикальных полей, вовлеченных в анализ зрительной информации к концу обучения в начальной школе, обеспечивает протекание более сложных операций, включающих сличение со следами в памяти и определение эмоциональной и субъективной значимости внешних стимулов.

Возрастные особенности пятиклассников
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен нег.

Задачи домашнего чтения
Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебного предмета «иностранный язык» способно, с одной стороны, обеспечить более прочное формирование всех видов коммуникативной компетенции, другой стороны.

Источники: http://www.directeducation.ru/powins-489-1.html, http://www.b17.ru/article/39311/, http://www.firsteducation.ru/neopols-1421-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Аллергия молоко ребенка 2 года

Аллергия на молоко у ребенка Детская аллергия далее...

Особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте

Особенности восприятия детей далее...

Микрополяризация головного мозга детям отзывы воронеж

Форум Санкт-Петербургского Научно-Исследовательского Психоневрологического далее...

Популярные статьи