Главная » Дети школьного возраста



Развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развитие мышления детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте особенно активно развивается способность к мышлению. До того, как вступить в этот возраст дети думали преимущественно наглядно-образно, а в этом возрасте им предстоит найти и полностью освоить словесно-логическое мышление.

Кроме словесно-логического мышления дети получают возможность к синтезированию информации к способности удерживать внимание.

Все эти новообразования младшего школьного возраста являются одновременно и следствием и причиной развития мышления. И в этих психических функциях можно выделить два главных направления развития: произвольность и интеллектуализация. В результате развития к концу младшешкольного периода появляются индивидуальные склонности: быть ребенку космонавтом или пожарным решить раньше в принципе невозможно, если не делать из ребенка объект осуществления собственных неудавшихся мечтаний.

Развитие мотивационно- потребностной сферы приводит к самосознанию и возможности рефлексии, самопознанию. Ребенок получает возможность действовать в соответствии с внутренним планом и планировать на довольно протяженное время. Наличие внутреннего плана, самоконтроль и произвольность – главные приобретения младшешкольного возраста. Однако это вовсе не обозначает, что ребенок овладевает этими навыками психики в начале - в шесть-семь лет. Напротив, он будет учиться овладевать ими вплоть до одиннадцати- двеннадцати лет и если на ребенка поднажать в период, когда эти функции в психике только раскрываются, он, ребенок, может потерять всякий интерес к их развитию. Положительное же подкрепление новообразований поможет раскрыть их во всей красе, а, значит, сделает ребенка успешнее в плане счастья в дальнейшей его жизни.

Меняются и нормы поведения: теперь это не следование приобретенным рефлексам. Теперь нормы поведения, принятые в семье, встраиваются в структуру личности и превращаются в требования к себе.

В соответствующей обстановке, семейной, развиваются и так называемые «высшие чувства»: эстетические, нравственные, моральные. Это сочувствие, чувство товарищества и Родины, преданность семье и так далее.

Лидирующим вопросом для родителей становится общепринятый признак зреющего или зрелого мышления – школьная успеваемость. Однако она, конечно, является не признаком способности мыслить вообще, а мерилом усвоения информации и способности адаптироваться в обществе. Оценка учителя и родителей влияет на развитие учебной мотивации и в случае если она не соответствует ребенку, или соответствует, но не так, как хочется ребенку, эта оценка может повлиять на становление личности ребенка весьма негативно. Поэтому родителям следует препоясаться терпением и слышать своего ребенка и его нужды, помогать ему ориентироваться в новом для него мире и в освоении новой роли. Оценка успеваемости в нашем обществе превратилась в оценку личности в целом, поэтому для того, что бы личность не пострадала от неуспеваемости по математике, проще всего научить эту личность концентрировать свое внимание и развивать произвольность мышления. Учитель, к сожалению, не может выполнить эту функцию в отрыве от родителей, поэтому эта работа достается вам. В противном случае - снижение самооценки, появление чувства собственной неполноценности, ощущение безнадежности – задавит всю психику ребенка и не даст ему развить мышление до взрослого уровня. Если же ребенку совсем не дается учеба, то вы можете привлечь его внимание к другим занятиям, так называемым компенсаторным, в которых ребенок может проявить большие успехи.

Только слушая и слыша своего ребенка можно ожидать от него полноценного развития такой психической функции, как мышление.

05.10 Первый класс: распорядок дня в помощь
Начало учебы в школе – волнительное время и для учеников и для их родителей. Первый класс - как радость, так и стресс для малышей.

Одна из важнейших способностей человека, которую стремятся развивать в ребенке родители и педагоги - мышление. В основе этого увлекательного процесса дети, используя собственные знания, добывают новые, неизведанные. Если свое личное открытие ребенок сделал самостоятельно, взволнованно и убежденно, то этим он будет дорожить всю жизнь. Доказано, что интеллектуальные чувства становятся источником прочной памяти.

Чувство прекрасного к природе

Овладеть формами мышления возможно через развитие чувства прекрасного к природе. Первостепенная задача взрослого в этом деле заключается в том, чтобы привлечь внимание, помочь присмотреться к естественным и искусственным явлениям и предметам, живым организмам, окружающим юного человека, чтобы прикосновение и приобщение к ним всегда служило источником жизненной радости и вдохновения.

Наблюдательность - первый шаг в развитии мышления


Являясь старшими проводниками по природному храму, отдавая дань главенствующему чувству любознательности в детском возрасте, взрослые должны развивать наблюдательность у ребенка, помочь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и организмами.

Естественно, что у ребенка гроза может вызывать чувства беспокойства, страха. Если привлечь внимание к признакам-предвестникам природного явления: оттенкам неба, усилению ветра, поведению птиц, несовпадению по времени услышанного звука раскатов грома и увиденных молний, то живой интерес сменит тревожные эмоции. Наверняка ребенку захочется узнать происхождение грозы, ее значение.

Ученик начальной школы должен уметь отличать формы растений: травы, кустарники, деревья. Травянистые растения отличаются между собой не только цветами, но, и листьями, и стеблями. Листья отличаются расположением на стебле (поочередное или напротив друг друга), величиной. Можно попытаться найти у одного дерева самый маленький и самый большой лист, измерить линейкой, сравнить, предположить причину обнаруженной разницы.

Приводит в восторг детей увиденная жизнедеятельность муравейника. Трудовые хлопоты муравья, несущего веточку, хорошо ассоциируются с имеющимися знаниями ребенка о работе, строительстве. Намоченный кусочек сахара, положенный рядом с муравейником, и наблюдения за образованием муравьиной дорожки к сладкому - настоящий научный эксперимент.

Книга природы

Приученные читать природную книгу , дети умело абстрагируются на художественные и музыкальные произведения, созданные человеческими руками и мыслью. Зоркий пытливый взгляд и внимательный слух уловят краски и звуки природы, используя уже сформированные мыслительные понятия в результате наблюдений. В будущем, принятие и понимание наследия предков, отобразивших природную красоту, составят культуру и образование молодого человека.

Поделитесь с друзьями:

Главная / Дети / Воспитание / Упражнения на развитие мышления для школьников младших классов

Упражнения на развитие мышления для школьников младших классов

Ребенку младшего школьного возраста для полноценного освоения школьной программы, необходимы не совокупность знаний, приобретенных ранее, а умение самостоятельно принимать решения, правильно излагать свои мысли, запоминать и применять пройденный материал. В этом возрасте у детей происходит усиленное развитие интеллекта. Основные психологические функции, такие как речь, мышление, память, восприятие развиваются в полной мере и становятся контролируемым процессом. Но без специальных упражнений на развитие мышления с существующей сложной школьной программой не обойтись.

Особенности мышления детей младшего школьного возраста

В программу обучения школьников младших классов входят такие понятия как: выделение существенных и несущественных признаков, выведение следствия, сравнение, обобщение, определение понятия. Если мыслительные способности ребенка не достаточно развиты, то знания, полученные в школе, могут усваиваться не в полной мере - фрагментами. Это, конечно же, сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом. В этот период у детей младшего школьного возраста порой происходят в голове различные метаморфозы – борьба конкретной информации с развивающимся логическим мышлением. Отношение между предметами и явлениями и их связи строятся на способности развития мышления детей младшего школьного возраста. Наряду с другими развивающими программами изучают следующие упражнения на развитие мышления для школьников:

  • Определение противоположностей (худой-толстый, храбрец-трус)
  • Присутствие функциональных связей (лес и деревья, птица и небо)
  • Отделение части от целого (поляна – цветок, снегопад – снежинка)

Вступление ребенка в школьную жизнь влечет за собой ряд трудностей. Слишком резки перемены в жизни ребенка в этот период. Поэтому, уважаемые взрослые, не надейтесь только на знания, полученные в школе вашим ребенком и тем более, на развитие способностей на базе школьной программы. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, изучить информацию об упражнениях на развитие мышления для школьников. Постоянно заниматься с ребенком, решать ребусы, задачки, наблюдать за окружающим миром и делиться впечатлениями. Еще не сформировавшийся детский организм продолжает познавать мир и его восприятие может коренным образом отличаться от вашего. Формирование взглядов и развитие мышления устанавливается на стадии взросления. Например, если учащиеся 1-2 класса выделяют только внешние признаки действия объекта (что делает и для чего), то к третьему классу ребята могут более подробно описать действия, найти объединенные признаки и сравнить разные объекты. Например: осина и ромашка. Они разные (размер, форма, цвет), но объединяет их общие характеристики – это живые организмы, они растут, питаются влагой, дышат, размножаются.

Упражнения для развития логического мышления

Способность ребенка производить простые логические действия такие как: анализ, сравнение, обобщение и др. называются логическим мышлением. Логическое мышление у ребенка не может развиваться самопроизвольно, для этого необходимы занятия по развитию логики в детских учреждениях и дома с родителями. Прежде, чем вступить в этап школьного образования, ребенок должен быть подготовлен к получению знаний. Существуют различные комплексы упражнений для развития логического мышления.

Игра «Путешествие стрекозы». Целью игры является развитие сообразительности и внимания, ориентация на плоскости. Детям раздаются карточки, разделенные на четыре квадрата и фишка-стрекоза. По указанию педагога или родителя ребенок передвигает фишку в нужный угол (вверх, вниз, налево, направо).

Загадки и викторины. Направлены на быстроту реакции, тренировку памяти, развитие нестандартного мышления. В загадках должен отображаться и анализироваться предмет с пространственной, временной и количественной точки зрения.

  • Отчество у Буратино.
  • Друг говорящего крокодила.
  • Самое лучшее в мире средство против жара, по мнению Карлсона.
  • Деревня, в которой проживал кот Матроскин.

Игра на развитие быстроты реакции. Ведущий задает вопросы: круглый, вкусный персонаж сказки; добрый дед с большим мешком; какой день недели будет послезавтра; летний головной убор с козырьком.

Игра «Закончи фразу». Стихи пишет. Нас лечит. Нас учит… Картины пишет… Дом строит… Песни поет… Двор подметает…

Загадки-шутки. Такие загадки являются упражнениями для детей на развитие мышления. Они развивают быстроту реакции, внимание, сообразительность, способность анализировать. Например:

  • Летела стая лебедей: два сзади, один впереди, два сбоку, три позади. Вопрос: сколько было журавлей?
  • Вышла курочка гулять, вывела своих цыплят: 5 бежали впереди, 6 остались позади, посчитайте их ребята, сколько вместе всех цыплят?
  • У мамы на кухне стояли 3 кружки, тарелок 4, на них 3 ватрушки. Сколько посуды стояло у мамы на кухне?
  • Сколько лап у трех ежат, сколько ласт у двух моржат, сколько ног у крокодила, пальцев у большой гориллы?

Все эти упражнения для детей на развитие мышления, безусловно, положительным образом скажутся в процессе обучения вашего ребенка. Приобщение вашего ребенка к искусству рисования, игре на музыкальных инструментах, лепке будет хорошим дополнением к упражнениям на развитие мышления. Ведь все перечисленные занятия развивают у ребенка мелкую моторику, отвечающую за формирование и развитие логики, мышления, памяти. Наличие логического мышления является одним из основных необходимых качеств, влияющих на выбор профессии. Дети от природы любознательны и стремятся как можно быстрее познать внешний мир. Не препятствуйте им, а только направляйте в нужную сторону их неуемную энергию. Упражнения на развитие мышления нужно проводить в игровой форме, ненавязчиво. Больше разговаривайте с ребенком, не оставляйте его вопросы без ответов. Не жалейте времени на воспитание вашего ребенка. Ведь что посеешь, как говорится…

Источники: http://www.predkam.ru/articles/art_9764/, http://www.fun4child.ru/9655-razvitie-myshleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html, http://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya-dlya-shkolnikov-mladshikh-klassov.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Незрелость мозга у детей что это такое

Незрелость головного мозга Вопрос:Добрый далее...

Остаточный влажный кашель у ребенка чем лечить

Как лечить остаточный кашель у далее...

Танцы гимнастика для детей

Приветствую Вас, дорогие далее...

Популярные статьи