Главная » Дети школьного возраста



Распевки для детей школьного возраста

Развитие вокальных данных у детей дошкольного возраста

В детстве пела в школьном хоре, в юности – в студенческом хоре, часто солировала, в молодости была участницей академического хора. Продолжаю петь в хоре и сейчас. Я очень люблю петь! Эту любовь к пению стараюсь привить детям МДОУ №56.

Двенадцать лет назад я организовала вокальную студию. Вместе с участниками придумали название: “Дружная семейка”, а девизом нашей студии стали слова Е. Благининой:

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

Занимаются в студии дети от 3 до 7 лет. Порой приходят ребятишки, которые и слова правильно не могут говорить. Чтобы проверить их вокальные данные, я придумала своеобразную диагностику. Ребенок пропевает не песенку, а своё имя, имена своих родных: папы, мамы, дедушки, бабушки. Желающих заниматься из года в год становится все больше, поэтому разделила детей на две подгруппы: 3-5 лет (младшая группа), 5-7 лет (основная группа).

Большое внимание уделяю развитию речи у детей: проговариваем скороговорки, чистоговорки, проговариваем и пропеваем звуки в разных тональностях.

Распевки, порой, рождаются сами собой: учим скороговорки, а затем начинаем их петь. Часто дети приносят на занятие сборнички стихов-четверостиший. Понравившиеся стихи также ложатся на незатейливую мелодию, которую мы с удовольствием поём в разном характере, с разной динамикой и темпом.

Особое внимание уделяю дыханию: “надуваем шарик”, “нюхаем цветочки”, “сдуваем пыль”, “дуем на платочек”, “греем руки дыханием”, “дуем, как холодный ветер”.

Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются.

Изучив методы работы по формированию голоса В. Емельянова и Д. Огороднова, оформила наглядные пособия для распевания “Весёлые распевки”, приближенные для детей дошкольного возраста. По этим пособиям дети легко осваивают разные интервалы, поют протяжно, отрывисто, с разной динамикой, темпом. Дети без труда показывают голосом фальцет и штро – бас. Постепенно начала вводить нотную грамоту. Для детей оформила пособия: “Музыкальная сказка”, “Будем с нотками дружить”, “С песенкой по лесенке”. Играя, дети знакомятся с нотками, с их названием, с их расположением на нотном стоне. Пробуем петь двухголосье, каноны. Детям очень нравится “играть в двухголосье”. Поём подгруппами, дуэтом. Они сами придумывают несложные вторые партии.

Из года в год песенный репертуар подбираю очень тщательно: чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разный темп, динамику, характер.

Один раз в два года в нашем городе проводится конкурс “Жемчужина Братска”, где дети участвуют в разных номинациях: “Вокальное искусство” и т.д. В номинации “Хоровое искусство” - среди хоров из музыкальных школ, музыкальных училищ, хоровые студии дворцов культуры, выступает мой хор – хор дошколят. Пока он единственный и уникальный. У нас есть Диплом 1 степени, 2 Диплом “Гран При”, две “Жемчужинки”, медаль. Каждого участника хора награждали “Благодарственными письмами”. Наша студия стала называться вокально-хоровой. Практически, мы участвуем в каждом городском конкурсе, если он связан с пением. Ребята с удовольствием выступают на городских мероприятиях, перед детьми других детских садов.

Родители оказывают посильную помощь во время выступления детей, сопровождают на конкурсы, концерты, приобрели концертную форму.

Большую поддержку в работе оказывает администрация ДОУ: купили новые мягкие игрушки, озвученные игрушки, которые способствуют освоению музыкального песенного репертуара, приобрели стерео-магнитолу, радио-микрофоны, микрофоны с усилителями. Дети очень любят петь в микрофоны. На стерео магнитолу записываем выступления, прослушиваем, отмечаем, что не получилось, над чем нужно еще поработать. После каждого выступления дети поощряются сладкими призами. Традицией в нашем саду стал “Сладкий стол” - праздник для вокалистов после творческого сезона в конце учебного года. Для детей специально печется сладкий пирог, покупаются фрукты, разные сладости.

Очень приятно, что многие наши воспитанники, теперь уже школьники, продолжают своё музыкальное образование.

Предлагаю авторские упражнения и песенки-распевки, песни и конспекты занятий вокальной студии.

Песенки-распевки для младшей группы детского сада

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт педагога терпения, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению.

Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением?

Большое внимание важно уделять распеванию. т. е. разучиванию упражнений дли развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Ведь детский тембр очень неровный, особенно при пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, и это мешает пению.

Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Ведь именно интерес помогает дошкольникам осознать выразительные особенности песни. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой. Учат понимать красоту сменяющих друг друга времён года и воспитывают творческое отношение к природе. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темна, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пенни постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.

Каждый человек при рождении получает уникальный дар - голос, который при желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Поэтому музыкальный руководитель должен стараться доставить детям удовольствие и радость от занятия, от самого процесса пения. Ведь как поётся в детской песенке: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться .

Разучивание и пение распевок следует проводить не традиционным способом, сидя на стульчиках перед педагогом, а стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может Ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.

Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).

Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).

Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)

И дорожки разгребём (качают в стороны руками - «разгребают снег»).

Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)

Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).

Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)

Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).

- У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)

За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик),

И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).

Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)

Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).

Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой),

Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).

Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)

И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).

По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)

Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).

Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)

Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).

Дождик бывает весенним (выполняют хлопки),

Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).

Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).

Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук - изображают, как летят снежинки).

(Педагог произносит без музыки, громко.)

И получается снег!

(дети сдувают снежинку с ладошки.)

Распевка в школьном хоре

Голос ребенка… Хрупкий, ломкий, неустойчивый. От хриплого до гортанно-визгливого, от шипящего до родниково чистого и мягкого. Именно с такими голосами дети приходят в школу, именно с ними и приходится работать учителю музыки. Чтобы сделать голос ребенка ровным, устойчивым, красивым, полнозвучным нам с вами, уважаемые коллеги, придется потрудиться основательно.

Обратите внимание на то, как мы говорим. Речь любого человека насыщена всевозможными интонациями, тембровыми вариациями, динамическими нюансами. Вспомните, как мы рассказываем собеседнику о чем-то интересном, увлекательном. Переполненные чувствами, захлестнутые эмоциями, мы выдаем такие яркие, неповторимые монологи, что позавидовал бы любой драматический артист.

Но вот мы начинаем петь. И сразу понимаем, ощущаем, что куда-то подевалась, улетучилась, испарилась свобода владения голосовым аппаратом. Мы не узнаем свой голос, ставший вдруг непослушным, корявым, визгливым. Что же случилось?

Думаю, что в данном случае сказалось отсутствие элементарной практики пения. Чтобы голос при пении звучал свободно, непринужденно нужны определенные певческие навыки, добываемые систематической работой над вокальной техникой.

Начиная занятия со школьным вокальным коллективом (хор, ансамбль), педагогу следует неустанно внушать детям, что безголосых людей нет, что умение петь тренируемо и легко развивается особенно в раннем возрасте. С самых первых занятий вокалом ученик должен осознать свою певческую перспективу, ощущать результат занятий пением.

Начало вокальной работы с детским хором – приведение голосового аппарата участников в оптимально-рабочее состояние. Достигается это путем выполнения всевозможных распевочных упражнений, выбор которых зависит от состояния голосов учеников, уровня и однородности их вокального развития.

Распевание – прописная истина, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать. Даже взрослые, опытные вокалисты без распевания испытывают большие затруднения при пении.

Распевочные упражнения выполняются стоя, что позволяет максимально освободить мышцы, участвующие в звукообразовании. Спина прямая, плечи расправлены, живот подтянут.

Первое упражнение, которое я обычно использую для распевания с детьми, как на уроках, так и в хоровой практике это гудение, жужжание, шипение. По команде дети издают гудящий звук с закрытым ртом. При этом они должны ощутить и зафиксировать вибрацию в лобных и гайморовых пазухах, проследить, как движется воздух при образовании звука. Выполняя это упражнение, дети должны научиться усиливать и ослаблять резонирование, отыскивая при этом удобное положение гортани. Гудение, а затем жужжание и шипение выполняются на цепном дыхании. Атака (начало звука) должна быть мягкой, свободной, естественной. Ученики обычно с удовольствием гудят и шипят. Дайте им возможность поупражняться в этом с различной динамикой до достижения при этом полного выдоха. Следите за тем, чтобы ваши вокалисты равномерно, экономно расходовали запас воздуха. Не допускайте излишне резких воздушных атак на резонаторы.

Открытое пропевание гласных позволяет певцу прочувствовать, как работает грудной резонатор. Использование грудного резонатора в пении дает дополнительную силу звуку, придает голосу мягкость, бархатистость. При распевании поем гласные четвертными нотами в следующем порядке, записанном для учеников на доске: А-Я-О-Е-Э-Е-Я. Полезно отдельно поработать с каждым из перечисленных звуков, добиваясь предельной отчетливости звучания гласных. Частенько случается так, что звук лишь в начале атаки соответствует заданной гласной, а затем смазывается, расплывается, становится неопределенным. Ваша задача – добиваться отчетливости звука на протяжении заданной длительности ноты. Перечисленные выше упражнения я считаю необходимым минимумом для первых занятий с хоровым школьным коллективом. В дальнейшем должны в обязательном порядке использоваться упражнения на движение мелодии, строй, расширение диапазона, артикуляционные, дыхательные упражнения, о которых вы сможете узнать в последующих статьях рубрики «Школьный хор».

Еще по теме:

Источники: http://festival.1september.ru/articles/412139/, http://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/muz-zanyatiya/2606-pesenki, http://shkolamuzikant.ru/raspevka-v-shkolnom-xore/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Наблюдения за игрой детей

Развитие и воспитание дошкольников Примерный план наблюдений за далее...

Методика умственного воспитания детей дошкольного возраста

Средства умственного воспитания далее...

Насморк у ребенка 6 месяцев чем лечить

Чем лечить насморк у ребенка 6 месяцев? Каждый далее...

Популярные статьи